Великие реформы Александра II в 1860-1870 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:58, реферат

Описание работы

Россия вступила в XIX в. абсолютной самодержавной монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами.
Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти.

Содержание

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРА II, И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО ПРАВЛЕНИЯ………………………..………..…….…………................5
1. 1. Личность Александра II……………………..……..…………..…...5
1. 2. Социально-политическая обстановка в
первые годы царствования Александра II…………….………......6
ГЛАВА II. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА……………….........9
2. 1. Предпосылки реформы…………………………………..……...…..9
2. 2. Отмена крепостного права…………………………………….…...11
2. 3. Значение отмены крепостного права………………………….…..14
ГЛАВА III. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II….….14
3. 1.. Земская реформа………………………………………………..….14
3. 2. Судебная реформа…………………………………….……….…....15
3. 3. Военная реформа…………………………………………….…...…15
3. 4. Реформы в диапазоне образования и печати…………………...…16
3. 5. Значение реформ………………………………………………....….17
ГЛАВА IV. УБИЙСТВО ИМПЕРАТОРА………………….……...…18

Работа содержит 1 файл

Великие реформы Александра 2.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

    Необходимость восстановить  утраченный Россией  престиж на международной арене  вынуждала Александра II я  его правительство искать новые  пути, принимать  новые решения.

    2.  Другим  важным стимулом  действий Александра II и правительства  стало понимание кризиса  внутриполитического  курса николаевской системы. 3апрет, наложенный  Николаем  I на печатное слово, доведенный  в «мрачное семилетие», 1848—1855. гг. до «цензурного  террора»,  был сметен  страстной,  неудержимой потребностью общества выговориться, т. е. привело к противоположным  результатам:  к  распространению  в  невиданных  ранее масштабах  рукописной литературы  (записки  П.  А.  Валуева, А. И. Кошелева,  К Д. Кавелина, Ю. Ф. Самарина, Б. Н.  Чичерина и др.). Гласность возникла стихийно,  не  «по манию царя».  Правительство  шло  в хвосте   событии,  отказавшись  от чрезвычайных цензурных запретов. Это позже оно возьмет гласность па  вооружение,  в арсенал средств своей политики. Чутко уловил  ситуацию А.  И.  Герцен. Он понял  потребность  своей родины в правдивом слове после длительного периода молчания и фальши, он основал Вольную  типографию в Лондоне (1853), «Полярную звезду» (1855),  «Голоса  из России» (1856),«Колокол»  (1857)—издания, известные всей читающей России, не исключая царя и царицы. «Гласность», как « «оттепель», — слово-понятие, слово-символ,  в котором воплотится  1856 год. Гласность обличала, но пафос ее  был в  созидании, в конструктивных предложениях и проектах, и потому она несла здоровый заряд оптимизма и светлых надежд. Она побуждала правительство к действиям, С гласностью стал вытесняться страх,  сущностный  признак николаевской системы.  Раскрепощение духовных сил общества  предшествовало и стало предпосылкой приступа к реформам.

    3.Был и еще один мощный стимул  — экономический. То, что вольнонаемный труд выгоднее крепостного, что крепостничество тормозило развитие земледелия и товарного производства хлеба  было достаточно известно правительству и раньше.  Тем более что кризисные явления не  характеризовали именно данный  момент. Экономика не разваливалась. 1856 г. был урожайным, страна экспортировала хлеб. Но симптом несостоятельности существующей  крепостнической  системы хозяйствования грозно заявил о себе в сфере чувствительной для  правительства в финансах. Вовремя с 1853 по 1856 г. общая сумма дефицита "выросла" с 52 млн. 307 млн. руб.,  уменьшилась золотая обеспеченность бумажных денег более чем  на 50% среди статей дохода  вырос  удельный вес винных откупов — с  1/3 в 1845 г. до 43%  в 1853—1856 гг. Известный  экономист Л. Тенгоборский в своей записке (январь  1857  г.)  пришел  к заключению: «Необходимо принять  неотложно самые решительные  меры к сокращению расходов...,  ибо в противном случае  государственное банкротство неминуемо». Постоянно растущий дефицит бюджета  поставил  страну на грань финансового кризиса, вынуждая «верхи» к преобразованиям. 9(21) марта 1857 г. Александр II писал брату великому князю Константину Николаевичу,  который являлся членом Финансового комитета, за границу: «Теперь меня крайне озабочивает положение  наших  финансов, оно  таково, что нам  надобно всеми средствами стараться из него выйти».  В ответных письмах и дневнике Константин  Николаевич в свою очередь выражал  крайнюю озабоченность  «катастрофическим положением финансов». Катастрофическим  было и  положение банков. За два года, с  июля 1857 до  июля 1859, наличность банковых касс упала с 150 до 13 млн. руб. Правительство  признавало  наличие кризиса в состоянии и деятельности  банков.

