Крещение Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:37, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что христианство на Руси выходит из далекого прошлого, а также показывает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с религией в целом, ее ролью для каждой исторической эпохи. Для этого именно сейчас будет уместно рассмотреть причины появления и распространения христианства на Руси.

Содержание

Введение
Причины крещения:
а) мнения историков
б) объективные мнения
Испытание вер
Крещение Руси:
а) Крещение Владимира
б) Распространение христианства на Руси
Церковь и государство
Вывод
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории на тему Крещения Руси.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

     Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображением некогда  почитаемых богов, построением церквей  на местах, где стояли языческие  идолы и храмы. Великий князь  соорудил в Киеве деревянную церковь  св. Василия, на том месте, где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для строения храма каменного во имя Богоматери, там, где в 983 году пострадал за веру благочестивый варяг и сын его. В самом Киеве в 989 г. был заложен Владимиром первый на Руси каменный храм во имя Пресвятой Богородицы. Эту церковь назвали Десятинной, потому что Владимир поднес ей в дар десятую часть (десятину) своих доходов. Многие люди крестились не рассуждая; другие, привыкшие к прежней вере, но Владимир не хотел, кажется, принуждать совести; он старался просветить россиян. Чтобы утвердить веру на знании книг божественных, ещё в IX веке переведенных на славянский язык Кириллом и Мефодием и, без сомнения, уже давно известных киевским христианам, Великий князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России. Это благодеяние казалось тогда страшною новостью, и женщины, у которых не по их воле брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, потому что считали грамоту опасным чародейством.

     Распространение христианства проводилось княжеской  властью и формирующейся церковной  организацией насильно, при сопротивлении  различных слоев населения. Митрополит Илларион киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: “никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью”. В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. Поэтому христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру бесспорно, а вот другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить “огнем и мечем”. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник Масленицы. В итоге, происходил слияние православия и язычества, приведший к складыванию русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время.  
 

     Государство и церковь

     Практически во всей истории церковь всегда играла заметную экономическую и политическую роль в государстве. Долгое время  церковь существовала за счет десятины - десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира  в ее пользу. Постепенно у нее появляются, в основном за счет дарений князей, а позже и бояр, собственные села и земли. Опираясь на материальные богатства, церковь приобрела большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения. Она выступала в качестве гаранта соглашений между князьями, вмешивалась в ведение переговоров, причем ее представители довольно часто выполняли роль послов. Церковь использовала различные способы для проповеди православного вероучения и утверждения своего авторитета. Не последнюю роль играло в этом отношении возведение храмов, архитектурные формы и внутренняя роспись которых должны были символизировать «земной» и «небесный» миры. С той же целью религиозного воздействия на сознание людей совершались богослужения и обряды—в честь христианских праздников и «святых», по случаю крестин, бракосочетаний и похорон.  В церквах служили молебны о выздоровлении, о спасении от стихийных бедствий, о победе над врагами, произносили проповеди и поучения. При помощи обязательной исповеди церковники проникали во внутренний мир людей, воздействовали на их психику и поступки и в то же время выведывали сведения о всяких замыслах, направленных против церкви, господствующего класса и существующего общественного строя.

     Церковные руководители активно старались упрочнить позиции церкви. Киевский митрополит Иоанн II (1080—) в своих посланиях и поучениях обрушивался на языческие верования. Не в меньшей степени его беспокоили и отступления в сторону «латинства», грозившее ослаблением византийского влияния на Русь. Митрополит осудил даже выдачу замуж русских княжон за «латинских»правителей. Сильной опорой византийского влияния стал киевский Печерский монастырь. Среди монахов этого монастыря был знаменитый Нестор, автор «Повести временных лет», живописец Алипий и другие видные представители культуры своего времени. Летописи, составлявшиеся в Печерском монастыре, проводили идею о том, что христианство пришло на Русь из Византии благодаря греческим церковникам. Князь Владимир Святославович изображался теперь уже не как инициатор крещения Руси, равный по заслугам Константину, а как князь-язычник, крестившийся под воздействием греческих миссионеров.

     Церковь успешно использовала феодальную раздробленность  Древней Руси для укрепления своих  позиций вширь и вглубь, сама превратилась в источник распространения христианства среди других народов. Одновременно шел процесс взаимопроникновения отдельных элементов религиозной идеологии и культа, что было результатом широких многосторонних взаимосвязей Киевской Руси. Древнерусское государство не вмешивалось в религиозные разногласия между христианскими организациями, и даже после разделения церквей также поддерживало связь со странами , где распространялось католичество.

