Пётр I как "основоположник" морского дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:31, реферат

Описание работы

История государства Российского неразрывно связана с его военной историей. В течение многих столетий России случалось применять силу оружия, отстаивать свою независимость и территориальную целостность, поддерживать военной помощью другие государства. Основная часть войн России были оборонительными, освободительными или наступательными, но исторически передовыми. Не только защищая себя, но и осуществляя освободительную миссию по отношению к другим странам и народам. Стоявшие на четырёх континентах русские гарнизоны, корабли под российским флагом бороздили моря всех океанов, памятники русскому воинству воздвигнуты в десятках стран.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Пётр I – «основоположник» морского дела 4
1.1 Указ Петра I о создании в Москве первого военно-морского учебного заведения. 4
1.2 Начало создания Балтийского флота - основание на реке Сясь судостроительной верфи и закладка первых судов 6
1.3 Основание Кронштадта - первой Русской крепости на Балтийском море 8
1.4 Указ Петра I о создании морского полка, положивший начало организации морской пехоты Российского флота 10
1.5 Учреждение по указу Петра I Адмиралтейств-коллегий (1717г. 11.12) 10
Глава 2. Реорганизация армии и создание военно-морского флота 13
Глава 3 становление флота в 19-м веке. 18
Заключение 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

20-159 (восстановлен).docx

— 45.06 Кб (Скачать)

    В Северной войне  морская пехота широко использовалась в морских боях и десантах. В 1712 вместо полка были сформированы пять батальонов по 22 офицера, до 660 рядовых  и унтер-офицеров в каждом. Три  батальона были включены в корабельные  эскадры, один - в галерную, один нес  караульную службу в базах.

    В русско-турецкой войне 1768-74 отряды морской пехоты эскадры  адмирала Г. А. Спиридова освободили от турецкого владычества о-ва Греческого арх., отличились в Чесменском сражении, участвовали в овладении крепостью  Наварин, крепостью и городом  Бейрут. Во время войны с наполеоновской Францией морские пехотинцы эскадры  вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова отважно  действовали на Средиземном море. Они участвовали в десантах, освободивших несколько островов и крепость Корфу. Десантный отряд капитан-лейтенанта Г. Г. Белли освободил от французов  Неаполь.

    В Отечественной  войне 1812 г. в Бородинском сражении проявил исключительное мужество и  стойкость Гвардейский (флотский) экипаж, награжденный Георгиевским знаменем. С боями он дошел до Парижа. В  ряде сражений кампании 1813-14 и во взятии Парижа участвовал 75-й черноморский флотский экипаж.

1.5 Учреждение по указу Петра I Адмиралтейств-коллегий (1717г. 11.12)

 

    Адмиралтейств-коллегия руководила постройкой и вооружением  кораблей, строительством портов, гаваней, каналов, подготовкой кадров морских  офицеров, охраной лесов. Заседания  коллегии начались с 4.4 1718. В ее состав входили: президент - сподвижник Петра I генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, вице-президент - вице-адмирал К. И. Крюйс и два  асессора - генерал-майор Г. П. Чернышев и полковник Норов. Состав Адмиралтейств-коллегии в дальнейшем был расширен. По штату  в нее входили строевые чины флота: президент, вице-президент, 5-7 флагманов  и капитан-командоров "из старых или увечных, которые мало удобны уже к службе воинской". По регламенту 1722 дополнительно ей предписывалось заниматься снабжением кораблей, постройкой адмиралтейств, учетом и обучением  личного состава, комплектованием  кораблей и частей флота личным составом, финансами, гидрографией и лоцманской частью.

    В ведении коллегии находилось несколько контор и канцелярий: военно-морская, адмиралтейская, обер-сар-ваерская (кораблестроительная), подрядная, контролерская, аудиторская и пр. Начальники канцелярий не могли быть членами Адмиралтейств-коллегии, но обязаны были присутствовать на заседаниях для докладов и советов, когда обсуждались дела вверенных  им учреждений. К особым обязанностям президента Адмиралтейств-коллегии относился  осмотр для устранения неисправностей всех адмиралтейских работ еженедельно, флота в Кронштадте - ежемесячно, в Ревеле (Таллин) и Рогервике (Палдиски) - раз в год.

