Лавров Сергей Викторович

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Министр иностранных дел России с 2004 года. Занимал этот пост в кабинетах Владимира Путина (с мая 2008 года), Виктора Зубкова (2007-2008 годы) и Михаила Фрадкова (2004-2007 годы). Ранее - постоянный представитель РФ при ООН и представитель РФ в Совете безопасности ООН (1994-2004 годы). Работал в системе МИД СССР и России 1972 года. В 2006 году вошел в состав федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета России, в том же году в течение полугода занимал пост председателя комитета министров Совета Европы. Член Совета безопасности РФ, чрезвычайный и полномочный посол России, заслуженный работник дипломатической службы РФ.

Работа содержит 1 файл

Лавров.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

 

 В июне 2005 года Лавров принял  участие в неофициальной встрече  министров иностранных дел России, Китая и Индии во Владивостоке [172], [168]. По мнению экспертов, эта  "тройка" впервые собралась  вместе, отказавшись от прикрытия  международных форумов: ранее трехсторонние встречи проходили в Нью-Йорке в период сессий Генассамблеи ООН в 2002 и 2003 годах и в 2004 году в Алма-Ате в ходе Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. На встрече обсуждались вопросы развития торгово-экономических и научно-технических связей, перспектив получения дальнейшего доступа к российским запасам нефти и газа, реформы СБ ООН, борьбы против терроризма [168].

 

 В марте 2006 года Лавров  участвовал в российско-китайском  саммите, который, по мнению  экспертов, стал беспрецедентным по количеству официальных лиц и подписанных соглашений: в переговорах участвовали президент Путин, представители "Газпрома", Росатома и других российских ведомств. Лавров сообщил о подключении России к реализации китайского проекта, в рамках которого планировалось построить как минимум 30 новых ядерных реакторов: к тому времени "Атомстройэкспорт" уже закончил строительство первого блока Тяньваньской АЭС недалеко от Шанхая и достраивал второй, но, по мнению экспертов, у российских атомщиков были все шансы выиграть тендеры и на строительство еще четырех китайских реакторов в провинциях Чжэцзян и Гуандун. "Газпром" и китайская нефтегазовая корпорация CNPC подписали протокол о поставках природного газа из России в КНР. Было заявлено о проекте новой трубопроводной транспортной системы через западную часть границы между РФ и Китаем с условным названием "Алтай" [112]. В середине мая 2006 года Лавров в ходе официального визита в Китай встретился с председателем КНР Ху Цзиньтао и своим китайским коллегой Ли Чжаосином. Были подписаны соглашения о строительстве моста между китайским берегом автономного района Внутренняя Монголия и Читинской областью России и о создании рабочей группы по решению вопросов миграции [105].

 

 В 2005 году Лавров участвовал в серии переговоров глав внешнеполитических ведомств России и Грузии по поводу вывода российских войск с территории Грузии. Так, в феврале 2005 года Лавров посетил Грузию, но статус его визита в последний момент был понижен российской стороной до рабочего - из программы был вычеркнут пункт возложения венка к тбилисскому Мемориалу воинов, погибших за территориальную целостность Грузии [196]. Лавров обсуждал вопросы о судьбе двух российских военных баз в Батуми и Ахалкалаки, российское предложение трансформировать эти базы в антитеррористические центры, предложил заключить договор о неразмещении на территории Грузии военных баз других государств [196], [195]. В итоге было принято решение о создании специальных экспертных групп [194], но стороны так и не пришли к согласию о сроках вывода из Грузии российских военных баз, и 16 мая 2005 года грузинский парламент объявил их вне закона [181], [183]. Уже 30 мая 2005 года было заключено соглашение, в соответствии с которым окончательный вывод российских войск должен был завершиться в течении 2008 года: сначала из Ахалкалаки, затем из Батуми [171]. В июне 2006 года после претензий Тбилиси к ротации российских миротворцев в составе Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-южноосетинского конфликта Москва на официальном уровне признала право Южной Осетии на государственное самоопределение [94]. Ранее, в марте 2006 года, когда стало известно о готовящемся решении предоставить Косово государственную независимость, Путин заявил, что в таком же праве на самоопределение нельзя отказывать жителям Абхазии и Южной Осетии [94].

