Нил Федорович Филатов 1847-1902

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 23:02, реферат

Описание работы

Нил Федорович Филатов - потомственный дворянин, родился в одних краях с И.М.Сеченовым. Родовым гнездом Филатовых, как и Сеченовых, был Теплый Стан (ныне Сеченово) Симбирского уезда. Когда отец Нила Федоровича Федор Михайлович женился на А.А.Шаховой, он получил во владение сельцо Михайловка Саранского уезда Пензенской губернии и верхний этаж дома, находившегося в Теплом Стане.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Нил Федорович изучал эпидемиологию дифтерии на юге России, о чем сделал доклад на Международном съезде гигиенистов и бактериологов в Будапеште. В 1894г. он впервые вместе с Г.Н.Габричевским применил в своей клинике сывороточное лечение при дифтерии. С этого времени Н.Ф.Филатов становится активным пропагандистом лечения больных дифтерией сывороткой. Кроме того, он разрабатывал вопросы патогенеза некоторых форм безальбуминурийных водянок у детей и описал новый, ранний симптом кори (пятна Филатова), но как оказалось еще ранее описанный русским врачом Бельским, а уже после Н.Ф.Филатова – американским врачом Копликом (пятна Бельского-Филатова-Коплика).

В 1889г. Н.Ф.Филатов издал «Краткий учебник детских болезней», выдержавший 12 изданий, 6 из них при жизни автора (12-е издание вышло в 1922г.). В 1900 и 1902г.г. под редакцией Н.Ф.Филатова вышли в свет два выпуска «Клинических лекций», при чтении которых каждый врач испытывает истинное наслаждение. Больной ребенок описан так, как будто читатель сам его наблюдает. Таким образом, заслуга Н.Ф.Филатова состоит в том, что он дал русским врачам оригинальные руководства, учебники, устранив зависимость от переводной литературы. Сам Нил Федорович был одним из лучших врачей своего времени. На прием к нему привозили больных детей из разных уголков России, да и сам он нередко выезжал на консультации в другие города. Интересно отметить, что Н.Ф.Филатову приходилось лечить детей великого русского писателя, идеолога, автора публицистических работ Л.Н.Толстого, с которым он был лично знаком.

В годы работы на медицинском факультете Нил Федорович был очень дружен со своим дальним родственником И.М.Сеченовым, возглавлявшим кафедру физиологии Московского университета. Почти каждое воскресенье Иван Михайлович приходил в гости к Нилу Федоровичу. В их дружеских беседах и научных домашних конференциях принимали участие многочисленные представители студенческой молодежи. Отношения между Н.Ф.Филатовым и И.М.Сеченовым основывались на большом уважении друг к другу. В «Автобиографических записках» И.М.Сеченов указывал, что Н.Ф.Филатов был одним из лучших профессоров Московского университета.

В центре внимания Н.Ф.Филатова всегда был больной ребенок или студент, готовящийся к врачебной деятельности. На первое место Нил Федорович ставил детальное обследование ребенка, умение врача найти индивидуальный подход к нему. Как воспитанник Г.А.Захарьина, он широко вводил анамнестический метод в лечебную практику детской клиники. По существу, Нил Федорович сам разработал схему подробного анамнеза, необходимого педиатру в отношении больного ребенка. Он учил понимать организм ребенка как нечто качественно отличное от организма взрослого человека, всегда подчеркивал анатомо-физиологические особенности детей.

Причины той или иной болезни Нил Федорович связывал с неблагоприятными условиями внешней среды, причем решающее место отводил социальной среде, жилищно-гигиенической обстановке, в которой находился ребенок и инфекции. Наблюдая на дому детей из бедных семей и зная, что одних лекарств недостаточно, он часто сам покупал продукты питания для больных.

В своих лекциях Нил Федорович уделял большое значение моральному облику врача-педиатра, рассматривая один из главных вопросов врачебной этики – отношение врача к больному. «Приступая к осмотру…ребенка, врач должен прежде всего подумать о том, чтобы сразу не напугать своего пациента… Всегда лучше, войдя в комнату больного, до поры до времени не обращать на него никакого внимания и, занявшись пока анамнезом, дать ему возможность присмотреться к новому человеку…» (Н.Ф.Филатов «Семиотика и диагностика детских болезней» М., 1949, стр.9). Далее Н.Ф.Филатов советовал все неприятные и тем более болезненные манипуляции производить в конце обследования.