    В 1802 Адмиралтейств-коллегия была переименована в Министерство Военно-Морских сил и коллегиальное  начало заменено единоличным. В 1815 оно  было переименовано в Морское  министерство. В 1827 преобразовано в  совещательный орган при морском  министре - Адмиралтейств-совет. Упразднен  декретом Советской власти в 1917.

1.6 Издание первого морского устава (1720г. 13.4)

 

    "Книга устав  морской о всем, что касается  к доброму управлению, в бытности  флота на море..."

    Устав создавался под  руководством Петра I на основе обобщения  богатого опыта Северной войны и  всего лучшего, что было в уставах  иностранных флотов. В уставе были помещены указ Петра I от 13.1 о значении флота в системе вооруженных  сил и о назначении устава, "Предисловие  к доброхотному читателю", присяга, "регламент", разъясняющий понятия "флот" и "боевые построения флота". Текст устава состоял из пяти книг, в которые были сведены основные организационные принципы регулярного  Российского флота - права и обязанности  командующих флотом и его частями, указания о тактике эскадры в  бою, организация повседневной и  боевой службы на корабле, права и  обязанности экипажа от капитана до матроса, тактика корабля в  бою, дисциплинарные наказания за нарушения  устава. В приложении дан свод повседневных и боевых сигналов флота.

    Устав был проникнут  идеями патриотизма, верности присяге, бдительности, строгого хранения военной  тайны. Подчеркивалось, что русские  военные корабли ни при каких  обстоятельствах не должны сдаваться  врагу. Доработанный устав был переиздан  в 1724 и с незначительными изменениями  действовал до 1797. По Морскому уставу учились  искусству побеждать врага многие поколения русских военных моряков. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Реорганизация армии и создание военно-морского флота

 

    Одновременно  с реформами административного аппарата создавались организованная регулярная армия и военно-морской флот — военный оплот абсолютизма. Преобразование армии началось с разработки нового воинского устава (1698 г.) и создания гвардии и регулярных полков. Несколько раз выступавшие (в 1682, 1689 и 1698 гг.) стрельцы, по отзыву Петра, «воистинно только пакасники, а не воины были» и не внушали царю доверия ни в военном, ни в политическом взгляде. В 1699 г. правительство произвело первый набор рекрутов для постоянной строевой службы в постоянных полках, из крестьянского и посадского двора по человеку. 27 полков пехоты было преобразовано из рекрутов. Помимо организованных в эти годы специальных военно-учебных заведений, своеобразной школой подготовки офицерского состава являлись гвардейские армии, Семеновский и Преображенский, в которых дворяне проходили службу рядовыми, после чего назначались офицерами в полевые полки.

    При Петре I было проведено 53 рекрутских набора. К 1725 г. полевая армия насчитывала около 203 тыс. человек, не считая гарнизонных и иррегулярных войск.

    Выход к Азовскому и Балтийскому  морям позволил приступить к созданию военно-морского флота. В 1703 г. начала работать судостроительная верфь на реке Свири. На сдешней верфи был выпущен на воду первый корабль Балтийского флота — фрегат «Штандарт». Вскоре со стапелей Адмиралтейской бухты в Петербург стали сходить другие судна. К 1724 г. русский флот стал самым сильным на Балтике.

