Политическая деятельность Николая Кузанского

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:32, реферат

Описание работы

Вернувшись на родину и проиграв здесь судебный процесс, затеянный его

покровителем-графом, Кузанец решил посвятить себя богословской деятельности.

В течение года будущий кардинал изучал богословие в Кельнском

университете, где значительным влиянием пользовались следовавшие

неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого [2, с.

53]. Получив звание священника, в 1426 году Кузанец поступил секретарем к

папскому легату в Германии кардиналу Орсини.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 49.31 Кб (Скачать)

В то же время космология Николая Кузанского не просто умозрительная

концепция, оторванная от астрономических исследований  и наблюдений.  Она

имела как философское,  так и научное обоснование. Им был выдвинут ряд

плодотворных идей, в частности о движении Земли, о том, что небесные тела

движутся не по правильным окружностям.  Космология  Кузанского вела к

признанию материального  единства земной и "небесной" субстанции:  и Земля,  и

другие небесные тела  признавались одинаково "благородными".

Разрушая старое - и религиозное, и свойственное древним  неоплатоникам -

иерархическое представление  о мире, Кузанец видит в боге не "нисхождение", не

"опускание"  божества  до низшей материальной  ступени бытия,  а проявление

божественного могущества.  Поэтому мир рассматривается  им  в качестве

прекраснейшего  божественного творения:  "...  по красоте и стройности вещей,

которые мы лицезреем, искусство и превосходство бога поражают нас" [3,  с.

61]. Мир прекрасен,  и "даже тленность" всего  земного "не есть действительное

доказательство" недостатка благородства.  Это последнее  положение особенно

важно:  временное  и тленное,  оказавшись результатом  "развертывания" вечного

первоначала,  получает свое оправдание. Красота мира, проявляющаяся  в

"универсальной   связи"  всего  сущего,  выявляет  внутреннюю стройность

творения. Бог, говорит  Кузанский, "пользовался при сотворении  мира

арифметикой,  геометрией,  музыкой и астрономией, всеми  искусствами, которые

мы также применяем, когда исследуем соотношение  вещей, элементов и движений"

[4, с. 106].

Гармония мира находит свое выражение и в  человеке  - величайшем из

божественных творений,  в существе,  которому суждено  познать бога и

созданный им прекрасный мир. Антопология  и  гносеология  Николая Кузанского

теснейшим образом  связаны с его пантеистической  онтологией и космологией.

     2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие

     природы и бога

Человеческая природа  рассматривается Кузанским в  качестве высшего и наиболее

значительного божественного  творения:  она "помещена над всеми  творениями

бога". Как будто  поставленный на определенной ступени  иерархии человек

оказывается  обожествленным  и уже потому вне иерархическим  существом:

природа его "заключает  в себе умственную и  чувственную  природу и стягивает в

себе всю Вселенную:  она есть микрокосм,  малый мир,  как называли ее с

полным основанием  древние" [4, с. 119].

Характерное для  всего сущего совпадение противоположностей находит свое

отражение и в  человеческой природе. Соотношение "свернутого" в боге максимума

и  "развернутой  в космосе ограниченной бесконечности  отражается и "малом"

мире" человеческой природы. "Она такова, - утверждает Кузанский,  -  что,

будучи  возведена  в соединение с максимальностью,  становится полнотой всех

всеобщих и отдельных  совершенств таким образом, что  в человечестве все

возведено в высшую степень" [5, с. 55].

Но эта  "полнота  совершенства" есть на что иное,  как божественность.  Она

может быть свойственна  лишь человеческой  природе  в  целом,  а не отдельному

человеку.  Человек, поднявшийся до "соединения с  максимальностью",  "был бы

человеком так  же,  как и богом, и богом  так же, как и человеком", он может

мыслиться только в качестве богочеловека [3, с. 63].

Подобное соединение божественной и человеческой  природы  возможно только в

"сыне божием",  богочеловеке - Христе.  Так учение  Николая Кузанского о

человеке  сливается  с его христологией. Христология  Николая Кузанского

неразрывно связана  с его учением "о свертывании  и  развертывании"

божественного начала,  о совпадении противоположностей - бесконечного

максимума и конечной природы - с пантеистическими тенденциями  его философии.

Совершенная, абсолютная человеческая  природа  Христа есть "свертывание"

человеческой природы,  подобно тому, как космос в "свернутом" виде содержится

в боге. Поскольку  сущность  человека  воплощена  во Христе, то человек

бесконечен; поскольку  эта сущность ограничена в каждом отдельном  индивиде,

человек конечен. Следовательно, по Кузанскому, человек - конечно-бесконечное

существо [2, с. 98].

Тенденция к  отождествлению  Иисуса  с  человечеством позволяет  Кузанцу при

анализе микрокосма сместить акцент  с идеи  сотворенности  человека,  что

было присуще  церковному  учению,  на идею творческой активности человека.

Человек в представлении  философа не столько творение, сколько  творец; именно

в этом видит Кузанец  уподобление  человека  богу.  С особой  силой эта мысль

выражена в рассуждениях о свойствах человеческого ума, способного подняться к

бесконечному постижению мира на путях его познания.