    4.Смена царствований совпала  с острым  проявлением стихийной и осознанной необходимости   коренных   преобразований, продиктованных внешними  и внутренними обстоятельствами, с кризисом  всей  николаевской системы. «Прежняя система  отжила свой век» — таков  приговор одного из идеологов этой системы М. Н.  Погодина,   произнесенный им  через   три месяца после смерти  Николая I. Отказ  от  прежней системы означал и отказ от ее идеологического обоснования - теории  «официальной народности».  Новизна  внутренней политики  выражалась в снятии множества запретов: разрешении свободной выдачи заграничных  паспортов (с1856 по 1859  г. выезд  увеличился в 4,5 раза с 6 тыс. до 26 тыс. человек в год), ослаблении цензурного гнета  и  различных стеснениях в университетах, содействиях российским подданным «упрочить торговые  наши связи    с  иностранными  государствами и заимствовать оттуда сделанные в последнее время в  Европе усовершенствования  в науке», уничтожении военных поселений,  сокращении армии, сложении недоимок и  освобождении на  три  года податных  сословий от рекрутских наборов. И, что особенно важно, к коронации в августе 1856 г. была объявлена амнистия политическим  заключенным. Оставшимся в живых декабристам ,петрашевцам, участникам польского восстания  1831 г., 9 тыс.  человек освобождались  от административно-полицейского надзора. 
     
     
     
     
     

    2.2. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО  ПРАВА.

          3 января 1857 года был  образован секретный комитет  «для обсуждения мер по устройству  быта помещичьих крестьян», но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть «секретом» и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

       Необходимо сказать об отношении самих помещиков к реформе. А оно кардинально различалось. Большинство помещиков выступало вообще против реформ. Правительство бдительно следило за ситуацией в стране: не только за дворянством, общественным  мнением  и прессой,  но с большей   настороженностью за  крестьянством так напряженно ожидавшим  решения своей участи.  После первых рескриптов с   декабря  1861  г. до отмены крепостного права и в феврале  1861 г., министр  внутренних дел по требованию Александра II   делал еженедельные доклады о  настроениях дворянства и крестьянства. Либеральная бюрократия  (в американской литературе больше признается термин   «просвещенная   бюрократия»)  начала формироваться еще 40-х годах в среде министерств и ведомств, но не изолированно, а в содружестве с  либеральными общественными деятелями, литераторами,  учеными. Это содружество  укрепилось с созданием в 1845 г.  Русского Географического общества под председательством вел. кн. Константина Николаевича, который поддерживал либеральную бюрократию; по штатам и статусу Географическое общество  находилось при Министерстве  внутренних дел, в  котором  активность либеральной бюрократии проявлялась с особенное энергией. Здесь в качестве директора  хозяйственного  департамента  служил  Н. Милютин, с апреля 1859 г. до апреля' 1861 г, он был  товарищем министра, правда «временно исполняющим» должность. В 1856 г., когда наступила «оттепель», Милютин был готов к решению крестьянского вопроса. Свои взгляды он изложил в записке об освобождении крестьян в имении великой кн. Елены Павловны  (тетки Александра II)  Карловка Полтавской  губернии — записке,  которая станет моделью  реформы  1861  г., но  которая  накануне учреждения Секретного комитета была решительно  отклонена Александром II.  Н.Милютин также владел и  вопросом  о местном самоуправлении, городским  (реформа  1846 г. в  Петербурге)  и земском, который разрабатывался в министерстве с 1856  г. (при участии  Салтыкова-Щедрина).   Почти  одновременно в среде юристов  началась разработка основных положений судоустройства и судопроизводства.  Еще  ранее,  в 1854  г., к  реформам приступило Морское министерство по  инициативе вел. кн. Константина Николаевича. Хотя  общей  программы  всех  предстоящих реформ, изложенной каком-то одном документе, и не было, однако  связь между разрозненными планами и проектами существовала. Она выражалась в общности принципов, программных установок либеральной бюрократии. Эти люди новой формации в среде  бюрократии, люди 40-х годов, были готовы при благоприятных  обстоятельствах  взять  дело  преобразований  в свои руки. Такой момент, такой перелом в «верхах» наступил осенью  1858 г.