    Флотское  руководство было расщеплено, и это было пагубно по отношению к военной обороне России. С 1712 г. управление делами по личному составу флота перешло в ведение Воинской морского флота канцелярии, начальником которой был назначен комиссар И. Гормасов. Адмиралтейский приказ был переименован в Московскую адмиралтейскую канцелярию, в распоряжении её оставались хозяйственная и финансовая части морского устройства. 2 января 1715 г. генерал-майор Г.П. Чернышев под покровительством Петра I был назначен обер-штер-кригскомиссаром флота и возглавил Морской комиссариат. В его компетенции были доходы адмиралтейства, распределения бюджета и раздача чинов, отпуск денег на нужды кораблестроения а так же корабельная провизия. Кроме того, он ведал производством суда над морскими чинами (кроме адмиралтейских служащих) Почти одновременно были учреждены конторы и канцелярии: Экипажеская, Провиантская, Мундирная, Обер- сарваерская, Лесных дел, Счетных дел. Канцелярии, но не было укоренившейся структуры каждого из них и единого связующего фокуса. Нужно было звязать приказы и конторы и создать единый орган. В 1717 - 1719 гг. в России была проведена реформа гос. управления - приказы заменили коллегии, подчиненные созданному в 1711 г. Сенату. В числе прочих именным указом от 11 декабря 1717 г. была учреждена Адмиралтейств-коллегия и установлено единое управление Военно- морским флотом. 15 декабря 1717 г. президентом Адмиралтейств-коллегий был назначен генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, а вице-президентом — бывалый моряк и способный администратор голландец на русской службе вице-адмирал К.И. Крюйс. 1718 г. был отведен президентам коллегий на их формирование, в 1719 г. еще позволялось делать дела «старым манером», и лишь с 1720 г. коллегии надлежало действовать «новым порядком». Однако, занятие Адмиралтейств-коллегий началась ранее этого срока- 4 апреля 1718 г. Размещалась она в основной части только что отстроенного комплекса зданий Петербургского адмиралтейства. Изначально, кроме Ф.М. Апраксина и К.И. Крюйса в состав коллегии вмещались генерал-майор Г.П. Чернышев и полковник Г.В. Норов. В 1721 г. состав членов коллегии увеличился еще на шесть человек. Делопроизводством коллегии заведовал обер - секретарь. В 1720 г. были включены должности двух фискалов для негласного раскрытия служебных упущений и преступлений, а в начале 1722 г. в коллегию был назначен прокурор для контроля за правильностью ведения дел. В числе первых немедленных дел коллегии была разработка военно-морского законодательства принимал ярое участие в этом Петр 1, отдавая ей иногда до 14 часов в сутки. 13 января 1720 г. им была утверждена «Книга устав Морской, о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море». Через два года, 5 апреля 1722 г., был издан Регламент об управлении Адмиралтейства и часть вторая Регламента морского. Использование этих актов как образец, при разработке аналогичных документов в других коллегиях.

    Основываясь на это и на русский опыт ведения войны на море, Пётр 1 подготовил первый русский морской устав. До конца столетия просуществовал данный документ. Корабельный устав вышел в свет 13 апреля 1720 года под названием: «Книга Устав морской о всём, что касается доброму управлению в бытности на море». Говорилось в предисловии о значении флота, как основной части вооружённых сил страны. Пётр писал, что «всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет». Издание в России в 1720 году Морского Устава как бы подвело найденный итог морской истории страны: военно-морской Балтийский флот был построен в самые узкие сроки. Петр использовал все лучшее, что было во флотах европейских держав. Но он прежде всего учел особенности русского хода войны и мореплавания у берегов Отечества . Важное значение для организации армии имела табель о рангах, но она имела значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы как военных так и штатских чиновников. Начальники контор членами коллегии не являлись и присутствовали на ее заседаниях лишь при обсуждении дел, относившихся к их ведению. Основным рабочим органом Адмиралтейств-коллегии оставалась Канцелярия, которая оформляла протоколы заседаний и решения коллегии по де- лам, поступавшим от флагманов, из контор, портов, Морской академии и школ, а также по секретным делам и делам о производстве в чины, вела работу по составлению регламентов и тарифов. Регламент своей работы Адмиралтейств-коллегия определила 20 (31) января 1719 г. Было решено, что заседания коллегии будут происходить три раза в неделю. По вторникам должны были рассматриваться дела комиссариатские и экипажеские, по четвергам – дела, связанные с подрядами, строительством и провиантом, по субботам рассматривались челобитные, доношенная в счета. Важнейшие дела рассматривались в начале заседаний. Члены коллеги должны были собираться с восьми до половины девятого утра, заседания продолжались до полудня. Из всего этого вывод ещё раз - порядок принятия решений Адмиралтейств-коллегией был крайне осложнен бюрократическими правилами и обычаями. Все входящие бумаги адресовались коллегии. Поступившие бумаги докладывались присутствию обер-секретарём в подлиннике. Если при этом требовались справки из дел и законов, то они предварительно разрабатывались в тех конторах, которых это касалось непосредственно. Принятые с общего согласия членов коллегии решения именовались приговорами, или резолюциями. В первые годы существования коллегии каждая резолюция на особом листе за подписью всех членов коллегии вместе с документами, раскрывавшими порядок рассмотрения дела, передавалась на исполнение в соответствующую контору. В случае если к исполнению решения привлекались и другие конторы, туда отсылались копии резолюций за подписью одного из членов коллегии, скрепленные обер-секретарем. Все приговоры и резолюции перед отправкой в конторы вписывались в журнал коллегии, где каждый пункт скреплялся подписью обер-секретаря или секретаря, а под последним за день пунктом подписывались все члены коллегии. Если приговоры Адмиралтейств-коллегии требовалось сообщить кому-либо из подведомственных лиц, то это делалось указами, которые готовились в соответствующих конторах и рассылались от имени коллегии. Конторы между собой сносились ведениями. Очевидно, что на это требовалось много времени и канцелярского труда. В 1724 г. делопроизводство было упрощено. Особые резолюции по каждому вопросу были отменены. Их стали вносить в журнал или протокол, скрепляя подписью дежурных членов коллегии. Протоколы заверялись подписью секретаря. Исполнение решений производилось на основании протоколов. К концу первой четверти XVIII в. из разрозненных учреждений, отвечавших за отдельные направления деятельности по строительству и содержанию флота, сложилась относительно стройная система органов центрального управления. Ее формирование не было одномоментным актом, а представляло собой длительный, сложный и порою противоречивый процесс. Названия, которые присваивались в те годы центральным учреждениям флота, говорят сами за себя.

