Политическая деятельность Николая Кузанского

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:32, реферат

Описание работы

Вернувшись на родину и проиграв здесь судебный процесс, затеянный его

покровителем-графом, Кузанец решил посвятить себя богословской деятельности.

В течение года будущий кардинал изучал богословие в Кельнском

университете, где значительным влиянием пользовались следовавшие

неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого [2, с.

53]. Получив звание священника, в 1426 году Кузанец поступил секретарем к

папскому легату в Германии кардиналу Орсини.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 49.31 Кб (Скачать)

1.2 Церковно-политическая  деятельность  Николая   Кузанского

Вернувшись на родину и проиграв здесь  судебный  процесс, затеянный его

покровителем-графом, Кузанец решил посвятить себя богословской деятельности.

В течение года будущий  кардинал  изучал  богословие в Кельнском

университете, где  значительным влиянием пользовались следовавшие

неоплатонической  традиции средневековья сторонники Альберта Великого [2, с.

53]. Получив звание  священника, в 1426 году Кузанец  поступил секретарем к

папскому легату в Германии кардиналу Орсини.  Став через некоторое время

священником,  а  затем деканом церкви св. Флорина  в Кобленце, Николай не

утратил своего увлечения  античностью. По примеру других гуманистов он

разыскивал в  монастырских библиотеках древние  рукописи; ему удалось найти 12

неизвестных в  то время комедий Плавта.

Близко был знаком Кузанец и  с  крупными  гуманистами  того времени Амброджо

Траверсари (ум. 1439) и Лоренцо Валла (1407-1457). Именно благодаря

содействию Траверсари Николай Кузанский поступил на службу в папскую курию.

Необычайно одаренный,  преданный церкви и  энергичный священник  делает

успешную церковную  карьеру, много сил уделяя попыткам реформирования

церковных нравов и  учреждений, и становится (в 1448 году) кардиналом.

Его многообразная  церковно-политическая  деятельность была направлена к

попыткам восстановления единства и авторитета католицизма,  достижению мира и

согласия вероисповеданий.  Например,  когда  в 1437 году церковное

руководство решило послать в Константинополь миссию для  переговоров  с

греками по поводу объединения западной и восточной  церквей, в это посольство

включили и Николая,  учитывая его прекрасное знание греческого языка.

Необходимо отметить, что Кузанец был к тому же  знатоком  арабского и

древнееврейского  языков, что позволило ему глубоко  вникнуть в существо

средневековой арабской и еврейской философии. В Константинополе  он собрал

ценные греческие  рукописи,  которые привез в Италию.  Возвращаясь из

Константинополя,  после изучения работ Псевдо-Дионисия  он приходит к одному

из основных положений  своей философии - к идее совпадения противоположностей

[2,  c. 13].

Кроме того, Кузанец  ведет переговоры с гуситами в  Чехии  (результаты которых

были неудачными),  выдвигает планы имперских реформ,  борется с

развращенностью  духовенства.

Благодаря  покровительству  пап (особенно папы гуманиста Пия II) Николай

Кузанский играл  выдающуюся роль в  церковно-политической жизни Европы своего

времени, вместе с  тем уделяя большое внимание научным  занятиям.  В 1459  году

Кузанский даже  замещал  в Риме отлучившегося  на некоторое время папу Пия II.

Уже на склоне лет  Николай путешествовал по монастырям Германии с целью

реформировать их, чтобы удержать духовенство от падения  нравов.

Видную роль играл  Кузанец на Базельском соборе,  куда прибыл в 1433 году.

Здесь он выступал сначала как сторонник верховной  власти соборов и противник

папского абсолютизма, но затем встал на сторону папы Евгения IV.  Возможно,

здесь сыграло  роль покровительство римских пап  этого времени гуманистам.

Николай, начиная  с 1437 года и вплоть  до своей смерти в  Тоди в 1464 году,

связывает свою судьбу с римскими  папами. При  этом  он отличался честностью

и принципиальностью  и не боялся выступить с критикой папы и римской курии.

     1.3 Гуманисты и Николай Кузанский

Связи Николая  Кузанского с великими гуманистами  Энеем-Сильвием Пикколомини

(впоследствии  папой Пием II), с Лоренцой Валлой,  Амброджо Траверсари и

другими не исчерпывались  личным знакомством и дружбой.

Филологическая  культура гуманизма  сказалась  в  том, что  кардинал  из  Кузы

изучил греческий  язык и обратился к подлинным  памятникам античной философии

(известно,  что   он читал  в  оригинале   Платона  и Прокла),  а имевшие

прочную средневековую  традицию "Ареопагитики" предпочитал  читать  в новом

латинском переводе, сделанном для него его другом гуманистом Амброджо

Траверсари.  Но собственно филологические занятия  играли для Кузанца роль

подсобную.

С гуманизмом Николая  Кузанского связывает обращение  к диалогической  форме в

ряде важных его  сочинений (цикл диалогов,  объединяемых участием в них

"Простеца"). Само обращение в этих диалогах  к образу "неученого",

"простака", которому  открыты глубочайшие истины философии,  имело

полемический,  антисхоластический характер и, несомненно, связано с

гуманистической полемикой против "профессиональной" философии  университетов.