     Либерализация правительственного курса в  подготовке отмены   крепостного права (а параллельно   и других реформ) связана с личностью члена Главного комитета генерал-адъютанта Я. И. Ростовцева, самого близкого друга Александра II. Именно он,  пользуясь  полным доверием   монарха,  способствовал утверждению программы и позиции  либеральной бюрократии в обстановке стремительно развивающейся в  стране общественно-политической ситуации. Многое, испытав, продумав и прочувствовав, «он  отказался от варианта безземельного освобождения крестьян и признал либеральные цели и идеи реформы, которые еще в апреле 1858 г. запрещались и преследовались правительством   (опала К. Д. Кавелина за  статью о выкупе  надельной земли крестьянами в «Современнике». Причины превращения Ростовцева в « ревностного прогрессиста и эмансипатора» различны и достаточны известны. Но главная заключалась в мотивах личного характера: в стремлениях освободится  от обвинения в измене друзьям-декабристам и реабилитировать себя перед теми из них, кто вернулся  из ссылки, перед своими сыновьями,  перед  обществом.  Особенно  потрясла  Ростовцева предсмертная  просьба младшего сына летом I858 г. «помочь делу освобождения крестьян» и тем восстановить честь  их фамилии.  Тема «покаяния» не нова в нашей исторической традиции, хотя в  разные эпохи она выражалась далеко не однозначно  в жизни общества, во взаимоотношениях  «отцов и детей». Накануне  реформ  60-х  годов XIX  в.,  в период общественного  подъёма и светлых надежд, покаяние объединило отца с сыном. Преуспевающего бюрократа с отторгнутыми от общества и вернувшимися через 30 лет декабристами, «покаяние» вливалось в общий процесс, завершившийся  отменой крепостного права. Чёрез  Ростовцева, через декабристов — членов губернских комитетов  в истории реформ Александра и выявляется одной из_своих многочисленных граней проблема значения декабризма,  имеющая еще много аспектов.

      Хорошо известные  по литературе четыре  всеподданнейших письма  Ростовцева из-за границы (август—сентябрь 1858 г.) с изложением новых взглядов на крестьянский  вопрос по решению Александра 11 обсуждались в Главном комитете. Сначала Jlaнскому удается отстоять ходатайство  либерального  большинства Тверского  комитета  о  распространении  выкупа усадьбы  и  наполевые земли. Затем под  нажимом Александра 11, разделившего взгляды Ростовцева,  принимается  новая правительственная  nрorpaмма крестьянской реформы 4 декабря 1858 г. с установкой  на  образование  класса крестьян-собственников, т.  е.  на  выкуп надельной земли у помещиков и образование двух типов хозяйства:  крупного  помещичьего  и мелкого  крестьянского.      Большинство членов  Главного комитета против, но  Александр II пресекает дебаты и объявляет вопрос решенным.

     Принятие новой программы, которую, кстати, правительство не решилось публиковать подобно рескрипту, неизбежно вело к усилению либеральной  бюрократии, олицетворявшей творческое начало,  творческий  потенциал существующей  политической системы. Отказ Александра II в октябре 1856 г.  одобрить предварительный  план освобождения   крестьян  Карловки не остановил Н. Милютина. Разработка его проекта продолжалась  два года, при участии Кавелина,  Черкасского и других. К концу 1858 г. проект был готов,   обсужден в Главном  комитете и подписан   Александром  II 1 февраля 1859 г. Теперь либеральной бюрократии предстояло  самое трудное - перенести локальную, приватную модель на общее  законодательство.  Эта задача требовала   завоевания новых позиций  в  расстановке  сил в  «верхах». И  случилась еще  одна метаморфоза "(после скачка от секретности  к гласности  и  от  рескрипта к новой программе), на этот раз в самой структуре" высшей  государственно и власти было создано новое, нетрадиционное учреждение —Редакционные комиссии — метаморфоза временная, но решающая в истории  отмены крепостного права, а в конечном счете и других реформ.

    В  концепции либерального  большинства Редакционных комиссий крестьянская реформа — это  заключенный в единый законодательный акт процесс переворота, начальная стадия которого— освобождение помещичьих крестьян от  личной  крепостной зависимости,  конечная — превращение их  (всех)  в мелких собственников-хозяев при сохранении  значительной части дворянского  землевладения и крупного  помещичьего  хозяйства.

