Реформы Петра I в области государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:48, контрольная работа

Описание работы

Петровские преобразования, затронувшие практически все сферы жизни Российского государства, вне всякого сомнения, оказали определяющее воздействие на весь дальнейший ход исторического процесса в нашей стране. В правление Петра I наше государство совершило огромный скачок вперед в промышленном развитии. Россия утвердилась на берегах Балтики, приобрела кратчайший торговый путь в Европу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Реформы центральных органов власти и управления: царская власть,
Сенат, коллегии ……….……………..………………………...………......4
2. Реформы местного и городского управления ….……………..…...…11
3. Военные преобразования ………………..…………………………….14
4. Судебная реформа …………………………………...…………...……16
5. Церковная реформа …………………………………………..………19
Заключение…………………………………………………….……….…20
Список использованной литературы……………………………….…....21

Работа содержит 1 файл

История Г П России.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Читинский государственный университет»

    (ЧитГУ)

    Заочный факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа  

    Тема: Реформы Петра I в области государственного устройства

     

    по  дисциплине: История отечественного государства и права  
 
 
 
 

      

      Выполнил ст. гр. ЮРз-10-2

                                                                                   Русакова Ю. В.

                                                                                       Проверила:  Мошкина З. В.                  
 

                                                  
 

Чита 2011 

Содержание 

     Введение……………………………………………………………………3

     1. Реформы центральных органов власти и управления: царская власть,

     Сенат, коллегии ……….……………..………………………...………......4

     2. Реформы местного и городского управления ….……………..…...…11

     3. Военные преобразования ………………..…………………………….14

     4. Судебная реформа …………………………………...…………...……16

     5. Церковная реформа …………………………………………..………19

     Заключение…………………………………………………….……….…20

     Список  использованной литературы……………………………….…....21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Петровские преобразования, затронувшие практически все  сферы жизни Российского государства, вне всякого сомнения, оказали определяющее воздействие на весь дальнейший ход исторического процесса в нашей стране. В правление Петра I наше государство совершило огромный скачок вперед в промышленном развитии. Россия утвердилась на берегах Балтики, приобрела кратчайший торговый путь в Европу.

     Появилась первая печатная газета, были открыты  первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, печатавшие книги светского содержания. Первый в стране музей. Первая публичная  библиотека. Первые парки. Наконец, первый указ об организации Академии наук.

     Детищем Петра по праву считается военно-морской  флот, ранее отсутствовавший в  России, а также регулярная армия, великолепно обученная и столь  же хорошо вооруженная. При Петре  и под его командованием они  навеки прославили русское оружие, сокрушив шведскую армию.

     Великий реформатор произвел судебную и военную  реформы, изменил административное деление, активно участвовал в составлении  правовых кодексов, в общем, внес многочисленные изменения в государственное  устройство. 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Реформы центральных  органов власти  и управления: царская  власть, Сенат, коллегии 

     Вся реформаторская деятельность  Петра  I  закреплялась   в  форме  уставов, регламентов, указов, которые  имели одинаковую юридическую силу.  22  октября 1721  г.  Петру  I   был   присвоен   титул   Отца   Отечества,   Императора Всероссийского,  Петра  Великого.  Принятие  этого  титула   соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был  ограничен  в своих  полномочиях и правах никакими высшими   административными   органами власти и управления.   Власть   императора в такой мере   была   широка  и сильна,  что Петр  I  преступал сложившиеся обычаи,  касавшиеся   персоны монарха. Монарх был главою  государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим,  в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание  договоров с иностранными государствами. Монарх  рассматривался  как верховный носитель законодательной и исполнительной власти.

     В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии,  по  которому  монарх мог определять своего преемника “признавая  удобного” и имел  право,  видя “непотребство в наследнике”,  лишить  его престола  “усмотря  достойного”.

     Законодательство  того времени определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями и всякий “кто какое зло умышлять будет” и те, которые “вспомогали или совет подавали или ведая не известили”  наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры -  в  зависимости от преступления.

     Указом 22 февраля  1711  г.  был  учрежден  новый  государственный  орган  - Правительствующий сенат. Все его  члены были назначены  царем  из  числа  его непосредственного  окружения (первоначально - 8  человек).  В  состав  Сената входили  крупнейшие  деятели  того  времени.  Все  назначения   и   отставки сенаторов происходили по именным царским указам.  Сенат  не  прерывал  своей деятельности и был  постоянно  действующим  государственным  органом. В компетенцию Сената  входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие  вопросы управления торговлей и другими отраслями  хозяйства.  Таким  образом,  Сенат был  высшим  судебным,  управленческим  и  законосовещательным  учреждением, которое выносило на рассмотрение  различные вопросы для законодательного разрешения монархом. В 1722 г. Вышел указ “О должности Сената”, в котором Петр  I дал подробные предписания по   важным   вопросам   деятельности   Сената, регламентируя состав,  права и обязанности  сенаторов,  установил  правила взаимоотношений  Сената  с  коллегиями,  губернскими  властями  и   генерал- прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей  юридической силы закона, Сенат принимал  лишь  участие  в  обсуждении  законопроектов  и давал  толкование  закона.   Сенат   возглавлял   систему   государственного управления и был по отношению ко  всем  другим  органам  высшей  инстанцией. Коллегии ежемесячно подавали  в  Сенат  ведомости  о  входящих  и  исходящих делах.