     2.6  Познание

Совершенно в  духе  передовых  мыслителей Возрождения  Кузанец видит цель  в

познании,  духовном  освоении  мира: "Всякий  разумный  дух  стремится к

познанию.  Ибо  познание есть жизнь ума,  та цель, к которой он стремится..."

[2, с. 99]. Возможность  познания заложена в самой  природе человеческого

разума. "Благородное  подобие бога", человеческий ум именно  в своей

познавательной  деятельности осуществляет свое предназначение.  Если бог

"развертывает" из себя  мир, то  человеческий  разум развертывает из себя

"предметы рассудка" [2, c. 103]. Это, однако, не означает, что по Николаю

Кузанскому, в человеческом разуме уже заключены заранее  готовые понятия,  что

знание предшествует  ощущению  внешнего мира. "Развертывание" не есть и

субъективное "творение" понятий, речь идет о прирожденной человеку - по самой

человеческой природе - способности суждения. Осуществить  эту способность,

"развернуть" ее человек может только при   соприкосновении с миром природы  -

этой божественной книги, в которой бог раскрыл  себя человеческому знанию.

Ум человека,  единый по своей природе,  обладает способностями [5, с. 56],

низшей из которой  является ощущение с воображением. Эти способности

принадлежат единому  по своей природе уму или духу.

Начало процесса  познания невозможно без чувственного пробуждения.  На основе

ощущений с помощью  рассудка  разум составляет  себе  понятие о вещах.

Воздействие вещей  на ум человека через ощущения возможно благодаря наличию в

человеческом  организме  некоего  жизненного  "духа" - телесной субстанции,

связывающей по представлениям средневековой медицины и физиологии, ощущения с

разумной способностью человека [3, c. 65].Воображение служит посредствующей

ступенью между  ощущением и рассудком.  Рассудок есть проявление активной

способности человеческого  разума.  Будучи тесно связан с  телом как орудием

познания,  рассудок осмысляет полученные ощущением  внешние впечатления и

позволяет,  путем  их      логического различения и сопоставления, прийти к

более глубокому  пониманию сути вещей.  Однако и  рассуждение не  способно дать

полноты знания. К  постижению истины ведет разумная высшая способность

человека - его  разум,  способный к  интуитивному постижению. Он возвышается

над рассудочной  деятельностью. Если рассудок не может  идти выше и дальше

знания конечного  мира вещей, то функция разума - высшее знание сущности

вещей  и  явлений, познание бесконечности. Рассудочное  знание не может

постичь бесконечной  сущности мира,  оно не может постичь  совпадения

противоположностей  в "свернутой" природе максимума.

Онтологическому учению Кузанца о боге и космосе  и  их диалектической  связи

соответствует и  его гносеологическое представление  о предмете познания.

"Существует  лишь  один объект  для духовного  видения и чувственного зрения,

- утверждает Кузанец, - первое видит то, как он существует  в себе, второе -

как он познается  посредством знаков.  Единый объект есть "Сама Возможность"

[3, с. 65].

Итак, единый  и  единственный объект познания - пантеистически понятый и

истолкованный бог, трактованный в неразрывном  единстве  с чувственно

воспринимаемым  миром природы [2, с. 100].

Чувственная познавательная  способность направлена на "некий  чувственный

предмет",  но это - "тот же объект",  но познаваемый "только тем способом,

которым он становится известным чувству посредством  видимых знаков".

Эти рассуждения  Николая Кузанского содержат постановку проблемы сущности и

явления.  Интеллектуальным познанием постигается  сущность вещей,

отождествляемая с "Самой Возможностью" (Бытие-Возможность,  Неиное). Максимум

в  других сочинениях Кузанца,  определяющего этими  понятиями бога как

бесконечную сущность вещей.  Поскольку сущность вещей  есть бесконечность,  в

которой совпадают  противоположности, процесс познания рассматривается как

раскрытие этого  совпадения,  как восхождение  от знания конечных вещей к

постижению их бесконечной сущности.

     2.7 Вера и знание

С пантеизмом Николая  Кузанского связано и решение  им важнейшего  для

средневековой  и  ренессансной философской  мысли  вопроса о соотношении веры

и знания.

В основе учения Николая  Кузанского о соотношении веры и  знания лежит

представление о  космосе,  природе  как  "божественной книге",  в которой бог

"раскрывает" себя человеческому знанию,  и  о боге как "свернутом"  начале

Вселенной [3,  с. 66]. Поэтому здесь нельзя ограничиться простым приведением

высказываний философа о приоритете веры.

Вера есть путь постижения бога в нем самом в "свернутом" виде.  Но познание

"развернутого"  мира,  более  того, познание  бога,  в результате чего

человеческий разум  достигает объекта, переходя от конечных вещей к

бесконечной сущности, - есть дело разума, и верой оно  заменено быть не может.

Николай Кузанский  еще  сформулировал  учения о "двух  книгах" (Писания и

Информация о работе Политическая деятельность Николая Кузанского