Правда,  стиль  его латинских сочинений далек  от легкости и изящества творений

итальянских гуманистов.

С гуманистами  связывают Николая Кузанского и  общность научных интересов,

углубленное внимание к проблемам астрономии,  космографии,  математики - при

этом речь идет не о "литературном",  "филологическом" движении в гуманизме, а

о гуманистах-ученых,  таких,  как его друг и  соученик  Паоло Тосканелли.

Естественнонаучные  и  математические интересы Николая  Кузанского ближе к

новой науки итальянского Кватроченто [3, c. 55], чем к схоластической науке

средневековья.

В области естествознания он идет дальше многих  современников-гуманистов.

     1.4 Естественные науки в творчестве Кузанского

Естественнонаучные  принципы  Кузанца  во многом соответствовали  духу времени.

Николай Кузанский  выдвинул требование  методического  использования

математики,  требование счета,  взвешивания, измерения в  деле познания

природы. Его сочинение "Об опыте со взвешиванием" являлось провозвестником

новой эпохи,  эпохи  господства науки и техники  [2, с.19]. Николай ставит в

этой работе проблемы статики и динамики,  экспериментальной  физики.  От

передовых ученых и художников своего времени он унаследовал  принцип связи

теории и практики. Кузанец первым  составил географическую карту Европы. Он

же предложил  реформу юлианского календаря, давно  нуждавшегося  в  улучшении,

которая была осуществлена лишь через полтора столетия.

Кантор, известный  историк математики, отмечает весьма значительную роль

философа в истории  математики, в частности,  в  решении  вопроса о квадратуре

круга,  об исчислении бесконечно малых величин.  Впрочем,  еще Бруно оценил

роль "божественного"  Кузанца  в области математики,  назвав его

"изобретателем  прекраснейших тайн геометрии" [1, с. 287].

Идеи Николая  в области космологии в некотором  отношении были революционнее

идей Коперника  и подготовили  учение Бруно о  бесконечности вселенной,  о

существовании обитаемых  миров за пределами Земли.

Им оставлено  обширное литературное наследие, включающее научные трактаты и

проповеди,  сочинения  по философии, богословию,  по церковно-политическим

вопросам и объединяемое единой системой религиозно-философских  воззрений.

     1.5 Философия в творчестве Кузанского

Философские идеи развиты Николаем Кузанским в  сравнительно небольшом

количестве произведений.  К главным философским сочинениям Кузанского относят

[3, с.53] трактат  "Об ученом  незнании"  (1440),  примыкающий к нему

одновременно написанный логико-философский трактат  "О  предположениях",

теологические трактаты "О сокрытом боге", "О поисках  бога", "О сыновности

бога", "О подателе света", относящиеся к 1442-1445 годам;  "О творении"

(1447) и содержащие  дальнейшее развитие его философской  системы "Апология

ученого  незнания" (1449),  диалоги с участием "Простеца";  "О мудрости", "Об

уме",  "Об опыте со взвешиванием",  относящиеся  к  1450 году,  "О видении

бога" (1453),  "О  берилле" (1458), "О бытии-возможности" (1460),  "О неином"

(1462),  "Об охоте   за мудростью" (1463), "О вершине  созерцания" (1464).

Именно в этих сочинениях заключены основные идеи  философского  творчества

Николая - о совпадении противоположностей (coincidentia oppositorum),  о

взаимосвязи  (nexus) сущего, о бесконечности вселенной, о человеке как

микрокосмосе, кроме  того, здесь наиболее ярко проявилась пантеистическая

традиция  философии  Кузанского.  Например,  в своем  трактате "О

предположениях" Кузанец развивает учение о  человеке, о познании человека, о

связи человека с  абсолютом.

Вместе с тем, в своих проповедях и работах  богословского  характера ("О

католическом согласии",  "О мире веры", "Построения" и др.) немецкий

кардинал  выступает,  скорее, как  теолог,  в большой  мере отдающий дань

церковной традиции.

Таким образом,  можно отметить,  что философия  Николая Кузанского наглядно

демонстрирует путь перехода от  средневековых традиций к возрожденческим.

При этом главное  философское открытие Кузанца состояло в развитии понятия

предела, которое  он использовал в толковании природы  Бога и геометрических

фигур

                      2 ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО                     

     2.1 Проблема соотношения  бога и мира

Центральной проблемой  философии  Николая  Кузанского является проблема

соотношения бога и мира.  Но его теоцентризм  представляет собой явление новое

и  совершенно  чуждое всей   традиции  средневекового  католического

богословия. Самоуверенному схоластическому "знанию" о боге и мире Николай

Кузанский  противопоставляет  концепцию "ученого незнания",  давшего имя его

первому  и  важнейшему  философскому труду.

Ученое незнание не есть отказ от познания мира и  даже бога,  это не уход на

позиции скептицизма.  Речь идет о не возможности выразить полноту знаний в

терминах формальной схоластической логики, о сложности  и противоречивости

самого процесса познания.  Философ должен исходить в постановке и решении

проблемы мира и бога именно из своего "незнания", из несоизмеримости объекта

познания и  прилагаемых  к  нему понятий и  определений.

"Ученое незнание" есть отказ  от  господствовавшей  в богословской мысли

Информация о работе Политическая деятельность Николая Кузанского