Лавров Сергей Викторович

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Министр иностранных дел России с 2004 года. Занимал этот пост в кабинетах Владимира Путина (с мая 2008 года), Виктора Зубкова (2007-2008 годы) и Михаила Фрадкова (2004-2007 годы). Ранее - постоянный представитель РФ при ООН и представитель РФ в Совете безопасности ООН (1994-2004 годы). Работал в системе МИД СССР и России 1972 года. В 2006 году вошел в состав федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета России, в том же году в течение полугода занимал пост председателя комитета министров Совета Европы. Член Совета безопасности РФ, чрезвычайный и полномочный посол России, заслуженный работник дипломатической службы РФ.

Работа содержит 1 файл

Лавров.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

 

 В 2004 году Лавров начал заниматься  переговорами со странами НАТО  о ратификации адаптированного  Договора об обычных вооруженных  силах в Европе (ДОВСЕ) [237]. Необходимость  нового соглашения была вызвана  вступлением в НАТО Латвии, Литвы, Эстонии и Словении, которые не подписывали прежний договор и не были связаны обязательством не размещать на своей территории дополнительные войска и вооружения [237], что, по мнению представителей России, ставило под угрозу систему безопасности в Европе. РФ ратифицировала адаптированный ДОВСЕ [239], а представители США от имени всех членов НАТО заявили, что не будут его подписывать до тех пор, пока Россия не выведет свои войска из Грузии и Молдавии [237]. Адаптированный ДОВСЕ так и не был ратифицирован странами НАТО [98]. Летом 2004 года из-за жесткой позиции США саммит НАТО в Стамбуле не посетил Владимир Путин, вместо которого Россию представлял Сергей Лавров [237]. В мае 2006 года Лавров поставил дальнейшее сотрудничество с НАТО в прямую зависимость от вступления в альянс Грузии и Украины, а отношения между Россией и НАТО, по мнению экспертов, вошли в стадию очередного охлаждения, хотя на официальном уровне стороны продолжали демонстрировать готовность к продолжению партнерства [108].

 

 В декабре 2004 года Лавров посетил министерскую сессию ОБСЕ в Софии [211], [205]. Там глава российского МИДа раскритиковал ОБСЕ за "двойные стандарты" при оценке выборов в различных странах и превращение мониторинга по линии ОБСЕ в политический инструмент [209], [205]. Он заявил, что организация нуждается во всеобъемлющей реформе: от оптимизации работы секретариата и институтов до переориентирования полевых присутствий на проектную деятельность по запросам принимающих государств [209]. Лавров также предложил разработать единые стандарты оценки выборов [207]. Через год, в декабре 2005 года, в ходе министерского совещания ОБСЕ в Словении [136] Лавров вновь выступил с критикой этой организации, заявил о сохранении двойных стандартов при мониторинге выборов и предложил скорректировать деятельность ОБСЕ [136], [137], [138], [131]. Кроме того, во время своих выступлений Лавров предлагал ратифицировать адаптированный ДОВСЕ [139] и поднимал вопросы урегулирования конфликтов в Грузии и Молдавии [140], [206], [208], [211], [210].

 

 В 2004 году Лавров участвовал  в переговорах с представителями  Организации исламская конференция  (ОИК) [240]. Россия не могла претендовать на полноценное членство в ОИК (согласно уставу этой организации, более 50 процентов населения вступающей в нее страны должны составлять мусульмане) и добивалась для себя статуса наблюдателя при ОИК, объединявшей 57 мусульманских стран. Против инициативы РФ выступили ряд стран: Саудовская Аравия - из-за неурегулированного конфликта в Чечне, Пакистан - чтобы не создавать прецедента для других немусульманских стран (например, Индии с 10 процентами мусульманского населения). C другой стороны, Россия сумела добиться поддержки Малайзии, Ирана и Турции [243]. В июне 2005 года Лавров присутствовал в качестве гостя на очередном заседании глав внешнеполитических ведомств государств-членов ОИК, прошедшем в Йемене. Он вновь заявил о желании России стать наблюдателем ОИК [161]. В июле 2005 года Россия получила статус наблюдателя [110]. Процесс сближения с ОИК курировал лично президент РФ Владимир Путин [243].

