Сперанский (Третьяков) Михаил Михайлович (1772 - 1839 г. г.)

Автор: l*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 13:30, реферат

Описание работы

Сперанский (Третьяков) Михаил Михайлович (1772 - 1839 г. г.) - русский государственный деятель. Родился в семье сельского священника в селе Черкутине Владимирской губернии, в 1791 году окончил Петербургскую Духовную академию (главную семинарию) и остался там преподавателем. В 1797 году М.М.Сперанский поступил секретарём в канцеляриюгенерального прокурора Сената.

Работа содержит 1 файл

Проекты Сперанского.doc

— 74.50 Кб (Скачать)
 
 

    Сперанский (Третьяков) Михаил Михайлович (1772 - 1839 г. г.) - русский государственный деятель. Родился в семье сельского священника в селе Черкутине Владимирской губернии, в 1791 году окончил Петербургскую Духовную академию (главную семинарию) и остался там преподавателем. В 1797 году М.М.Сперанский поступил секретарём в канцеляриюгенерального прокурора Сената. С 1803 по 1807 годы М.М.Сперанский являлся директором департамента Министерства внутренних дел. С 1808 года он стал ближайшим доверенным лицом Александра I по всем вопросам внутренней политики России. По поручению царя он в 1809 году составил «План государственного преобразования» («Введение к Уложению государственных законов 1809»). В последующие, 1809 - 1812 годы, М.М.Сперанский пытался претворить в жизнь свои замыслы, однако, в обстановке приближающейся войны с наполеоновской Францией, в марте 1812 года, он был отстранён от государственной службы и сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь. В марте 1821 года М.М.Сперанский был возвращён в Петербург в звании члена Государственного совета. В 1826 году он был назначен членом Верховного уголовного суда по делу декабристов. С 1826 года М.М.Сперанский фактически возглавил II - е отделение личной канцелярии царя, осуществлявшей кодификацию права. Под его руководством были подготовлены и изданы Полное собрание законов Российской империи в 45 томах (1830 год), Свод законов Российской империи в 15 томах (1832 - 1839 годы). За эту деятельность М.М.Сперанский был награждён высшим российским орденом - орденом Андрея Первозванного (1837 год) и получил титул графа (1 января 1839 года).

    М.М. Сперанский впервые в истории  русской политической мысли разработал конституционный проект, в основу которого легли наиболее прогрессивные  идеи того времени. Центральное место  в его теории занимают положения о необходимости введения в России представительного правления, разделения властей, обеспечения незыблемости закона, защиты свободы личности и о значимости общественного мнения.

    Его предложения по усовершенствованию в области организации и управления, по-прежнему, актуальны и могут быть использованы в процессе переустройства современного государственного аппарата.

    В своих теоретических разработках  М.М. Сперанский обстоятельно доказывал  преимущество реформаторского пути над революционным. Практическая деятельность Михаила Михайловича была также нацелена на то, чтобы преобразование Российской действительности провести как можно более безболезненно для страны и не нанести вреда сложившейся на протяжении столетий государственности. В современных условиях переосмысления исторического прошлого России и отказа от идеологических стереотипов система воззрений М.М. Сперанского поэтому приобретает особую ценность.

    Исследовательский интерес к наследию реформатора  остаётся неизменно высоким на протяжении двух столетий. В тоже время целостная картина его преобразовательной деятельности в период 1801-1812 годов, по-прежнему, отсутствует. В частности, до конца не раскрыты факторы, под влиянием которых происходило формирование воззрений М.М. Сперанского и вносились изменения в его проекты. Остаётся невыясненным соотношение между теоретической и практической сторонами деятельности реформатора, что не позволяет объективно оценить реальный вклад М.М. Сперанского в становление Российской государственности.

    В первые годы царствования Александра I Михаил Михайлович принимал активное участие в разработке правительственных документов, был не только осведомлён о работе Негласного комитета, но являлся одним из его консультантов. В 1802 году он возглавил отдел в Министерстве внутренних дел, в котором осуществлялась подготовка проектов государственных преобразований. Разумеется, во время работы в Министерстве внутренних дел, М.М. Сперанский ещё пребывал «на вторых ролях», однако, уже в эти годы в его компетенции находился достаточно широкий круг вопросов, а его практическая деятельность была нацелена на претворение преобразовательных идей в жизнь. Начиная с 1808 по 1812 год Михаилу Михайловичу принадлежала главная заслуга в подготовке и проведении реформ в России.

    В этой связи период 1801-1812 годов представляется целесообразным рассматривать как  целостный временной отрезок, в  течение которого происходило зарождение, развитие и реализация идей М.М. Сперанского.  

В 1801 - 1812 годах  деятельность Сперанского была нацелена на реформирование Российского государства.

С 1804 года М.М. Сперанский предпринял ряд практических шагов по подготовке общественного мнения к будущим преобразованиям, дополнившихся в 1808 - 1809 годах другими подготовительными мероприятиями. Такой подход к делу реформирования России не только был новым и необходимым в начале XIX века, но остаётся актуальным и по сей день.

Его план государственного преобразования включал ряд подготовительных и дополнительных мер, которые учитывали факт становления в России буржуазных отношений и способствовали развитию торговли, промышленности, финансовой системы, образования в новых условиях.

М.М. Сперанский уже с 1804 года неоднократно высказывал предложение создать план преобразований. Однако Александр I прибег к этому только в условиях крайней необходимости, когда после заключения Тильзитского мирного договора (1807 года) общество требовало значительно более решительных преобразований, чем это было в начале его царствования.

