Николай Христофор Радзивилл Сиротка (1549 -1616) - политик, меценат, путешественник

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:29, реферат

Описание работы

Анализ жизни и деятельности Христофора Радзивилла Сиротки

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

1. Путешествия Радзивила Сиротки, их влияние на жизнь князя………………...5

2. Николай Радзивил - выдающийся меценат и политик своего времени……..12

Заключение…………………………………………………………………………17

Список использованных источников……………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 52.37 Кб (Скачать)

     С острова Кипр Радзивилл в августе прибыл морем в Каир, где внимательно наблюдал природу и жизнь в Египте. Он отмечал, что Нил у Каира вдвое шире, чем Дунай у австрийского г. Линц, а Каир в пять раз превосходит по величине Париж, хотя и уступает ему в архитектурном отношении. В описании города приводятся сведения о его стенах, улицах, мечетях и дворцах, организации городской охраны. Внимание путешественника постоянно привлекают особенности жизни египетских горожан и сельского населения. Он подробно рассказывает о способах доставки воды на верблюдах из Нила в Каир, об общественных харчевнях в городе, инкубационном выведении цыплят, о поливном земледелии в долине Нила, плодородии почв. Радзивилл отмечал достаток продовольствия в Египте. Поразило путешественника обилие деревень, которые «сосчитать невозможно», ибо только в дельте Нила он называет их 20 тысяч. Во время праздника пуска воды на поля князь отмечал до 2 миллионов : участников, из-за чего земля казалась покрытой снегом от белых тюрбанов.

     Путешественник  много внимания уделял описанию обычаев  и нравов различных групп населения  в Сирии, Ливане, Египте, отношениям между арабами, египтянами, турками, евреями и другими народами. Он интересовался состоянием здоровья местных жителей и эпидемиями, турецкими госпиталями, дервишами  и индийскими торговцами, с сочувствием  отмечал совершенно бесправное положение  рабов в завоеванных турками странах.

     Радзивилл осматривал египетские пирамиды и древние пещерные захоронения с множеством забальзамированных мумий. Две из них он вез на судне с собой в Несвиж, но во время бури был вынужден выбросить их за борт по требованию суеверных пассажиров.

     Князь уделил внимание описанию растительности и экзотических животных Средиземноморья  и Африки: хамелеона, обезьян, крокодилов, гиппопотамов «...очень похожих на зубров и фигурой и шерстью  и видом, только что без рогов...». Он рассказывает о страусах, а также  птицах, зимующих в дельте Нила, — аистах и различных утках. Для несвижского зоопарка Радзивилл купил павианов, двух леопардов, цивету (виверру), попугаев, двух ихневмонов (египетских мангустов) и других животных.

     В Александрии — крупнейшем портовом городе Египта — Радзивилл обратил внимание на нездоровый климат местности, особенно на открытость порта для торговых судов различных государств, множество людей из христианских стран. Он отмечал как достойные удивления древние памятники: колонну Помпея, обелиск с иероглифическими надписями, о. Форос, на котором стоял в древности знаменитый маяк — одно из «семи чудес света», а также городские дворцы, подземные цистерны для хранения питьевой воды и другие сооружения.

     9 октября 1584 г. князь оставил  Александрию и по морю отправился  на о. Крит. В пути судно попало  в жестокий шторм, и мореплаватели  «каждый о своей душе думал,  последней минуты ожидая». Но  судьба благоприятствовала путешественнику.

     На  Крите Радзивилл оставался до февраля 1585 г. Затем его путь пролегал через полуостров Калабрия и вдоль восточного побережья Италии в Венецию. В Италии паломники были захвачены разбойниками, им угрожала серьезная опасность. Однако благодаря правильному плану действий, предложенному князем своим спутникам, бандитов удалось перехитрить, а затем благополучно завершить опасный путь. В начале мая 1585 г. Радзивилл выехал из Венеции, в июне прибыл в Гродно, а 7 июля — в Несвиж.

     По  возвращении из путешествия Сиротка начал широкое строительство в Несвиже: был возведён каменный замок на месте прежнего деревянного, в самом городе были построены иезуитский, бенедиктинский, доминиканский монастыри, а также ратуша и городские строения, сохранившиеся до наших дней. Для этих и других работ был приглашён итальянский архитектор Дж. Бернардони.

     Николай Сиротка имел высокий уровень образования, понимание хозяйственных процессов, полное принятие новых возрожденческих явлений, активно знакомился с европейскими достижениями и жизнью других народов - был поистине инноватором своего времени, черпавшим вдохновение из многочисленных, долгих и далёких путешествий заграницу.  
 
