Манаш Козыбаев и его дар слова

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:46, доклад

Описание работы

Начав свой научно-профессиональный рост с изучения вклада Казахстана в победу во Второй мировой войне, Манаш Козыбаев постоянно расширял круг своих интересов и со временем создал целостную картину истоков казахского народа, его этнической неповторимости и нелегкой судьбы в XX столетии.

Работа содержит 1 файл

Манаш Козыбаев и его дар слова.doc

— 31.00 Кб (Скачать)

  УДК 300.3

  МАНАШ КОЗЫБАЕВ И ЕГО  ДАР СЛОВА

  Олейник Е.А

  (СКГУ  им. М.Козыбаева) 

  Манаш Кабашевич Козыбаев родился в  селе Итсары Мендыкаринского района Кустанайской области. В 1953 году с отличием окончил исторический факультет  Казахского государственного университета имени С. М. Кирова. В том же году вступил в ряды КПСС. С 1953 по 1958 годы был преподавателем в Кустанайском педагогическом институте. В 1958—1974 годы работал старшим научным сотрудником, учёным секретарём, а затем заведующим сектором партийного строительства Института марксизма-ленинизма при ЦК Компартии Казахской ССР.

  Его жизнь и творчество были нацелены на формирование в народе национального  достоинства, исторической памяти, патриотизма  и единства.

  Начав свой научно-профессиональный рост с  изучения вклада Казахстана в победу во Второй мировой войне, Манаш Козыбаев постоянно расширял круг своих интересов и со временем создал целостную картину истоков казахского народа, его этнической неповторимости и нелегкой судьбы в XX столетии.

  Благодаря его работам массовому читателю стали известны ранее преданные забвению имена и судьбы героев национально-освободительного движения казахов. Рассматривая проблемы «Алаш» и декабрьских событий 1986 года, он писал: « В декабре 1986 года национально-освободительное движение вступило в новый этап своего развития. Оно было началом целой исторической полосы, завершившейся распадом Союза и провозглашением суверенитета республик... Русские декабристы разбудили последующее революционное поколение России. Казахские декабристы разбудили ото сна народы Прибалтики, Кавказа, Средней Азии. Они показали, что казахский народ — народ-борец, нация свободолюбивая».

  М. Козыбаев настолько вжился в историю, что его труды о сложных  и противоречивых событиях эпох воспринимаются как потребность духовного очищения. Именно этому ученому, подлинно интеллектуальному титану, последовательному борцу за духовный суверенитет казахстанцев принадлежат слова о том, что наука и культура должны стать духовной опорой нашей независимости, а казахстанский патриотизм — нормой нашего общежития.

  М.Козыбаев оставил нам около восьмисот научных трудов, воспитал сотню кандидатов и докторов наук. Содержание его трудов, широкий аспект проблем - все это ставит его в число ученых с мировым именем. Фактически Манаш Кабашевич создал собственную историческую школу. Но он был не просто историком в научном понимании, он сам творил историю, находясь у истоков становления нашего государства. Можно сказать, это был первый идеолог суверенного Казахстана.

  В последнем интервью “Новое Поколение” Манаш Кабашевич сказал о себе и своих сверстниках: “Мое поколение выросло и начало трудовую деятельность после исторического 20 съезда, когда Никита Сергеевич Хрущев выступил с осуждением культа личности Сталина. Правда, “оттепель” продолжалась недолго - до 64 года, тем не менее, мы почувствовали запах свободы, свежий ветер перемен. Но очень скоро нас втащили назад, к новому культу. Вместо Сталина появились надутый Брежнев, его подобострастное окружение. Хотя все знали о его посредственной роли в истории. Да... Свобода - вещь интересная, ее никогда не бывает много, но если в меру использовать возможности предложенной свободы, можно, не покривив душой, многое сказать”. Манашу Козыбаеву удалось сказать, не покривив душой, многое о времени, которое он изучал, в котором жил. Это только кажется, что историки бесстрастны. Та историческая правда, которую он открывал в своих исследованиях и пытался обнародовать, терзала душу, надсаживала сердце. Стены запретов, цензурных препон не останавливали ученого. Теперь наступило время изучения феномена Манаша Козыбаева, который уже вошел в историю. “Историческая наука долго пребывала на периферии общественного сознания, сегодня благодаря трудам историка Манаша Козыбаева она переместилась в эпицентр всеобщего интереса и обрела богемные черты. К ее голосу стала прислушиваться власть. Он, по своей сути, превратился в совесть нации. В будущем тому, кто станет его преемником, будет невероятно просто: в его власти прекрасное наследство - обновленная научная база историографических исследований и светлые перспективы устойчивого развития в сторону демократии и экономического расцвета страны.

  Память  об ученом останется не только в  его трудах. Его имя присвоено  нашему Северо-Казахстанскому государственному университету и научному центру исторических исследований Семипалатинского университета. Также издана книга «Манаш Козыбаев — Человек в истории», в которую включены статьи, документы и материалы, характеризующие деятельность и творчество видного ученого-историка.

Информация о работе Манаш Козыбаев и его дар слова