Реформы Петра I в области государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:48, контрольная работа

Описание работы

Петровские преобразования, затронувшие практически все сферы жизни Российского государства, вне всякого сомнения, оказали определяющее воздействие на весь дальнейший ход исторического процесса в нашей стране. В правление Петра I наше государство совершило огромный скачок вперед в промышленном развитии. Россия утвердилась на берегах Балтики, приобрела кратчайший торговый путь в Европу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Реформы центральных органов власти и управления: царская власть,
Сенат, коллегии ……….……………..………………………...………......4
2. Реформы местного и городского управления ….……………..…...…11
3. Военные преобразования ………………..…………………………….14
4. Судебная реформа …………………………………...…………...……16
5. Церковная реформа …………………………………………..………19
Заключение…………………………………………………….……….…20
Список использованной литературы……………………………….…....21

Работа содержит 1 файл

История Г П России.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

       Штатс-контор-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами,   составляла государственный штат (штат императора, штаты  всех  коллегий,  губерний,  провинций).

       Ревизион-коллегия  должна   была   осуществлять   финансовый   контроль   за использованием государственных  средств  центральными  и  местными  органами “ради порядочного в приходе и расходе исправления  и  ревизии  всех  счетных дел”. Ежегодно все  коллегии  и  канцелярии  присылали  в  коллегию  счетные выписки по  составленным  ими  приходным  и  расходным  книгам  и  в  случае несходства судили и наказывала  чиновников  за  преступления  по  доходам  и счетам.

       В  круг  обязанностей   Берг-коллегии   входили   вопросы   металлургической промышленности, управление монетными  и денежными дворами, закупка  золота  и серебра за границей,  судебные  функции  в  пределах  ее  компетенции. 

       Мануфактур  коллегия  занималась  вопросами  всей  промышленности,  исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами  Московской губернии,  центральной  и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия  давала  разрешение  на открытие  мануфактур,  обеспечивала  выполнение   государственных   заказов, предоставляла  различные  льготы  промышленникам.  Также  в  ее  компетенцию входило: ссылка осужденных  по  уголовным  делам  на  мануфактуры,  контроль технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от  других коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

       Коммерц-коллегия содействовала развитию  всех  отраслей  торговли,  особенно внешней. Коллегия  осуществляла  таможенный  надзор,  составляла  таможенные уставы  и тарифы,  наблюдала за  правильностью мер и весов,  занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

       С организацией Главного магистрата вопросы  внутренней  и  внешней торговли отошли в его ведение. Функции Главного магистрата как  центрального учреждения заключались в организации развития торговли  и  промышленности  в городах и управление посадским населением.

       Юстиц-коллегия руководила деятельностью губернских  надворных судов;   осуществляла   судебные   функции   по   уголовным   преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную  систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских  судов,  а  также  надворных судов; действовала как суд первой инстанции по  спорным  делам.  Ее  решения могли быть обжалованы в Сенате.

       Вотчинная коллегия разрешала земельные споры  и  тяжбы, оформляла новые пожалования  земель, рассматривала жалобы на спорные  решения по поместным и вотчинным делам.

       Тайная  канцелярия ведала сыском и преследованиями  по  политическим преступлениям.

       Синод  был  главным  центральным  учреждением  по  церковным  вопросам.   Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими  вотчинами и отправлял судебные функции  в  отношении  таких  преступлений  как  ересь, богохульство,  раскол  и  т.д.  Особо  важные  решения   принимались   общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью.

       Преобразованный государственный  аппарат  был  призван   укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал  развитию  новых производственных отношений, росту промышленности и  торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Реформы местного и городского управления 

     Коренное  преобразование административно-территориального устройства России, произведенное в XVIII в., стало важным явлением в развитии формы государственного единства. В  отличие от XVII в. с его дробным управлением, когда уезды, отдельные города, а иной раз волости и отдельные слободы непосредственно подчинялись центру, а уезды по территории и населению отличались друг от друга, петровская реформа установила более четкое административно-территориальное деление.

     Указом  от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное  деление, по которому необходимо «учинить 8 губерний и к ним расписать  города». Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В дальнейшем еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния. Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть.

     Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-комендант - военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер - губернские и др. сборы, ландрихтер - губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор - сборы налогов с городов и уездов. Губерния делилась на провинции (во главе - обер-комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант - губернатору, последний Сенату.

     В 1713 г. в областное управление было введено коллегиальное начало: при  губернаторах учреждены коллегии ландратов (советников от дворян от 8 до 12 человек  на губернию), избираемых местным дворянством.

     Губернии  делились на провинции, сначала на 45, а потом на 50. В пограничные  провинции назначаются также  губернаторы, а во внутренние - воеводы. И хотя губернии продолжали существовать, но за губернаторами остается командование войсками, общий надзор за управлением, а основной единицей местного управлений становится провинция. В каждой из них создается аппарат управления и назначаются чиновники, отвечавшие за сбор налогов, набор рекрутов и т.д.

     Провинциальные  воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, осуществляли судебные функции. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев.

     Провинции в свою очередь были разделены  на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами.

     Таким образом, на местах была создана трехзвенная  система: губерния, провинция, дистрикт.