 

 В начале 2005 года Лавров посетил  Украину [193], страну победившей "оранжевой  революции", в ходе которой  президентом страны стал не  формально победивший во втором  туре выборов промосковский кандидат Виктор Янукович, а его соперник Виктор Ющенко, пользовавшийся поддержкой Запада [182]. Визит Лаврова проходил на фоне нерешенных двусторонних споров, например, о роли России в украинской предвыборной кампании и участии Украины в Едином экономическом пространстве [194]. По мнению экспертов, никакие стратегически важные документы не только не были подписаны, но даже не согласованы: на переговорах речь шла об отдельных неурегулированных аспектах сотрудничества в гуманитарной и энергетической сфере, а также о деталях консульской деятельности [193]. К осени того же года Украина попала в экономическую зависимость от поставок природного газа из России (российская корпорация "Газпром" законтрактовала до 2010 года все мощности газотранспортной системы Узбекистана, лишив таким образом Киев возможности увеличить объем газа, поступающего напрямую из Туркмении; при этом "Газпром" выдвинул требование повысить цену на продаваемый Украине газ с начала нового года). На фоне разгоревшегося российско-украинского газового конфликта [151], [150], в октябре 2005 года, Лавров сообщил на закрытом заседании Совета Федерации РФ, что главным дипломатическим ресурсом страны являются газ, нефть и электроэнергия [150]. В дальнейшем основным игроком на переговорах с Киевом стал "Газпром" [130] - именно эта компания вела переговоры о поставках газа Украине [128] и договаривалась с президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым о росте цен на голубое топливо, поставляемое в республику [88].

 

 В феврале 2005 года Лавров  участвовал в министерской встрече Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). На встрече обсуждались исходившие из Афганистана угрозы, в том числе распространение наркотиков, вопросы участия наблюдателей стран ШОС на предстоявших выборах в Киргизии и Таджикистане, предложение по налаживанию взаимодействия между ШОС и НАТО [192], [191]. 12-13 мая 2005 года узбекские власти с помощью вооруженных сил подавили бунт в Андижане [164]: по официальной версии, погибли около 200 человек, а по данным международных правозащитных организаций, от 700 до 1000 человек [107]. После этих событий Лавров заявил о возможной причастности чеченских и международных террористов к событиям в Узбекистане и запросил из Ташкента более точные сведения [167]. 28 июня 2005 года во время официальной встречи в Москве президент Узбекистана Ислам Каримов подробно рассказал Путину о событиях в Андижане: по его словам, акция против Узбекистана готовилась несколько месяцев или несколько лет и была проведена из-за независимой политики Ташкента. Кроме того, Каримов обвинил западных журналистов в информационной атаке против Узбекистана и заявил, что он против международного расследования событий в Андижане. Путин, в свою очередь, подтвердил информацию узбекских властей о концентрации на сопредельных территориях боевиков, подготовленных в Афганистане [164]. Эти события стали ключевыми в российско-узбекских отношениях, до того пребывавших в стадии охлаждения. В октябре 2005 года Лавров участвовал в переговорах в Узбекистане, по окончании которых заявил о возможности возвращения этой страны в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). К тому времени Узбекистан уже подал заявку на выход из ГУУАМ (союза Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии) и принял решение о закрытии американской авиабазы в Карши-Ханабаде [144]. В декабре 2006 года Узбекистан официально стал членом ОДКБ [81].

 

30 мая 2007 года Лавров принял  участие во встрече министров  иностранных дел государств "Большой  восьмерки" в Потсдаме. Особенно  напряженно проходили его переговоры  с госсекретарем США Кондолиззой Райс - в частности, из-за противоречий между двумя странами по вопросам о развертывании американской системы ПРО в Польше и Чехии и о будущем Косово (США проводили курс на независимость этого сербского края) [65], [66]. Американские планы развертывания ПРО ранее раскритиковал президент Путин, который предостерег США от превращения Европы в "пороховую бочку". Лавров же в ходе встречи в Потсдаме сделал по этой теме ряд жестких ремарок, которые заставили западных наблюдателей говорить о вероятном возобновлении гонки вооружений и даже начале новой "холодной войны" [66]. Речь о новой "холодной войне" заходила ранее в том же году, а именно в феврале, когда Путин на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, по собственному его выражению - без "лишнего политеса", осудил расширение НАТО и американскую программу ПРО [78], [79], [76], [77].

