Итоги работы Б.Н. Ельцина

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность. Все эти задачи возлегли на первого всенародно избранного президента России- Бориса Николаевича Ельцина.

Работа содержит 1 файл

итоги ельцина.docx

— 37.06 Кб (Скачать)

12 декабря  1993 года всенародным голосованием  была принята новая Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим

федеративным  правовым государством с республиканской  формой правления. Главой государства  являлся избираемый всенародным  голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль над их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

Высшие органы власти Российской Федерации

(с декабря 1993г.)

 

глава государства

Президент РФ


 

Исполнительная  власть                                     Законодательная власть

  Правительство РФ                              Федеральное Собрание – парламент  РФ


 

                                                               Совет федерации   Государственная Дума

                                   Судебная власть



 

Конституционный суд           Верховный суд           Высший арбитражный суд

                                                

 

 

Приватизация. Полным ходом шел грабеж не только бывших граждан первого в мире социалистического государства, но и бывшей социалистической собственности. Назвали этот процесс – приватизацией.

Становление рыночных механизмов в  экономике не возможно без разгосударствления большей части народного хозяйства, акционирования предприятий. У нас  же приватизация государственной собственности  приняла уродливые, зачастую откровенно бандитские формы что только усугубило  падение промышленного производства: за редчайшим исключением предприятия  так и не получили эффективного управления, основные фонды беспощадно разворовывались, иностранные компании целенаправленно  банкротили российских производителей для устранения конкурентов. Сейчас можно сказать, что именно те методы и способы приватизации которые  использовались правительством вызвали  невиданный до этого разгул преступности и коррупции.

3а годы реформ Россия избавилась  от ежегодных субсидии и других  льгот бывшим советским республикам  порядка 50 млрд. долл., от содержания  наших клиентов в СЭВ и в  «третьем мире» — еще порядка  25 млрд. долл. в год, расходы на  оборону за это время сократились  в 3—4 раза, средняя заработная  плата работающим снизилась минимум  в 2 раза, а пенсии — в 3 раза, налоговое бремя на предприятия,  на экономику в целом возросло  примерно в 2 раза — и куда  все это ушло? А вместе взятое  это куда как больше, чем весь  нынешний годовой бюджет страны

Ответ-то на самом деле все мы знаем - ушло на беспардонное обогащение «новых русских» и коррумпированных чиновников, на бегство капиталов за границу (как минимум 150 млрд. долл.), на льготы и привилегии различным воровским  и полуворовским организациям и  пр., и пр. К примеру, одни только освобождения от таможенных сборов на импорт спиртного  и сигарет для этих организации  в течение нескольких лет составляли 5—6 млрд. долл. в год.

 

Теневая экономика. По оценкам экспертов уже 40-45% всей нашей экономики ушло в «тень», т.е. в полностью неналоговую сферу, от которой бюджет не имеет ничего. К этому еще можно добавить упорную, длительную, ничем разумным не объяснимую вражду правительства реформаторов к основному источнику налогов во всем мире, а так же основе для формирования среднего класса – мелкому и среднему бизнесу, во многом обеспечившему в последние два десятка лет такой феноменальный экономический рост такому гиганту как Китай.

 

Либерализация цен. Либерализация цен вызвала безудержный рост цен, при фактическом замерзании зарплат, хлынувший из-за рубежа, зачастую второсортный товар, душил отечественного производителя.

В повседневные разговоры россиян вошли такие  экономические термины как инфляция, курс валют, дивиденд, дефолт.

Полным ходом  шло и идет имущественное расслоение населения Российской Федерации  на богатое меньшинство и бедное большинство на фоне практически  полного отсутствия среднего класса. В среднем разница между доходами самых бедных и самых богатых  доходит до 26 раз (в Москве до 48). Для  кого-то жизнь нормальная, когда  есть тарелка супа в день, а для  кого-то – когда можно позволить  купить третью машину на семью.

 

 Снижение общего жизненного уровня. В Центре уровня жизни Академии труда считают, что для нормальной жизни нужно получать, по крайней мере, 500 долл. Именно столько составляет минимальная зарплата в Греции, Португалии и т.д. (в развитых странах она примерно в 2 раза выше).

В Комитете Госдумы по труду и социальной политике считают, что нормальный заработок  – если на питание уходит меньше 60%.

Народ же в  большинстве своем ни о чем  подобном и не помышляет. По Санкт-Петербургу статистика утверждает, что душевой  доход петербуржца позволяет  ему купить 1,6 набора прожиточного минимума. То есть на еду уже хватает на остальное – нет. Приблизительно так живут в 72 регионах из 89. Еще  хуже в 12.

Стремясь  хоть как-то сохранить свои сбережения от инфляции, и не доверяя государственным  кредитным учреждениям типа Сбербанка  уже обманувшего своих вкладчиков в 1992 г. люди стали обращаться во вновь создаваемые коммерческие учреждения, ориентированные на сбор денег и выплату солидных процентов по ним.

Пользуясь пробелами  в российском законодательстве, а  иногда и явным попустительством властей, используя агрессивную  рекламу в СМИ хозяева, новоиспеченных фондов, финансовых компаний, банков аккумулировали огромные средства миллионов российских граждан и благополучно исчезли с ними, не забыв перед этим оформить на себя недвижимость за рубежом и новое гражданство.

 

Чеченская война. Чеченская война была, пожалуй, одной из самых страшных страниц в жизни России в последнем десятилетии двадцатого века. Проблемы на Кавказе - границе православия и ислама - существовали всегда, и не в первый раз Россия была втянута в  столь кровопролитную, жестокую и ненужную войну. Поддавшись влиянию своего ближайшего окружения и поверив военному командованию, которое убедило президента в быстрой и малоболезненной победе, Ельцин  издает указ о вводе войск в Чечню, совершив, наверное, самую грубую из всех своих ошибок, которая обернулась огромным количеством тяжелейших последствий.

Во-первых, погибло много людей, среди которых  не только российские военнослужащие, но и гражданское население, в  том числе дети, женщины и старики. До сих пор не установлено точное число погибших и есть семьи, которые  все еще продолжают искать своих  родственников.

Во-вторых, Россия понесла большие материальные потери. Война, требующая постоянных вливаний, отнимала весьма существенную часть бюджета страны.

В-третьих, в этой войне не оказалось ни победителей, ни побежденных. До сих пор не существует стабильности в этом регионе, ни военной, ни политической, ни социальной.

Проблемы, возникшие вокруг Чечни можно  было вполне решить мирным способом. Как  удачное решение экономико-национальных проблем, можно привести пример республики Татарстан, которой были предоставлены  более широкие экономические  и политические права, за счет чего она осталась в составе Российской Федерации, как республика с более  расширенным автономным управлением. В то же время Россия сохранила  значительные запасы нефти, находящиеся  на территории этой республики.

 

  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ.

 

Принципы внешней политики. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Россия  и страны дальнего зарубежья. После  августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в  развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между  республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией  и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений  с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Распад  СССР разрушил традиционные экономические  связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал б млрд. долл.

Российское  правительство стремилось сохранить  интеграционные связи между бывшими  республиками в рамках СНГ. По его  инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с  центром пребывания в Москве. Между  шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные  отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела  Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с  правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешен-ностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.

Деятельность  российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

                                  Заключение.

Информация о работе Итоги работы Б.Н. Ельцина