     Постепенно  количество губерний росло как за счет присоединения к России новых земель, так и за счет разукрупнения чрезмерно больших губерний.

     Началом реформы городского управления можно  считать возникновение Ратуши с  подведомственными земскими избами. В губернских городах были созданы  магистраты, в уездных - ратуши. В  их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин.

     Целью реформы являлось улучшение условий  развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению  городского управления от органов местной администрации, в городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты.

     В Санкт-Петербурге был учрежден Главный  магистрат, которому было поручено «ведать  все городское сословие в России». По регламенту Главного магистрата сословие стало делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии:

     - первая гильдия - банкиры, купцы,  доктора, аптекари, шкиперы купеческих  судов, живописцы, иконописцы  и серебряных дел мастера;

     - вторая гильдия - ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.

     Гильдии управлялись гильдейскими сходами  и старшинами. Низший слой городского населения («обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подобные») выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении. По европейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые старшинами.

     Все остальные горожане в гильдии  не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Военные преобразования 

     Военные преобразования ХVШ в. имели целью  создать новую  организацию  армии. Организация и устройство  армии  сложились  в  ходе  Северной  войны  (1700- 1721гг). Петр I превратил отдельные  наборы  “даточных  людей”  в  ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную  армию,  в  которой  солдаты служили пожизненно. Указ “О приеме  в  службу  в  солдаты  из  всяких вольных  людей”  положил  начало  наборам  в  рекрутскую  армию.  Рекрутская  система основывалась на классовом принципе организации армии: офицеры набирались  из дворян, солдаты - из крестьян и иного податного населения. Всего было проведено 53 набора, которые  составили  284187  человек. Были созданы  гарнизонные  внутренние  войска,  которые  обеспечивали   “порядок” внутри страны.  Вновь  созданная  русская  регулярная  армия  показала  свои высокие боевые качества в битвах под Лесной, Полтавой и других сражениях.

     Реорганизация  армии  сопровождалась  изменением  системы   ее   управления, которую  осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел,  Приказ  генерал- комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии  были  образованы  Разрядный стол,  Комиссариат и Военная   коллегия.  Рекрутская система  дала   возможность   иметь  большую  однородную  армию,  обладавшую лучшими боевыми качествами, чем армии Западной Европы.

     Одновременно  с проведением военной  реформы  был  подготовлен  ряд  законов, положенных в основу  “Устава  воинского”, который был опубликован вместе с  “Артикулом воинским” и другими военными законами. “Артикул воинский”  содержал  главным образом  нормы  уголовного  права  и  предназначался   для   военнослужащих. Воинские артикулы применялись не только в военных судах  и  по  отношению  к одним военным, но и в гражданских  судах  по  отношению  ко  всем  остальным жителям. Российский флот  также  как  армия  комплектовался  из  призываемых рекрутов.  Тогда  же  была  создана  морская  пехота.  Военно-морской   флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского  флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный  престиж  и сделало  ее  морской  державой.  Вместе  с  тем,  армия  и  флот  составляли неотъемлемую часть  абсолютистского  государства,  были  орудием  укрепления господства дворянства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Судебная реформа 

     Судебная  реформа упорядочила,  централизовала  и усилила всю судебную систему России. Основная  задача  реформы  -  отделение суда от администрации. Во  главе  судебной  системы  стоял  монарх,  который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и  разбирал многие  дела  самостоятельно.  По  его   инициативе   возникли   “канцелярии розыскных дел”, которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал- прокурор и обер-прокурор подлежали суду  царя.  Следующим судебным  органом был Сенат,  который являлся апелляционной инстанцией,  давал разъяснения судам и разбирал  некоторые дела.  Суду  Сената  подлежали сенаторы  (за должностные преступления).  Юстиц-коллегия  была  апелляционным судом   по отношению к надворным судам, являлась  органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве  суда  первой  инстанции.

     Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами  надворных судов  были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из  нижнего  суда в надворный в  порядке  аппеляции,  если  суд  решал  дело  пристрастно,  по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи.  Если  приговор  касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.

     Некоторые категории дел решались иными  учреждениями  в  соответствии  с  их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны,  воеводы  и  земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные  функции  исполняли  почти  все коллегии,   исключая   коллегию   Иностранных   дел.    Политические    дела рассматривали   Преображенский   приказ   и   Тайная   канцелярия.   Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы  вмешивались  в судебные дела, а судьи - в административные. В связи с этим  была  проведена новая  реорганизация   судебных   органов:   нижние   суды   были  заменены провинциальными и переходили в распоряжение  воевод  и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были  переданы  губернаторам. Таким образом, суд и администрация вновь слились в один  орган. Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной  системы и были отданы в ведение других административных органов. На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях  существовали особые судебные системы.

     Особенностью  развития процессуального законодательства и  судебной  практики в России являлась замена состязательного  принципа  принципом  следственным, который обуславливался  обострением  классовой  борьбы.  Говоря  о  развитии процессуального  права  при  Петре  I  необходимо  отметить   бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и  судопроизводства. 

Информация о работе Реформы Петра I в области государственного устройства