 

 В июле 2004 года Лавров участвовал  в заседании регионального форума  Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Джакарте, где Россия была представлена на правах партнера [235], [233]. Главы внешнеполитических ведомств 10 стран - членов АСЕАН и 14 стран-партнеров подписали декларацию о совместной борьбе против терроризма [235], [233]. Россия присоединилась к Балийскому договору 1976 года о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, открытому и для внерегиональных государств [234]. Кроме того, на встрече обсуждались итоги шестисторонних переговоров в Пекине по ядерной программе КНДР [227]: Лавров заявил, что необходимо принять пакет решений - безъядерный статус КНДР в обмен на гарантии безопасности, экономическую и гуманитарную помощь, а первым этапом назвал замораживание ядерной программы Пхеньяна [235]. В конце 2005 года Лавров занимался вопросами подготовки [135] и проведения саммита Россия-АСЕАН в Куала-Лумпуре [134]. На саммите Владимир Путин подписал декларацию о партнерстве и комплексную программу действий по развитию сотрудничества между Россией и десятью странами Юго-Восточной Азии на следующие 10 лет [151], [134].

 

19 мая 2006 года в Страсбурге  Лавров принял от своего румынского  коллеги Михая-Рэзвана Унгуряну  пост председателя комитета в  комитете министров Совета Европы [97], [101], [102] - руководящем и директивном  органе организации [103]. На этом посту он находился до 15 ноября 2006 года [100]. Незадолго до вступления Лаврова в должность был опубликован доклад СЕ, в котором утверждалось, что в России существуют проявления расизма. В ответ на это за день до принятия поста председателя Лавров публично наградил орденом Дружбы бывшего комиссара СЕ по правам человека Альваро Хиль-Роблеса, а тот заявил, что права человека в той или иной степени не соблюдаются во всей Европе [100]. Вступив в должность, Лавров изложил приоритеты председательства России: формирование единой Европы без разделительных линий, борьба с терроризмом, организованной преступностью и коррупцией [103], защита прав нацменьшинств, защита уязвимых групп населения, совершенствование форм демократии и гражданского общества, укрепление взаимопонимания и толерантности между людьми [102]. Выступая по случаю начала председательства России в Совете Европы, Лавров призвал европейских политиков не навязывать единую модель демократии всем странам, так как темпы и содержание процесса демократизации, по словам министра, должны соответствовать потребностям общественного развития и готовности общества к переменам [95]. По мнению некоторых экспертов, он лишь повторил идеи, выдвинутые ранее президентом Путиным и идеологом президентской администрации Владиславом Сурковым [95].

 

29 июня 2006 года Лавров принимал  в Москве министров иностранных  дел стран "Большой восьмерки". Эта встреча была запланирована  в рамках подготовки к проведению  саммита "Большой восьмерки"  в Санкт-Петербурге - первого саммита под председательством России. Лавров согласовал с коллегами из Италии, Германии, Великобритании, Японии, Франции, Канады и США проекты документов по основным трем приоритетным темам - энергетическая безопасность, инфекционные заболевания и развитие образования [87]. Эта встреча завершила этап подготовки и обсуждения документов, которые в июле 2006 года были подписаны главами стран членов "Большой восьмерки" [86].