 
 
 

     НИКОЛАЙ РАДЗИВИЛ -  ВЫДАЮЩИЙСЯ МЕЦЕНАТ И  ПОЛИТИК СВОЕГО ВРЕМЕНИ 

     Радзивилл Сиротка (князь Несвижский и Ольский, великий маршал литовский (с 1579 г.), воевода трокский (с 1590 г.), воевода виленский (с 1604 г.)) сын князя Николая Радзивилла Черного, лидера белорусской Реформации, канцлера ВКЛ и советника короля, поэтому совсем не удивительно, что князь с ранних лет присутствовал при разного рода политических встречах отца, участвовал в местных «сеймиках» на территории своих феодальных владений. [1, с 64]

     В 18 лет, сразу после возвращения из Германии, Радзивилл поступил на государственную службу. В 1569 г. он был назначен надворным литовским маршалом.

       В то же время он активно участвует в Ливонской войне. Хотелось бы обратить внимание, что « князь старался быть ближе к королю (Сигизмунду-Августу) с целью закрепить свой политический и экономический статус. Наверное, именно с этим и связано его нахождение в Книшине – где умер последний Ягелон, оставив пустой трон».[4, с. 72]

     Получив княжеский титул из рук Габсбургов, Радзивиллы не могли не поддерживать хотя по нескольким пунктам их политику. Неудивительно, что Николай Сиротка поддерживал кандидатуру этой династии на пост короля и великого князя. И не просто поддерживал,  а надеялся с его приходом восстановить независимость Литовского государства, вернуть его былые территориальные владения. Такая позиция не совпадала с взглядами большинства (в том числе и шляхты), т.к. «они прекрасно понимали угрозу, идущую с запада и с востока. Поэтому, как оно бывает в большой дипломатии, выбрали того, кто был «за спиной соседа» -  французского принца из династии Валуа, Генриха».[4, с. 74] А в состав делегации, которая должна была пригласить нового короля из Франции, вошёл и Радзивилл Сиротка, что подтверждало его исключительную и неоспоримую роль в государственной жизни РП. Молодой князь-сенатор « сориентировался во внутренней ситуации» и поехал в Париж. [1, с. 67]

     Переговоры  были довольно сложными, но благодаря  князю Сиротке они завершились успешно. Поэтому уже на рубеже 1573-1574 годов французская делегация, вместе с князем и новым королём – Генрихом, пересекла польскую границу.

     Однако, новый король быстро разочаровал своих избранников – государственными делами он практически не занимался. Это сразу же использовали оппозиционные протестанты, поэтому Сиротке ничего не оставалось кроме как «самоустранится». Зато когда Валуа тайно убегал, чтобы вернуться во Францию, князь принял активное участие в погоне.  [1, с. 67]

     Как автор уже рассказывал в первой главе, кандидатуру нового короля – Стефана Батория вначале князь не поддержал, однако через некоторое время Сиротка стал его активным сторонником.

     Примерно  в это время (к 1582 г.) Радзивилл начинает ослабевать свою политическую деятельность (готовясь к паломничеству), возвращаясь к активности лишь после 1584 года (после возвращения из Иерусалима).

     Из  поездки Радзивилл привёз археологические коллекции и 2 египетские мумии, несколько экзотичных животных, с целью создать в Несвиже собственный «зоопарк». [5] Среди этих животных были обезьяны, леопарды, попугаи, пара сусликов.

     После путешествия Радзивилл в течение пяти лет перерабатывает и издаёт свой дневник  путешествия по Ближнему Востоку. Желая расширить кругозор своих современников, «Сиротка» подчеркивает в предисловии к изданию, что пишет только о том, что видел сам. Многократно ссылаясь в своем произведении на книги других, в том числе древних авторов, «Сиротка» нигде не пересказывает их. Он писал о местах и сооружениях, памятниках и святых местах по четкой системе: внешний вид, внутренняя отделка, строительные материалы и отделка, особые замечания, события, обряды, традиции и так далее. Его интересовали так же природные условия, способы хозяйствования в тех местах, где он бывал. Например, на Крите, он изучил способ выращивания хлопка и особенности торговли им. Описывая Сирию, Ливан, Египет, он большое внимание уделяет влиянию разлива Нила на хозяйствование и урожаи, описывает удивительных животных др. В Египте, например, «Сиротку» интересует состав для мумифицирования и так далее. Тут также стоит добавить, что Сиротка был первым египтологом на территории Беларуси. [3]

     Книга Радзивилла Николая Кристофа  Сиротки имела ошеломляющий успех. Она выдержала более 19 переизданий на польском, немецком, латинском и русском языках. 