Следует также отметить яркость его натуры. Это был добрый и снисходительный человек, бескорыстный врач. Рассказывают такой случай. Во время своей утренней прогулки на Девичьем поле Нил Федорович обыкновенно шел по направлению в Пречистенке. Вдруг ассистенты заметили, что маршрут профессора изменился: он стал ходить по направлению к Арбату. Оказалось, что он приглашен к тяжелому больному, в семью небогатого канцелярского чиновника. Случай был трудным, больной кроме лечения, требовал и питания, а денег не было. И вот профессор каждое утро заходил в мясную лавку на Смоленском рынке, там ему завертывали курицу, и с этой курицей под мышкой суровый Филатов шел к каморке больного.

Филатов старался вести правильный образ жизни, насколько это позволяла его большая и разносторонняя деятельность. Вставал он в 8 часов утра и после кофе шел на прогулку по Девичьему полю. «Будучи студентом, рассказывает В.И.Молчанов («Н.Ф.Филатов», 1947) и ординатором, спеша в клинику, я много раз видел высокую фигуру Нила Федоровича, идущего медленным шагом и читающего газету. К нему иногда присоединялся профессор В.Ф.Снегирев, который жил в своем доме на Девичьем поле. В 9 часов, а иногда и раньше Филатов начинал обход в Хлудовской больнице, в лекционные дни читал лекции, а затем шел на обход в заразные бараки. В 1-2 часа завтракал, после чего уезжал на консультации. В 5 часов обедал, а вечером, если не было заседаний, готовился к очередной лекции, читал текущую литературу, писал статьи и книги».

Несмотря на свою чрезвычайную занятость, именно благодаря строго соблюдавшемуся распорядку дня, Н.Ф.Филатов находил время не только для научно-литературной работы, но и для искусства, занятий спортом, шахматами и для других развлечений. В 90-х годах XIX столетия начали входить в моду велосипеды. Ездой на велосипеде увлекалась не только молодежь, но и профессора университета. Например, профессор И.Ф.Огнев ежедневно катался по университетскому двору на велосипеде. Н.Ф.Филатов подарил своим сыновьям велосипед, но выучиться езде на нем не удосужился. В этой связи его племянник В.П.Филатов в своих воспоминаниях рассказывает случай, который характеризует, с одной стороны, экспансивную, горячую натуру Нила Федоровича, с другой – его решительность и находчивость при затруднительных обстоятельствах.

Дело было весной 1893г. В Москву приехал царь Александр III и пожелал посетить новые клиники на Девичьем поле. Царя начали ждать с утра. Нил Федорович, надевший форменный вице-мундир, ему тесный, томился в бездействии. Вот приехал и попечитель Московского округа в белых брюках. Нил Федорович смотрел, как мимо него во дворе Хлудовской больницы ездили его сыновья на новом велосипеде. И вот не выдержал: «Стой, Вова, дай-ка я сяду и попробую». И попробовал. Проехал, вихляя туда-сюда несколько шагов, и уже прямым ходом налетел на березу, свалился и проехал по корявой коре дерева своим великолепным орлиным носом. С ободранного носа обильно закапала кровь. Ужасная весть пронеслась по клиникам и достигла начальства. Примчались и ректор Боголепов, и попечитель Московского округа, ведь и Нила Федоровича жалко, и царь вот-вот приедет. «Послать за хирургом!!» Но зови, не зови, а представить царю директора клиники, знаменитого профессора Филатова, с перевязанным носом – довольно конфузно. Нил Федорович понял затруднительное положение начальства и сделал решительный жест: «Не надо хирурга! Вова, звони немедленно в Малый театр, вызови гримера. Пусть тотчас же едет со всеми красками». Протесты со всех сторон: «инфекция, заражение крови» и т.д. Гример приехал, заштукатурил ободранное место, и нос получился хоть куда, но несколько странный. Приехал царь. Он задавал вопросы, что-то отвечал на разъяснения профессора, но, как зачарованный, смотрел на нос Нила Федоровича, не спуская с него глаз. То же делала и царица. Видимо, им обоим страшно хотелось расспросить Н.Ф.Филатова относительно его носа, но они все же не решились. Все обошлось благополучно и еще долго, в течение нескольких лет, старые ассистенты, участвовавшие в приеме царя, рассказывали молодым ординаторам про историю с носом Филатова.