  В объяснительной записке к кодифицированным  проектам  Комиссий отмечалось:  «В  этом  отношении Россия  счастливее. Ей  дана возможность воспользоваться опытом других земель..., обнять сразу  весь предстоящий путь от первого приступа к делу до полного прекращения обязательных отношений посредством выкупа земли» . Используя опыт аграрного развития Франции и Пруссии,  авторы концепции и проектов создали  самобытный вариант решения крестьянского вопроса, основанный на внутренних условиях, особенностях и традициях, например сохранении общины.

     Редакционные комиссии создали внутренний механизм реформы, который обеспечивал непрерывность и неукоснительность движения от начального этапа – личного освобождения крестьян. к конечному - переходу на выкуп: пользование наделом признано   «вечным»,  а повинность,  однажды установленная «постоянной». В  условиях отмены крепостного права  меняющейся  рыночной конъюнктуры на землю и хлеб, при острой нужде  помещиков в деньгах для переустройства своих  заложенных и  перезаложенных  имений вечность пользования наделом и неизменность повинности за  него должны были вынуждать помещика к выкупу, делали выкуп единственной развязкой туго затянутого государством узла. Для крестьян также не оставалось  свободы  выбора. Боясь, что тяжесть  экономических  условий пользования и приобретения земли в собственность приведет к  значительному обезземеливанию   крестьянства,  законодатели прибегли к такой искусственной мере, как запрет  отказа от земли. Этой же цели во многом служило  сохранение общины,  затруднительность  (хотя и не запрет) выхода из нее. Система выкупа, включая роль государственной власти как кредитора, ложилась тяжелым  бременем на крестьян. Расчет на «вынудительность»  выкупа сработал  безотказно: к 1881 г.  85%  крестьян перешли  на  выкуп, а для  остальных  он был признан  обязательным.

       В  сфере  правовых отношений концепция реформы была более последовательной и  решительной. Уничтожение личной крепостной зависимости сочеталось в конечном итоге с утратой помещиками вотчинной  власти. Создавалось  крестьянское самоуправление: волостное и  сельское (общество на основе общины), с выборными от крестьян должностными лицами, со сходом. Оно явилось  основой для участия крестьян  в  других  реформах — в земстве, суде присяжных.  Защищая интересы крестьян от вчерашних  крепостников, оно, однако, было  поставлено под контроль местной администрации, что усиливало роль  государственной власти.

      Этот вариант отмены  крепостного права опирался на один из важнейших постулатов   либеральной бюрократии - ставку на инициативную роль  монархии в предстоящих преобразованиях.

     Программа  Редакционных  комиссий  подверглась критике с разных сторон, но все без исключения энергично нападали на присвоенную государственной властью функцию  арбитра в делах сословий, на усиление ее роли в социально-экономической сфере. Устойчивую оппозицию встретили  проекты Комиссий  и  в высших  органах государственной власти, но  Александр II не принял ее в расчет, подписав  мнение меньшинства Государственного совета. Хотя Редакционные комиссии были изъяты из государственной системы самодержавной монархии как  чужеродный ей элемент, их проекты в целом не были пересмотрены. Даже  шеф жандармов В. А. Долгоруков,  который  сначала тормозил реформу,  в 1860  г. предупреждал, что промедление невозможно, так как «терпению при ожидании есть предел»  И механизм  торможения реформы не  остановил ее, но все-таки существенно откорректировал проекты Комиссий, особенно в  земельном вопросе;  отрезка составила в результате 20%  всего надельного фонда,  повинности  увеличились,  что  удорожило  стоимость выкупа земли. Выкупная операция всей тяжестью легла на  крестьянство,  но оказалась прибыльной для государства.  Перспектива разорения значительной части крестьянства, которую так силились избежать составители проектов, приблизилась, стала  неизбежной. И без  того обремененный  феодальными  нормами  и  пережитками вариант аграрного развития, разработанный большинством Редакционных комиссий, с этими поправками вышел еще  более противоречивым, половинчатым, тяжелым особенно для крестьянства,  но и для дворянства также. Монархия же  вышла из кризиса обновленной и усиленной.

        К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. 19 февраля «Положения» , а они включали в себя 17 законодательных актов, были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.  
 
 

Информация о работе Великие реформы Александра II в 1860-1870 гг