 

 В сентябре 2004 года, вскоре после  теракта в Беслане, Лавров резко  ответил госсекретарю США Колину Пауэллу, который выступил с критикой антитеррористических инициатив президента Путина и назвал их антидемократическими [224]. По мнению экспертов, американскую администрацию планы радикальной перестройки политического устройства России застали врасплох [224]: Путин предложил отменить выборы губернаторов и ввести полностью пропорциональную систему выборов в Думу [225]. Лавров назвал административные реформы внутренним делом России [224]. В декабре 2004 года на заседании совета министров ОБСЕ дискуссия Лаврова и Пауэлла о ситуации вокруг украинских выборов стала, по мнению экспертов, кульминацией войны слов между Россией и Западом, начавшейся ранее с выступлений Владимира Путина в Лиссабоне, на саммите Россия–ЕС в Гааге, во время визитов в Индию и Турцию [204]. Лавров обвинил ОБСЕ в том, что она занимается исключительно выборами на постсоциалистическом пространстве, чтобы обеспечить на этих выборах нужный для Запада результат. Пауэлл опроверг существование "двойных стандартов" в ОБСЕ, заявил, что в России находились под угрозой свободная пресса, демократия и верховенство закона. Заседание закончилось полным провалом – его участники разошлись, не приняв традиционной итоговой декларации. По мнению экспертов, критика Пауэлла была адресована не столько Сергею Лаврову, сколько российскому президенту [204].

 

 В феврале 2005 года Лавров  и новый госсекретарь США Кондолизза  Райс провели встречу в Анкаре  в рамках подготовки российско-американского  саммита в Братиславе [199], [198], [200]. После переговоров в ответ на критику Райс в адрес России за дефицит свободы прессы Лавров прислал ей по дипломатической почте CD с записями программ Первого канала и телеканала "Россия", а также электронными вырезками из газет [188]. Через месяц во время своего визита в Лондон он передал точно такой же диск своему коллеге Джеку Стро и через СМИ порекомендовал Райс как можно скорее ознакомиться с подборкой материалов, чтобы ей не было скучно читать устаревшие новости [188].

 

 В марте 2006 года Лавров  первый раз посетил США с официальным визитом: ранее, со времени своего назначения на министерский пост, Лавров посещал Соединенные Штаты лишь в рамках международных встреч, прежде всего по линии ООН. Он встречался с госсекретарем Кондолиззой Райс, президентом Джорджем Бушем, ведущими американскими сенаторами и политологами. Целью трехдневного визита Лаврова было разъяснение позиции Москвы по актуальным международным вопросам и внутриполитической ситуации в России [114], [113]. По мнению экспертов, необходимость такого визита была связана с появлением доклада американского Совета по внешней политике "Неверный путь России: что может и должна сделать Америка", над которым работала двухпартийная группа экспертов во главе с экс-кандидатом в президенты республиканцем Джеком Кемпом и бывшим кандидатом в вице-президенты от Демократической партии Джоном Эдвардсом. Из этого доклада следовало, что в целом отношения США с Россией, отступающей от демократических норм, развиваются в неверном направлении [114].

 

 С 2004 года Лавров занимался вопросом урегулирования палестино-израильского конфликта: активно участвовал в деятельности так называемой "четверки" международных посредников (Россия, США, ООН и ЕС) [223], [212] и международной конференции в Лондоне по оказанию финансовой помощи Палестине [189], вел переговоры с исламскими странами (Малайзия, Сенегал, Турция, Марокко и Палестина) [243]. Он настаивал на необходимости "дорожной карты" как единственного варианта решения конфликта [223], приветствовал решение Израиля об одностороннем выводе войск из сектора Газа и некоторых районов Западного берега реки Иордан [152]. В январе 2006 года на выборах в палестинский парламент победу одержало движение ХАМАС, которое Израиль, США и Европейский Союз считали террористическим [124]. Россия пригласила лидеров этой организации в Москву, обосновав свое решение необходимостью вовлечения ХАМАСа в политический процесс [120]. Руководство ХАМАСа настаивало на самом высоком уровне приема в Москве [118], но вместо Путина делегацию встречал Лавров из-за того, что ХАМАС отказался выполнить главное требование России и Запада – признать Израиль [115]. По мнению экспертов, пригласив ХАМАС, Россия вновь попыталась сыграть роль посредника между Западом и странами-изгоями [115]. В феврале 2007 года лидеры ХАМАСа второй раз посетили Москву. На этот раз визит состоялся вскоре после того, как ХАМАС и умеренная палестинская партия ФАТХ заключили договор о союзе и заявили о намерении создать коалиционное правительство [75], [74]. Российская сторона вновь попыталась добиться от лидеров радикальной партии хотя бы косвенного признания права Израиля на существование и снова потерпела неудачу, а с делегацией ХАМАСа в очередной раз вместо Путина общался Лавров [71], [72], [73].