    Реформы Сперанского» - под таким названием в российскую историю вошли преобразования, которые в начале XIX века, были осуществлены выдающимся государственным деятелем России - Михаилом Михайловичем Сперанским. На основе проведённого нами исследования к этому следует добавить, что уже с первых летцарствования Александра I вплоть до 1812 года его деятельность была подчинена одной цели - преобразовать российское государство.

    На  всём протяжении этого периода (1801 - 1812 годы) М.М. Сперанский прилагал максимум усилий к реализации своих замыслов, но результат его деятельности зависел от ряда факторов. Среди них решающими были: намерения императора Александра I, политическая ситуация в стране, возможности самого реформатора.

    Начало XIX века - сложный и противоречивый период в истории России. С одной  стороны, в это время в экономике страны появился ряд новых явлений, которые свидетельствовали о зарождении капиталистических отношений и делали неизбежными преобразования в социально - политической сфере, что признавал император Александр I. Общеизвестно, что сразу же после своего вступления на престол он открыто заявил о своём намерении даровать своим подданным важнейшие политические и гражданские права и организовал Негласный комитет, на который была возложена задача подготовки программы реформ.

    С другой стороны, у российского правительства сохранялась возможность избегать коренных преобразований. Феодально -крепостнический строй, сословная структура общества и абсолютная монархия, по - прежнему, лежали в основе российской государственности.

    В этих условиях М.М. Сперанскому пришлось решать крайне трудную задачу: он должен был составить программу преобразований, которая соответствовала бы его собственным воззрениям, но при этом была приемлема для претворения в жизнь.

    Отметим, что уже в первых политических проектах М.М. Сперанского центральное место занимали положения о введении в России представительного правления, разделения властей, обеспечения незыблемости закона, защиты свободы личности. Автор подробно проанализировал в работе, что важность этих элементов в жизни страны реформатор доказывал на всём протяжении 1802-1812 годов.

    В последующие годы у М.М. Сперанского изменился подход к решению крестьянского вопроса: в проекте 1809 года «Введение к Уложению государственных законов» он сосредоточил своё внимание на разработке политических, а не социальных реформ, и при этом отмену крепостного права отодвинул в далёкое будущее.

    Напротив, если в 1801 - 1804 годах введение конституции  в России М.М. Сперанский считал преждевременным, то в 1809 году он доказал необходимость преобразования России в «истинную монархию». Его характеристика основ конституции «истинно монархическогогосударства», которую он давал в 1801 - 1804 годах, переросла в 1809 году в конкретное предложение создать в России Государственную Думу. Выборный характер Думы, сохранение за монархом исполнительной власти и создание верховного судебного органа – Сената свидетельствовало о намерении М.М. Сперанского установить в стране конституционную монархию. Так, по его мнению, должно было произойти ограничение власти монарха.

    Одна  из особенностей, характерных для  проектов М.М. Сперанского, состояла в том, что надежды на изменение форм правления в России он всецело возлагал на Александра I. Опасаясь революции и тех последствий, которые она могла за собой повлечь, он стремился провести преобразования реформаторским путём. Уверенность М.М. Сперанского в том, что его предложения будут претворены в жизнь подкреплялась тем фактом, что с начала правления Александр I стремился быть инициатором подготовки

    По  мнению М.М. Сперанского, разработанные им реформы должны были упрочить власть монарха посредством ограничения его 1 произвола и утверждения закона, поэтому уже с 1804 года он неоднократно высказывал предложение создать план государственных преобразований. В действительности, когда в условиях крайней необходимости в 1809 году такое поручение им было получено и исполнено, его проекты оказались реализованы только отчасти. Это делает обоснованным предположение, что механизм ограничения самодержавной власти самим императором, который предложил М.М.Сперанский, в условиях абсолютной феодально - крепостнической монархии оказался неприемлем. Следовательно реализованы могли быть только те предложения, которые были направлены на совершенствование системы государственного управления, но не затрагивали феодально -крепостнической монархии. Вот почему главным итогом реформаторской деятельности М.М. Сперанского стало образование Государственного Совета и создание министерской системы.

    В то же время другие его положения, такие как создание законодательного выборного органа - Государственной Думы, предоставление гражданских и политических прав различным категориям населения, помимо дворян, изначально являлись неприемлемыми для претворения в жизнь в России в начале XIX века.

    По  этой причине, практически сразу же после написания «Введения» М.М. Сперанский был вынужден внести ряд изменений в свою программу и на её основе выработать другой, сокращенный, план реформ. Одним из важнейших преобразований, на проведении которого настаивал реформатор, была реорганизация Сената. В 1803-1811 годах М.М.Сперанский осуществлял поиск приемлемого варианта Сенатской реформы. Не сумев добиться преобразования Сената в независимый от императора судебный орган, что должно было обеспечиваться его выборным характером и безаппеляционностью решений, он продолжал бороться за сохранение принципа разделения властей в его организации.

    Несмотря  на то, что далеко не все предложения  М.М.Сперанского были реализованы, его  теоретическая и практическая деятельность вошли в историю России как первый пример введения принципа разделения властей в систему государственного управления, создания выборных органов, подготовки общественного мнения.

Информация о работе Сперанский (Третьяков) Михаил Михайлович (1772 - 1839 г. г.)