     Эта книга оказала огромное влияние  на развитие хозяйственной литературы РП. До середины XIX она была основным источником знаний о странах близкого Востока в РП,  а путешественники использовали её в качестве вспомогательного руководства при путешествиях в эти страны.[5]

     Также он начинает заниматься масштабным строительством в городе  Несвиж и переустройством  «родового гнезда». Получив от отца деревянную усадьбу и небольшой городок при ней, он возводит каменный замок, застраивает заново город, превращая его в европейский: освобождает горожан от многих налогов и феодальных повинностей, развивает торговлю и ремесла.

     В Несвиже при нем открываются  школа, госпиталь, ткацкий и портняжный, слесарный и скорняжный цеха. В 1562 г. открывается типография, где были изданы первые книги на белорусском  языке.

     Чуть  позже именно здесь возникает  первый белорусский театр, а еще  в городе размещался кадетский корпус и школа флотских офицеров для  частного войска Радзивилла. В 1583 г. начинается строительство Несвижского замка, для чего привлекаются итальянские мастера. За весьма короткий срок (чуть более 30 лет) по последней фортификационной моде был построен замок и город.

     «Город, получивший магдебургский привилей, отчислял деньги на фортификационные работы из своих доходов. Согласно артикулам магдебургского права, в городе были организованы сторожевая, противопожарная службы и ополчение. Все жители несли сторожевую и оборонную повинности, участвовали в военных смотрах («полисах») и тренировках («муштрах»). К концу XVI в. городские укрепления в основном были сооружены. Гравюра несвижского картографа Томаша Маковского, сделанная около 1600 г., изображает Несвиж, основу обороны которого составлял высокий земляной вал. Он имел вид пятиугольника с 7 бастионами, который охватывал город со всех сторон».   [6]

     Движимый  уважением и добрыми чувствами  к мальтийскому ордену госпитальеров (иоаннитов), Радзивилл Сиротка после путешествия основал в своем местечке Столовичи близ р. Щара командорство ордена, утвержденное великим магистром госпитальеров. По условию, специально записанному князем в 1616 г., одно из приоритетных мест в командорстве имела шляхта белорусско-литовских земель. Белорусские рыцари-госпитальеры участвовали в битвах с турками и в других многочисленных войнах.

     В скором времени после возвращения  из путешествия в 1590 году Радзивилла назначили воеводой Трокским.

     В 1596 Сиротка присутствует, в качестве доверенного лица короля, на Берестейском церковном соборе, где выступал от своего и королевского имени за объединение православной и католической церкви под руководством папы Римского, за создание униатской церкви. Позже он оказал весомую поддержку сторонникам униатства. Под его патронажем был открыт греко-католический монастырь возле Несвижа.

     В конце XVI века, он для развития ремесла и торговли пригласил на службу и проживание многих знаменитых и талантливых людей.

     По  инициативе Радзивилла, при его личном участии и на средства князя в конце 1580-х годов проводились топографические и гидрографические работы на востоке Речи Посполитой, от Вислы до Днепра. Съемка Днепра была выполнена от истоков до устья. На карту были также положены его притоки — Друть, Березина со Свислочью, Припять с реками ее бассейна. На карте были показаны огромный массив болот — Полесье, Неман с Вилией и Щарой, Западная Двина с Дисной, малые притоки всех указанных рек и ряд других географических объектов. Карта Великого княжества Литовского, выполненная Т.Маковским и изданная в 1613 г., по своей точности превосходила как прежние, так и многие более поздние карты.

     Сиротка оказал немалую поддержку нуждающимся  людям – нищим, путешественникам, вдовам и сиротам, а также семьям, какие оказались в сложной  ситуации. [5]

           В последние годы своей жизни Сиротка практически отошёл от большой политики, уделяя много внимания воспитанию своих детей (у него было 6 сыновей и 3 дочери), которые остались без матери (его жена Эльжбета Ефимия Вишневецкая умерла в 27 лет). К своим детям он также причислил 4 племянников-сирот. В то время часто можно было увидеть его окруженного детьми.

     28 феврала 1616 года Николай Радзивилл Сиротка умер. Своим потомкам он завещал заботиться о своей родовой «столице», «чтобы права, которые дали Несвижу короли и Радзивиллы, не нарушали», чтобы способствовали процветанию родного края. [2, с. 198]

     Князь Николай Радзивилл Сиротка был поистине ярким и выдающимся человеком, активно участвующим в жизни своего края. Всю жизнь он старался добиться для своей родины самостоятельности и независимости, развивал архитектуру (Несвиж, множество храмов и костёлов - прямое тому подтверждение) и культуру  нашей страны. Имел высокий уровень образования, понимание хозяйственных процессов, полное принятие новых возрожденческих явлений, активно знакомился с европейскими достижениями и жизнью других народов.

Информация о работе Николай Христофор Радзивилл Сиротка (1549 -1616) - политик, меценат, путешественник