Великие реформы Александра II в 1860-1870 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:58, реферат

Описание работы

Россия вступила в XIX в. абсолютной самодержавной монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами.
Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти.

Содержание

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРА II, И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО ПРАВЛЕНИЯ………………………..………..…….…………................5
1. 1. Личность Александра II……………………..……..…………..…...5
1. 2. Социально-политическая обстановка в
первые годы царствования Александра II…………….………......6
ГЛАВА II. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА……………….........9
2. 1. Предпосылки реформы…………………………………..……...…..9
2. 2. Отмена крепостного права…………………………………….…...11
2. 3. Значение отмены крепостного права………………………….…..14
ГЛАВА III. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II….….14
3. 1.. Земская реформа………………………………………………..….14
3. 2. Судебная реформа…………………………………….……….…....15
3. 3. Военная реформа…………………………………………….…...…15
3. 4. Реформы в диапазоне образования и печати…………………...…16
3. 5. Значение реформ………………………………………………....….17
ГЛАВА IV. УБИЙСТВО ИМПЕРАТОРА………………….……...…18

Работа содержит 1 файл

Великие реформы Александра 2.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

    1. 2.СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ОБСТАНОВКА В ПЕРВЫЕ  ГОДЫ ЦАРСТВОВАНИЯ  АЛЕКСАНДРА II.

          Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и его супруги императрицы  Александры Федоровны вступил на престол 18 февраля 1855 года. Короновали его 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля.  

    Вхождение Александра II на трон произошло при  очень тяжких обстоятельствах. По словам умиравшего императора Николая I, Александр II получил «команду не в добром порядке», и первые годы правления нового государя были посвящены ликвидации Восточной войны и тяжелых порядков николаевского времени. Общество недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая I, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские восстания. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не вынудить нового собственника Зимнего дворца задуматься о курсе своей внутренней политики.     

    В отношении внешней политики новый самодержец показал себя последователем «начал Священного Союза», руководивших политикой императоров Александра II и Николая I. Таким образом, Европа была вправе полагать Александра прямым преемником политики его отца и приверженцем отживших свой век принципов Венского конгресса. Однако практика Александра II и его нового правительства обнаружила значительные отличия от предшествующего режима. Повеяло мягкостью и терпимостью, характерными для темперамента нового монарха.   

    Но, так как вступление Александра Николаевича на трон происходило в период Крымской войны, где России приходилось иметь дело с объединенными силами почти всех главных европейских государств, и война приобрела неблагоприятный для страны оборот. Новый император, несмотря, на свое миролюбие, которое было известно даже в Европе, обнаружил стойкую решимость продолжить борьбу и добиться почетного мира.   

    Что было почти невозможным, так как, хоть российская армия и насчитывала в начале военных действий более 1 млн. человек, но ее техническое оснащение оставляло желать лучшего. Стоящие на вооружении гладкоствольные ружья уступали нарезному оружию западно-европейских армий, также устарела и артиллерия. Флот России был по преимуществу парусным, в то время как в военно-морских силах Европы преобладали суда с паровыми двигателями. Также отсутствовали налаженные коммуникации, что привело к дефициту боеприпасов, продовольствия и «пушечного мяса». Все эти моменты говорят о том, что русская армия было изначально неспособна вести войну с Европой на равных. И те не менее героизм русских людей в этой войне потрясающ. Стойкость и мужество русских войск, при отстаивании Севастополя, вызывали восторженное удивление даже со стороны врагов; имена Корнилова, Нахимова и др. покрылись немеркнущей славой. Падение Севастополя, однако, не принесло неприятелю значительной пользы.   

    С другой стороны, русские были в некоторой  степени вознаграждены успехом в Малой Азии: Карс - эта неприступная крепость, усиленная еще англичанами, - 16 ноября был взят генералом Муравьевым со всем многочисленным его гарнизоном. Этот успех доставил России возможность выказать свою готовность к миру. Союзники, также утомленные войной, охотно готовы были вступить в переговоры, которые и начались чрез посредство Венского двора.   

    В результате в конце марта 1856 года был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных  потерь. Но ей было поставлено унизительное условие о так называемой «нейтрализации»  Черного моря. России запретили иметь  в этом водном бассейне военно-морские силы, боевые арсеналы и крепости, что наносило существенный удар по безопасности южных границ. Роль России на Балканах и Ближнем Востоке была сведена на нет.    