        Династические союзы являются  одним из свидетельств наличия объективных условий для взаимного проникновения религиозных идеологий и, следовательно, приглашением русских князей «на стол» в другие государства. Члены княжеских семей, переезжая в другие страны и въезжая на Русь, везли с собой священников, принадлежности культа, литературу, строили домашние церкви. Хорошо известен династический брак между Святополком Туровским и польской княжной, привезшей на Русь епископа Рейнберна, которого некоторые историки подозревают в пропаганде католицизма.

       Церковь - это крупный собственник, где имущество принадлежит организации. Церковь в системе общегосударственного устройства наряду с княжеским двором и центром в Киеве является дублирующей политической структурой, помогавшая тем или иным силам в борьбе за власть использовать авторитет иерархов в своих интересах. Церковь, выступая составной частью государственной организации, сделала большие сферы общественной жизни сферами церковного права.

 

Вывод

     Утверждение только одной единой власти помогало укрепить великокняжескую власть, ликвидировать феодальную раздробленность.

     Также утверждение христианства как государственной  религии повлияло на сферы общественной и духовной жизни страны. Быстро уменьшались различия между племенами, и стала формироваться древнерусская  народность с единым языком, культурой.

     Христианство  объясняло, что власть монарха является священным делом: «С момента крещения на князя «взирает... всемилостивое  око благого бога». Князя сажает на престол сам бог».

     Крещение  было важным этапом в развитии культуры Руси. Оно приобрело совершенно новые черты и особенности. Христианство способствовало объединению древнерусского сознания ( этнического и государственного). Кроме того, христианство, принеся на Русь славянскую письменность, усилило сознание единства происхождения славян и славянской общности.

     Несмотря  на все плюсы, есть и негативный момент принятия христианства. Например, устная словесность, литература до принятия христианства была богатой и разнообразной. Большая  ее часть пропала, это из-за того, что церковь во всю боролась с языческой культурой.

     С принятием христианства на Руси возникла и литература, но широкого распространения  она не получила и только со времен правления Ярослава Мудрого древнерусская  литература обретает широкое распространение. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.

     Но, возможно, самым главным последствием принятия христианство послужило то, что оно явилось мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.

     Не  менее крупные последствия имело  крещение и в области просвещения.  Важным моментом при этом обстоятельстве является то, что за век до принятия христианства на Руси, христианство было принято в Болгарии и греческие миссионеры, боровшиеся с католичеством, создали новый славянский алфавит и переводили книги на славянский язык. Таким образом. Киевская Русь получила тотчас по крещению письменность на славянском языке. Уже при Владимире была сделана попытка организации школы.

     Крещение  оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества. Это способствовало увеличению уровня потребления овощей, стимулирующие многочисленными постами, установленные христианским учением и требованием монастырской жизни.

     Еще очевидное влияние византийского  христианства в области строительной техники. Первыми каменными постройками  в Киеве были церкви, постоенные греческими архитекторами по заказу князей. От них на Руси узнали различные технические приемы. К примеру, способ кладки древнейших киевских и новгородских церквей - греческий. И первые каменные постройки светского характера построены теми же греческими архитекторами, которые строили церкви. Такое же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел. Техника резьбы по камню, как показывают орнаментация мраморных капителей Софийского собора, заимствована из Византии для церковных целей.

     Крещение  Руси ввело ее тесным образом не только в семью христианских славянских государств, но и в целом в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями. Обогатилась русская культура и имеющими глубокие исторические традиции достижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными сокровищами Византии. Русь выиграла от союза с Византией, но вместе с тем Руси и в дальнейшем приходилось оказывать постоянное сопротивление политическим и церковным притязаниям Византийской империи, стремившейся подчинить Русь своему верховенству. Тем не менее Владимир, креститель Руси, чувствовал свою державу полноправной среди других христианских народов мира.

 

     

     Список  использованной литературы:

1.«Введение христианства  на Руси» Институт философии  АН СССР; отв. Ред. А.Д. Сухов.-М.: Мысль, 1987

2.Платонов С.Ф.  «Лекции по Русской истории»- М.: Высш. шк. 1993.

3. «История России. От древних славян до Петра Великого» Энциклопедия для детей. изд. «Аванта +» 1995 г.

4. «История России» Учебник- 2е изд., перераб. И доп./А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Т.А. Сивохина- М.:ТК ВЕЛБИ, изд-во Проспект,2003г.

5. www.wikipedia.ru 
 
 

Информация о работе Крещение Руси