В последние пять лет жизни здоровье Нила Федоровича заметно пошатнулось: обнаружились признаки общего атеросклероза, появились приступы грудной жабы. «Я помню, пишет В.И.Молчанов в монографии «Н.Ф.Филатов» (1947) одно заседание Общества детских врачей в 1899г. Собравшимся долго пришлось ждать своего председателя. Наконец, из квартиры Нила Федоровича сообщили, что у него сердечный припадок и приехать он не может». Несмотря на такую серьезную болезнь, Нил Федорович продолжал работать по-прежнему, отдыхая только в каникулярное время и то не полностью.

17 января 1902г. он возвратился из Нижнего Новгорода, куда ездил на консультацию к больному. Несмотря на утомление, вызванное поездкой, он в тот же день, как и на следующий, был в клинике, принимал у себя на квартире больных. 19 января вечером, после возвращения с консультаций, Нил Федорович внезапно потерял сознание; прибывшие немедленно врачи обнаружили паралич левой половины тела вследствие кровоизлияния в мозг или эмболии одной из мозговых артерий. На другой день больному стало лучше: возвратилось сознание, появились движения в парализованных конечностях. Он стал проявлять интерес к клинике, медицинской литературе. У врачей клиники и всех друзей Нила Федоровича появилась надежда на скорое его выздоровление. Но 25 января больной стал апатичен, сонлив, а 26-го числа в 4 часа утра неожиданно для дежуривших врачей внезапно скончался от нового кровоизлияния в мозг.

Умер Нил Федорович Филатов в возрасте 55 лет, в расцвете своей творческой деятельности. С горьким чувством незаменимой утраты провожали его на Ваганьковское кладбище товарищи, коллеги, ученики, студенты, пациенты. Хоронила Нила Федоровича, можно сказать, вся Москва как человека, который был гордостью и славой русской медицинской науки, любящим и верным другом детей.

Потомки чтут память Н.Ф.Филатова как родоначальника, корифея отечественной педиатрии и многое сделали для ее увековечивания: учредили премию имени Н.Ф.Филатова за выдающиеся труды в области детских болезней, присвоили его имя одной из крупнейших детских больниц столицы (Садово-Кудринская, 15), воздвигли ему в Москве два памятника. Один из них, поставленный в 1922г. на территории детской городской клинической больницы №13, носящей его имя, выполнен из гранита в форме бюста, переходящего в прямоугольный гранитный столб-постамент, стоящий на трехступенчатом основании (скульптор Д.М.Шварц, архитектор Ю.Я.Сосенко), надпись: «Н.Ф.Филатов 1847-1902». В трактовке образа акцентировано внимание на волевую целеустремленность, что придает образу значительность и торжественность звучания.

Другой памятник Н.Ф.Филатову, поставленный в 1960г. в сквере, идущем вдоль Большой Пироговской улицы, рядом с клиникой детских болезней, выполнен из бронзы на гранитном постаменте, отражает стоящего во весь рост Н.Ф.Филатова как врача с прижавшимся к нему ребенком и надписью «Н.Ф.Филатову – другу детей» (скульптор В.Е.Цигаль, архитекторы Г.И.Гаврилов и Е.И.Кутырев). Памятник отличается глубоким реализмом и психологизмом трактовки образа, сложностью и мастерством композиционного решения, воплощением гуманистического идеала.

 

Литература:

Н.Ф.Филатов. Издательсво «медицина».Москва 1967.



Информация о работе Нил Федорович Филатов 1847-1902