Парижский мир, заключенный 18 марта 1856 г., хотя был  и невыгодным для России, но все-таки являлся почетным для нее в виду таких многочисленных и сильных противников как Франция, Австрия, Англия, Пруссия, Сардиния и Турция. Впрочем, невыгодная сторона его - ограничение морских сил России на Черном море, - была устранена еще при жизни Александра II заявлением 19 октября 1870 г. ( В 1871 году Россия добилась отмены запрета держать военно-морской флот в Чёрном море по Лондонской конвенции. В 1878 году Россия смогла вернуть утраченные территории по Берлинскому трактату подписанному в рамках Берлинского конгресса, состоявшегося по итогам Русско-турецкой войны 1877—1878.)

    Но, самое главное, невыгоды этого договора искупались благом самого мира, который давал возможность обратить все внимание на внутренние реформы, настоятельность которых стала очевидной.     

    Потрясение, которое Россия пережила от поражения  в Крымской войне, заставило правительство  приступить к социально-политическим преобразованиям. Как уже говорилось выше, Крымская война обнажила все внутренние язвы нашего отечества. В обществе поднималось недовольство от растущего понимания отсталости Российского государства от более передовых западноевропейских стран. Не только прогрессивно мыслящая часть дворянства и формирующаяся из разночинцев интеллигенция, но и представители вышей администрации, даже императоры Александр II, а в свое время Николай I и Екатерина II ощущали необходимость перемен.

      Еще одной причиной, вызывавшей общественное движение, были народные волнения. О недовольстве трудящихся свидетельствовали выступления разных слоев населения: частновладельческих крестьян, городской бедноты, работных людей, военных поселян. Хотя в первой половине XIX века, народные восстания не носили такого массового размаха, как в XVII-XVIII века, однако они стимулировали формирование антикрепостнической идеологии, заставляли правительство усиливать репрессии, постепенно смягчать наиболее одиозные стороны крепостничества и создавать идеологическое обоснование существующего в России социально-политического строя.      

      В общественном движении во второй половине XIX века началось размежевание трех идейных направления: радикального, либерального и консервативного.

      Консерватизм  в России опирался на теории, доказывающие несокрушимость самодержавия и крепостного права. В начале XIX века Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.      

      Теория  официальной народности, созданной  консерватором, министром народного  просвещения, графом С.С.Уваровым, и  состоящей из трех принципов: самодержавие, православие, народность, вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наиболее большую известность получило выступление П.Я.Чаадаева, написавшего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. По его мнению, Россия, оторванная от Запада, закостенела в своих нравственно-религиозных, православных догмах и находилась в мертвом застое. Спасение России он видел в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.      

      Правительство жестоко расправилось с автором письма, П.Я.Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор.      

      Письмо  П.Я. Чаадаева послужило толчком  к оформлению в начале 1840-х годов  двух внутренне неоднородных идейных  течений — западников и славянофилов. И те, и другие полагали, что участь России не так плачевна, как предсказывал Чаадаев, но считали необходимым отменить крепостное право и ограничить власть монарха. Для этих течений были характерны различные подходы к оценкам прошлого и прогнозам будущего России. По мнению Бердяева, смысл полемики между ними заключался в том, «...должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской Руси».   

      Полемика  западников и славянофилов во многом способствовала становлению либерального и революционно-демократических течений. Одним из лидеров первого был профессор всеобщей истории Московского университета Т.Н. Грановский, который критиковал крепостнический характер николаевского режима, выступал за реформы общественно-политической жизни.      Революционно-демократическое течение представляли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, а также петрашевцы — члены кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. Петрашевский, Герцен и Белинский приобщили русскую общественность к идеям социалистов-утопистов. Поражение революции в Европе (1848—1849) привело Герцена к мысли об особом пути России к социализму, так как в русском народе прочно укоренилось коллективное начало в виде крестьянской общины.    

      Последней громкой схваткой николаевского  режима с оппозицией явилось дело петрашевцев 1849 г. Члены кружка, собиравшегося вокруг выпускника Царскосельского лицея, ответственного чиновника МИДа М.В. Буташевича-Петрашевского, Участники «пятниц» Петрашевского дискутировали по важнейшим вопросам российской жизни (славянскому, проблемам судоустройства, цензуры), говорили о необходимости отмены крепостного права, введении свободы книгопечатания, внедрении гласности и состязательности в суде, обсуждали литературные новинки. Среди петрашевцев были чиновники, военные, литераторы (в том числе М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский).     