 

12 сентября 2007 года Лавров стал  временно исполняющим обязанности  министра иностранных дел РФ  в связи с тем, что председатель  правительства РФ Михаил Фрадков попросил президента Путина об отставке своего кабинета в полном составе. Премьер обосновал свою просьбу желанием предоставить президенту свободу кадровых решений накануне парламентских и президентских выборов [62]. Путин отставку принял, попросив премьера и других министров временно исполнять свои обязанности [63].

 

 Путин выдвинул на пост  главы правительства Виктора  Зубкова, который ранее руководил  Федеральной службой по финансовому  мониторингу [64], [61]. 14 сентября назначение Зубкова было утверждено Государственной думой [60], а 24 сентября стал известен новый состав правительства. Лавров сохранил за собой свой прежний пост [59], [57], [58].

 

 В марте 2008 года на президентских  выборах победил первый вице-премьер  России Дмитрий Медведев [52], [53] (его кандидатура была выдвинута в декабре 2007 года рядом политических партий страны, в том числе "Единой Россией", и поддержана президентом Путиным) [54], [55], [56]. 7 мая 2008 года Медведев вступил в должность президента России [50]. В соответствии с конституцией страны в тот же день правительство сложило свои полномочия [50], после чего новый президент страны подписал указ "О сложении полномочий правительством РФ", поручив членам кабинета, в том числе и Лаврову, продолжать действовать впредь до формирования нового правительства России. Тогда же Медведев предложил Госдуме утвердить Путина председателем правительства РФ [51]. 8 мая 2008 года на заседании Госдумы Путин был утвержден премьером [49].

 

12 мая 2008 года Путин произвел  назначения в правительство РФ. Лавров сохранил за собой пост главы Министерства иностранных дел [47], [48].

 

 В начале августа 2008 года  обострилась ситуация в районе  южноосетинского города Цхинвали  – зоне присутствия российских  и грузинских миротворцев.  8 августа 2008 года начались военные действия против Южной Осетии, в ходе которых грузинские войска вошли на территорию непризнанной республики, а ее столица, город Цхинвали, была подвергнута тяжелому артиллерийскому обстрелу [46], [41], [35]. Грузия определила происходящее как операцию по восстановлению конституционного порядка в зоне конфликта [43]. В тот же день премьер-министр Путин определил действия Грузии как агрессию в отношении Южной Осетии [43], после чего президент Медведев в своем заявлении на экстренном заседании Совета безопасности РФ назвал действия грузинских войск актом агрессии против миротворцев и мирных жителей [44]. Лавров в телефонном разговоре с госсекретарем США Кондолиззой Райс также назвал происходящее агрессией и заявил о том, что грузинские войска должны быть срочно выведены из зоны грузино-осетинского конфликта. Он также обратил внимание госсекретаря США на то, что грузинское руководство "длительное время готовило силовую операцию против осетинского народа" [45]. Между тем в ответ на заявления о гибели россиян в нероссийских СМИ звучали высказывания о том, что начиная с 2000 года паспорта России "фактически раздавались" населению "в сепаратистских регионах Грузии". В результате этих действий большинство жителей региона приняло гражданство РФ, что оценивалось как "вопиющий факт вмешательства во внутренние дела Грузии" [35].

 

 СМИ также сообщали о возмущении  официального Вашингтона в связи  с высказываниями Лаврова об  уходе Михаила Саакашвили с  поста президента Грузии. Сам  министр тогда отметил, что Райс "некорректно интерпретирует" состоявшийся между ними телефонный разговор, "пытаясь представить дело таким образом, что без ухода Саакашвили невозможно прекратить конфликт в Южной Осетии". По его словам, Россия "не увязывает восстановление мира в зоне конфликта с судьбой президента Грузии" [29].