Глава 3 становление флота  в 19-м веке.

 

    В конце XVIII — начале XIX веков, Военно-Морской  Флот России стал третьим по величине в мире после Великобритании и  Франции. Черноморский флот имел в своём составе 5 линейных кораблей и 19 фрегатов (1787 год), Балтийский флот имел 23 линейных корабля и 130 фрегатов (1788 год). В начале XIX века Военно-Морской Флот Российской империи состоял за Черноморского и Балтийского флотов, Каспийской флотилии, Беломорской флотилии и Охотской флотилии. В 1802 году было создано Министерство морских сил (переименовано в Морское министерство в 1815 году).

    В 1826 году был построен первый военный  пароход Ижора (73.6 кв или 100 л. с.) вооружённый 8 пушками. В 1836 году был построен первый пароходофрегат Богатырь (водоизмещение  — 1340 тонн, мощность — 117 кв (240 л.с.), вооружение — 28 пушек). Между 1803 и 1855 годами русские  мореплаватели совершили более 40 кругосветных и дальних путешествий, которые сыграли значительную роль в освоении Дальнего Востока, различных  океанов и тихоокеанского операционного  региона.

    Военно-Морской  Флот Российской империи продолжал  расширяться в конце XIX века, особенно после прихода к власти царя Николая II, который испытывал влияние  американского военно-морского теоретика  Альфреда Мэхэна. Несмотря на то, что  русская промышленность развивалась  большими темпами, она не могла поддерживать постоянно увеличивающиеся потребности  флота, и некоторые корабли были заказаны во Франции, Германии, США  и Дании. Французские судостроительные инженеры оказали наибольшее влияние  на конструкции российских кораблей.

    Во  время американской гражданской  войны Россия направила в атлантические  и тихоокеанские порты северян  две крейсерские эскадры. Эта  экспедиция стала показательным  примером того, как сравнительно малыми силами можно добиваться крупных  политических успехов. Результатом  присутствия всего одиннадцати  небольших военных кораблей в  районах оживлённого торгового  судоходства оказалось то, что  крупные европейские державы (Англия, Франция и Австрия) отказались от конфронтации с Россией, побеждённой  ими же всего 7 лет назад.

    Сознавая  своё отставание, Морское Министерство сделало закупки за границей основным способом его преодоления. Существовала и практика закупки головного  корабля за границей, затем постройки  серии по нему на своих верфях, иногда в ущерб развитию собственного кораблестроения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Пётр I как "основоположник" морского дела