      Вот такие проблемы получил в наследство Александр II от своего родителя, императора Всероссийского Николая I. От нового самодержца требовалось проведения ряда преобразований, но от него не исходило пока никаких определенных правительственных программ или обещания реформ. Можно думать, что на первых порах программы и не было, ибо трудности военного времени не давали Александру возможности оглядеться и сосредоточиться на внутренних делах.

      Только  по окончании войны нашел Александр  уместным поместить в манифесте 19 марта 1856 г. о заключении мира знаменательную фразу касательно России: «да утверждается, совершенствуется ее внутреннее благоустройство, правда и милость да царствуют в судах ее, да развивается повсюду с новой силой и стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..». В этих словах заключалось как бы обещание внутреннего обновления, необходимость которого чувствовалась одинаково как правительством, так и обществом.

      Одновременно  с этим манифестом, в том же марте 1856 г., государь, принимая представителей московского дворянства в Москве, сказал им краткую, но очень важную речь о крепостном праве. Он объяснил, что не имеет намерения «сейчас» уничтожить крепостное право, но признал, что «существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным». По выражению государя, «лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу». Посему Александр и приглашал дворян «обдумать, как бы привести все это в исполнение».      После мартовских заявлений уже не могло быть сомнения, что император готов вступить на путь преобразований. Неясна была только их программа; неизвестны, оставались те начала, на которых предполагалось упразднение крепостного порядка. Несмотря на такую неопределенность, подъем общественного настроения был необычен, и коронация государя (август 1856 г.) обратилась в светлый праздник нашей общественности. «Просвещенная благость» государя, сменившего недавнюю суровость власти «незабвенными словами: отменить, простить, возвратить», вызывала восторги. Решимость государя на реформы — на «подвиги, более согласные с требованиями века», чем «гром оружия», — возбуждала самые светлые надежды. В русском обществе началась неудержимая работа мысли, направленная на такое или иное разрешение коренного вопроса того времени — об отмене крепостного права.  

ГЛАВА II. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II

2.1. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМЫ 

     Есть хрестоматийные факты, общепризнанные в литературе, и той, которая считает Александра II «Освободителем», и той, которая это отвергает. Александру II принадлежат слова,  произнесенные в речи перед предводителями дворянства в Москве 30 марта 1856 г. «Гораздо лучше, чтобы это (освобождение крестьян) произошло свыше, нежели снизу. И  с его  личного согласия новый министр внутренних дел С. С. Ланской и товарищ министра А. И. Левшин вели переговоры с предводителями дворянства во время коронации в Москве в августе 1856 г. о подаче дворянством адресов на имя царя с просьбой об освобождении крестьян. Инициатива самодержавия, хотя и робкая, очевидна. Но каковы непосредственные мотивы, вынудившие крепостническую монархию приняться за отмену крепостного права?                                                                                           Александр II, в отличие от своего брата великого  князя  Константина Николаевича, не был человеком либеральных убеждений. До воцарения он в течение 15 лет участвовал в государственной деятельности, гражданской и военной, в русле реакционной политики Николая I. Он председательствовал в самых реакционных комитетах по крестьянскому делу 1846 г. и 1848 г., способствовал учреждению Бутурлинского цензурного комитета 1848— 1855 гг. Его речи в Государственном Совете 19 февраля и перед дипломатическим корпусом 23 февраля 1855 г. не сулили никаких изменений. Однако  здравый ум, который признавали в нем его учителя и все современники, способность быстро оценивать и остро схватывать ситуацию в целом, видеть главное, полученное под руководством  В. А. Жуковского воспитание, в котором общечеловеческие ценности превалировали над идейно-политическими установками. Отсутствие  фанатизма помогли сориентироваться в сложной  внутри и внешнеполитической обстановке.   

  1. Прежде всего, в связи с поражением в Крымской воине возникло понимание несостоятельности внешнеполитического курса николаевской системы, стремление преодолеть изоляцию Забота о европейском общественном мнении, идущая вразрез с амбициозной идеологией   «официальной народности», проявилась в первых шагах правительства Александра II, еще до постановки крестьянского вопроса.

    Сближение России с Францией — свидетельство разрыва с прежней традицией распавшегося Священного Союза — ассоциировалось в глазах европейского общественного мнения с поворотом к либеральному курсу во внутренней политике Александра II.

Информация о работе Великие реформы Александра II в 1860-1870 гг