Филиппе Брунелески

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:00, доклад

Описание работы

Брунеллёски (Brunelleschi, Brunellesco) Филиппе (1377, Флоренция, — 15.4.1446), итальянский архитектор, скульптор и учёный.
Биография личности Филиппе Брунелески.

Работа содержит 1 файл

Брунеллёски.doc

— 29.00 Кб (Скачать)
 

        Брунеллёски (Brunelleschi, Brunellesco) Филиппе (1377, Флоренция, — 15.4.1446), итальянский архитектор, скульптор и учёный. Филиппе с раннего возраста обучался чтению, письму и счёту, а также немного латыни; отец его был нотариусом и думал, что сын займётся тем же. С ранних лет он проявлял интерес к рисованию и к живописи и занимался этим очень успешно. Когда отец решил, согласно обычаю, обучать его ремеслу, Филиппе выбрал ювелирное дело, и отец, будучи человеком разумным, с этим согласился. Благодаря своим занятиям живописью Филиппе скоро стал профессионалом в ювелирном ремесле. В 1398 году Брунеллёски вступил в Арте делла сета и стал золотых дел мастером. Однако вступление в цех ещё не давало аттестата, он получил его лишь шесть лет спустя, в 1404 году. До этого он проходил практику в мастерской известного ювелира Линардо ди Маттео Дуччи в Пистойе. Филиппе оставался в Пистойе до 1401 года. В 1401, участвуя в конкурсе скульпторов, выполнил бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака» (Национальный музей, Флоренция) для дверей флорентийского баптистерия. Этот рельеф, выделявшийся реалистическим новаторством, оригинальностью и свободой композиции, явился одним из первых шедевров ренессансной скульптуры. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре - наиболее раннее из крупнейших произведений Брунеллёски во Флоренции. Около 1409 он создал деревянное «распятие» в церкви Санта-Мария Новелла. В дальнейшем Брунеллёски работал как архитектор, инженер и математик, став одним из основоположников архитектуры Возрождения и создателей научной теории перспективы. Грандиозный по тому времени (диаметром 42 м) 8-гранный купол, возведённый Брунеллёски в 1420—1436 над хором флорентийского собора — первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли. Купол был построен без опирающихся на землю лесов; он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Возвышаясь над городом, купол, с его устремлённостью и гибким упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции. В здании воспитательного дома (Оспедале дельи Инноченти; 1421—1244) Филиппе вынес арочную галерею на фасад, связав здание с площадью, придав его облику монументальность и вместе с тем лёгкость и приветливость. В Старой сакристии (ризнице; окончена в 1428) церкви Сан-Лоренцо он впервые создал характерную для Ренессанса ясную и гармоничную центрическую купольную композицию, структура которой образно выражена заимствованной из античности ордерной системой. Квадратное в плане пространство перекрыто лёгким зонтичным куполом, лежащим на парусах. В капелле Пацци (во дворе церкви Санта-Кроче; начата в 1429), с её элегантным коринфским портиком и двумя куполами (в портике и самой капелле), особенно наглядно выражены пространственная свобода, цельность и ясная закономерность композиции; выделенные цветом пилястры, антаблемент и арки чётко выражают гармоничное соотношение опоры и нагрузки. Брунеллёски удачно использовал ордер и в базиликальных церквах Сан-Лоренцо (1422—1246) и Санто-Спирито (начата в 1444), разделив нефы несущими аркаду колоннами и расчленив пилястрами стены. Стройность колонн и пилястр усиливается помещёнными над капителями отрезками антаблемента. Недостроенными остались дворец партии гвельфов (1420—1242) и центрическая (8-гранная изнутри, 16-гранная снаружи) церковь Санта-Мария дельи Анджели (начата около 1434). Брунеллёски приписывается также создание мощного, выложенного из грубо отёсанных блоков дворца Питти (начат в 1440) и более камерного дворца Пацци-Куаратези (до 1445). Брунеллёски много работал и как строитель укреплений (главным образом в Пизе).

Ни одно из начатых  Филиппе больших строительств не было им закончено, на всех он был занят, всеми руководил одновременно. И не только во Флоренции. Параллельно он строил в Пизе, Пистойе, Прато - в эти города ездил регулярно, иногда несколько раз в год. В Сиене, Лукке, Вольтерре, в Ливорно и его окрестностях, в Сан-Джованни Валь д'Арно он возглавлял фортификационные работы. Брунеллёски заседал в различных советах, комиссиях, давал консультации по вопросам, связанным с архитектурой, строительством, инженерным делом; его приглашали в Милан в связи с постройкой собора, спрашивали его совета относительно укрепления Миланского замка. Он ездил в качестве консультанта в Феррару, Римини, Мантую, проводил экспертизу мрамора в Карраре. Брунеллёски умер 16 апреля 1449 года. Его похоронили в Санта-Мария дель Фьоре.

   Гуманизм и поэтичность его творчества, соразмерность человеку его построек, жизнеутверждающая сила его образов, сочетание монументальности и изящества, творческой свободы и научной обоснованности замыслов мастера определили большое влияние Брунеллески  на последующее развитие архитектуры Возрождения.


Информация о работе Филиппе Брунелески