     Структура Сената складывалась постепенно.  Первоначально  Сенат  состоял  из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два  отделения: Расправная палата - по  судебным  делам  (существовала  в  качестве  особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии)  и  Сенатская  контора  по  вопросам управления. Сенат  имел  свою  канцелярию,  которая  делилась  на  несколько столов:  секретный,  губернский,  разрядный,  фискальный  и  приказный.   До учреждения Сенатской конторы она была  единственным  исполнительным  органом Сената. 

     В состав Расправной палаты входили два  сенатора и назначаемые Сенатом  судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат  рапорты  о текущих  делах, штрафах и розысках. В ее  компетенцию входило: рассмотрение  жалоб  на  неправое решение дел губернаторами и приказами и фискальные донесения.

     В состав Сенатской конторы в Москве входили: сенатор,  два  асессора,  прокурор. Основной задачей Сенатской  конторы было недопущение текущих  дел  московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение  непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых  Сенатом в губернии.

     Сенат имел вспомогательные органы, в  составе  которых  не  было сенаторов, такими органами  были  рекетмейстер,  герольдмейстер,  губернские комиссары. В обязанности рекетмейстера входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Герольдмейстер занимался составлением списков всего государства,  дворян, наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было  не  более  1/3.  Губернские комиссары следили  за  поместными, военными, финансовыми делами,  набором  рекрутов,  содержанием  полков.  Они занимались  непосредственно  отправлением  указов,  присылаемых  Сенатом   и коллегиями.  

     Учреждение    Сената    было    важным    шагом    складывания бюрократического  аппарата  абсолютизма.  Сенат  являлся  послушным  орудием самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом,  а  в  случае нарушение присяги,  наказывались  смертной  казнью,  опалой,  отрешением  от должности, денежными штрафами.

     Учреждение   института   фискалов   и   прокуратуры   в   системе    органов государственной власти было одним из явлений связанных  с развитием  абсолютизма.  Фискалитет  создавался  как  особая отрасль  сенатского управления.  Глава  фискалов  (обер-фискал)  состоял  при Сенате, который “ведал фискалов”. Одновременно фискалы  были  и  доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу  царю и был ответственен перед ним. В компетенцию фискалов входило: проведывать про все, что “ко вреду государственному интересу  быть может”; докладывать  “о  злом  умысле  против  персоны  его  величества  или измене, о возмущении или бунте”, “не вкрадываются ли в государство  шпионы”, а  также  борьба  со  взяточничеством  и  казнокрадством.

     После  учреждения  Юстиц-коллегии фискальские  дела перешли в ее ведение и  попадали под контроль  Сената,  а  с учреждением должности  генерал-прокурора фискалы  стали  подчиняться  ему. Высшим   органом   для фискалов был генерал-фискал. Его помощником был обер-фискал.

     Первым  законодательным актом о прокуратуре  в Сенате были учреждены генерал-прокурор  и  обер-прокурор, также прокурор был назначен в каждой коллегии. В дальнейшем были учреждены  прокуроры  в провинциях и надворных судах. Указ “О должности генерал-прокурора” устанавливал  его  компетенцию, в которую входило:  присутствие  в  Сенате  и  осуществление  контроля  за фискалами. Генерал-прокурор имел право: ставить  вопрос  перед  Сенатом  для выработки  проекта  решения,  представляемого  императору  на   утверждение, выносить протест  и  приостанавливать  дело,  сообщая  об  этом  императору. Прокурор коллегии присутствал на заседаниях коллегий, осуществлял надзор  за работой учреждения, контролировал финансы, рассматривал донесения  фискалов, проверял протоколы и другую документацию коллегии.

       1717-1719 годы были подготовительным периодом  становления  новых  учреждений - коллегий. К концу первой четверти  ХVIII в. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по  функциональному принципу.  Генеральный  регламент  коллегий устанавливал   общие положения  управления,  штаты  и   порядок   делопроизводства.   Присутствие коллегии составляли: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4  асессора. Штат коллегии состоял из  секретарей,  нотариуса,  переводчика,  актуариуса, копиистов, регистраторов  и  канцеляристов.  При  коллегиях  состоял  фискал (позднее прокурор), который осуществлял контроль за  деятельностью  коллегий и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха  и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если  они  противоречили указам царя. Коллегии  выполняли  сенатские  указы,  присылали  копии  своих решений и доклады о своей деятельности в Сенат.

       Коллегия  иностранных  дел  заменила   собой   Посольскую   канцелярию.  В ее компетенцию входило ведать  “всякими  иностранными   и   посольскими   делами”,   координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями  и  переговорами с   иностранными   послами,    осуществлять    дипломатическую    переписку. Особенностями коллегии являлось  то,  что  в  ней  “никаких  судных  дел  не судят”.

       На  Военную  коллегию  возлагалось  управление  “всеми  воинскими   делами”: комплектование регулярной армии, управление  делами  казачества,  устройство госпиталей,  обеспечение  армии.  В  системе  Военной  коллегии   находилась военная юстиция.

       Адмиралтейская  коллегия ведала “флот со всеми  морскими воинскими  служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями” и руководствовалась  в своей деятельности “Регламентом о управлении адмиралтейства и верфи”    и  “Регламентом   морским”.

       Малороссийская  коллегия была с  целью “Ограждать  малороссийский  народ”  от  “неправедных  судов”  и “утеснений” налогами на территории Украины. Она осуществляла  судебную  власть,  ведала сборами податей на Украине. В последние годы  существования основными ее целями была ликвидация самоуправления и прежних органов власти.

       Камер-коллегия должна  была  осуществлять  высший  надзор  за  всеми  видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы),  наблюдала  за  хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и  монетное дело.

Информация о работе Реформы Петра I в области государственного устройства