 

9 августа президент Медведев  заявил о начале операции "по  понуждению (принуждению [39], [40], [30], [36], [41], [42]) к миру в зоне грузино-южноосетинского  конфликта" [38]. Между тем действия  российской армии на территории Южной Осетии и Грузии не нашли поддержки у многих стран, в том числе у стран - членов НАТО, которые расценили их как прямую и полномасштабную агрессию в отношении Грузии [35], [31].

 

10 августа премьер-министр Путин  увидел в происходящем в Южной Осетии - "элементы какого-то геноцида осетинского народа" и высказал предложение задокументировать преступления, совершенные против гражданского населения [37]. Впоследствии, рассуждая о "плане России по Грузии", "Независимая газета" отмечала, что термины "геноцид" и "гуманитарная катастрофа" для характеристики происходящего в Южной Осетии стали активно использовать как российские официальные лица, так и СМИ [34]. Через несколько дней Лавров на встрече с действующим председателем ОБСЕ министром иностранных дел Финляндии Александром Стуббом рассказал о том, что Кондолизза Райс пыталась убедить его в том, что в публичных заявлениях такие слова, как "геноцид", использовать "не стоит". "То есть США хотели бы нам отказать в праве его использовать", - резюмировал Лавров [26].

 

11 августа 2008 года газета "Ведомости"  со ссылкой на источник в  Кремле сообщила о том, что  президент и премьер-министр Путин  разделили зоны ответственности  при осуществлении деятельности  в зоне боевых действий: гуманитарную операцию будет контролировать Путин, военную — Медведев. Сообщалось, что координатором операции был назначен министр обороны Анатолий Сердюков, а координация международных контактов была поручена Лаврову [30]. Днем 11 августа 2008 года Медведев заявил о том, что операция российских войск в Цхинвали в значительной степени завершена – город взят под контроль российскими миротворцами [33], [32], однако боевые действия прекращены не были.

 

12 августа Россия отклонила  предложенный Западом проект  резолюции по Грузии, предусматривавший немедленное прекращение огня, взаимный вывод войск из зоны конфликта и восстановление статус-кво, который действовал до начала военных действий между российскими и грузинскими силами. Россию в данной ситуации удовлетворял лишь один вариант - вывод всех грузинских вооруженных сил из Южной Осетии и подписание соглашения Грузии с Южной Осетией об отказе от применения силы [28]. В тот же день Лавров заявил о том, что "Россия никогда не будет вести переговоры с нынешним президентом Грузии", поскольку тот "совершил преступные деяния против наших граждан" [27].

 

15 и 16 августа сторонами был  подписан разработанный накануне  президентом Франции Николя Саркози  и Медведевым план урегулирования  конфликта в Южной Осетии (Саакашвили  сделал это после переговоров с госсекретарем США). Сразу после подписания документа разгорелся скандал: Лавров сообщил, что Саакашвили подписал соглашение о принципах мирного урегулирования конфликта не в той версии, что остальные - без вводной части [24]. Позднее также выяснилось, что некоторые пункты документа стороны трактовали по-разному, в результате чего у каждой из них появился повод обвинять другую в невыполнении условий мирного соглашения [23]. Так, Россия, трактуя пункт соглашения о принятии дополнительных мер безопасности, начала работы по созданию так называемой буферной зоны непосредственно на территории Грузии, что стало поводом для обвинений в провоцировании конфликта со стороны грузинского руководства [18], [14]).

 

19 августа 2008 года главы МИД стран - членов НАТО, собравшиеся в Брюсселе для обсуждения отношений с РФ, заявили о поддержке принципа территориальной целостности Грузии. Тогда же было объявлено о временном прекращении работы совета Россия — НАТО. После этого глава МИДа РФ обвинил альянс в поддержке "преступного режима" Саакашвили, а представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин высказал мнение о возможности ответных санкций в отношении НАТО [20]. 20 августа Польша подписала окончательное соглашение о размещении на ее территории элементов американской системы ПРО [21], [22]. 21 августа Министерство обороны России официально уведомило НАТО о временном приостановлении военного сотрудничества с альянсом, а несколько дней спустя Медведев подтвердил готовность России на любые действия в отношениях с НАТО, вплоть до прекращения сотрудничества [17].

Информация о работе Лавров Сергей Викторович