 

 Лавров последовательно выступал  против передачи иранского "ядерного досье" Совету безопасности ООН и дальнейших санкций против Тегерана. В 1970-х годах Иран разработал ядерную программу - к 2020 году планировалось построить значительное число атомных электростанций с водо-водяными реакторами на слабообогащенном уране. По мнению экспертов, в начале 1990-х годов в Тегеране было принято решение об осуществлении собственной военной ядерной программы и началась работа по созданию ядерного оружия на основе высокообогащенного урана и плутония, а с 2003 года она ускорилась. США заявили о готовности нанести удар по иранским объектам ядерного топливного цикла. Иран, в свою очередь, обвинил США в проведении политики "двойных стандартов", сообщил о мирной направленности своей ядерной программы и подтвердил стремление создать полный ядерный топливный цикл. Ведущие европейские страны и Россия предложили Ирану полностью прекратить работы по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС [185], [149], [148], [147], [146]. Даже после резкого заявления президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада о том, что Израиль должен быть стерт с карты мира, Лавров продолжал защищать Тегеран от международных санкций [143]. Он убеждал иранское руководство принять предложение, предусматривавшее обогащение урана для иранских АЭС в России [119], [123], [122], который эксперты расценивали как последний шанс для Исламской Республики избежать международных санкций [119]. В феврале 2006 года иранская делегация посетила Москву [119]. В июне 2006 года не только Россия, Китай, Великобритания, Германия, Франция, но и США предложили Ирану приостановить обогащение урана на время переговоров о прекращении военной ядерной программы в обмен на помощь в разработке мирной ядерной программы [93].

 

 Вскоре Лаврову пришлось защищать российский проект строительства атомной электростанции в районе иранского города Бушер. После того как Тегеран в отведенный ему до 31 августа 2006 года срок не прекратил работы по обогащению урана, так называемая "евротройка" (Великобритания, Германия и Франция) предложила свой вариант резолюции Совета безопасности ООН. Этот документ запрещал всем государствам продавать и поставлять в Иран любые товары и технологии, которые могли бы быть использованы в рамках ракетных и ядерных программ. С октября по декабрь 2006 года шло обсуждение первоначального проекта резолюции. Самым сложным оказалось согласовать позиции США и России: Вашингтон добивался прекращения всех работ по строительству Бушерской АЭС, а Москва готова была наложить вето на такую резолюцию, лишь бы отстоять свои экономические интересы в Иране [85], [83], [82]. 18 декабря 2006 года в телефонном разговоре Лавров и Райс договорились по большинству спорных вопросов. Договориться же о главном спорном пункте смогли лишь Путин и Буш - 23 декабря 2006 года, за пару часов до голосования. Единогласно принятая резолюция №1737 получила неофициальное имя "сигнальной": санкции против Тегерана были введены, но они не коснулись подписанных ранее российско-иранских контрактов, в том числе по Бушерской АЭС и военно-техническому сотрудничеству [80]. В марте 2007 года совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (СУ МАГАТЭ) принял решение частично или полностью приостановить 23 из 55 проектов по кооперации в ядерной области с Тегераном [70], [69].

Информация о работе Лавров Сергей Викторович