Влияние реформ Петра I на историю Отечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:26, реферат

Описание работы

Цель, преследуемая данной работой: проанализировать ситуацию, имевшую место в 18-ом столетии в России, выявить весь спектр проблем, рассмотреть способы их решения путем реформ, выявить слабые и сильные стороны реформ Петра в различных сферах общества, проанализировать последствия реформ, сравнить ситуацию Петровскую с ситуацией современной, рассмотреть возможность ориентации современной России на западные страны, на восточные страны или же выбрать самобытный путь развития.

Содержание

Введение.
Портрет Петра I
Реформы Петра I
Предпосылки петровских реформ
Экономическая реформа
Административная реформа
Реформа в области культуры и быта
Церковная реформа
Военная реформа
Итоги реформ
Реформы Петра I и особый путь России
Современные аспекты реформ
Заключение

Работа содержит 1 файл

PETR1.DOC

— 157.50 Кб (Скачать)

4. Преобразования  в области культуры и быта.

Процесс европеизации России в эпоху Петра  Великого  -  наиболее противоречивая часть  Петровских реформ.  Еще до Петра  были созданы предпосылки широкой  европеизации,  заметно усилились  связи с  зарубежными странами,  в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В  1687  г.  была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России.  И  все  же  деятельность Петра была  революционной.  В.Я.Уланов  писал:  "Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то,  что теперь культура была признана  созидательной  силой не только в области специальной техники, но и в ее  широких  культурно-бытовых  проявлениях,  и  не только в  приложении  к избранному обществу...  но и по отношению к широким массам народа".

Важнейшим этапом  в  проведении  реформ стало посещение  Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран.  По возвращении  Петр направляет  много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во  главе  с  профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.

Петр стремился  к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208  год  становится 1700-м, а  празднование  Нового  года переносится с 1 сентября на 1 января.

В 1703  г.  в  Москве  выходит первый номер  газеты "Ведомости" - первой русской  газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания  театра.

Происходили важные изменения в быту российских  дворян,  переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г.  выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху,  а потому были достаточно  болезненны  как для высших,  так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и  вел к резкому неприятию остальных,  пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во  всех смыслах этого  слова  и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

5. Церковная  реформа.

Важную роль  в  утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине  XVII  в.  позиции  Русской  православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в  других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как  можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота (о "кумпанствах"). После  путешествия Петра в составе Великого посольства  его   занимает  еще  и проблема полного подчинения церкви своей власти.

Поворот к новой  политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается  провести ревизию для переписи имущества  Патриаршего дома.  Воспользовавшись информацией о выявленных  злоупотреблениях, Петр  отменяет выборы нового патриарха,  поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост  "местоблюстителя патриаршего  престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское  учреждение - для  управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства,  право распоряжаться своей собственностью.

Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов  общества, разворачивает  наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов:  за разрешением на постриг  теперь нужно было  обращаться  в Монастырский приказ.  Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

Сложившиеся отношения  между церковью и властью требовали  нового юридического оформления.  В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи  Феофан Прокопович составляет Духовный регламент,  который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового  органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод",  официально уравненный в правах  с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная,  была сосредоточена в руках Петра.  Современник сообщает,  что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил:  "Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх".

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников,  тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Реформа церкви осуществлялась параллельно с  податной  реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года,  в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди,  если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

В результате  церковной  реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и  превратилась в  часть  государственного  аппарата, строго контролируемую и  управляемую светской властью.

6. Военная реформа

Военные реформы  занимают особое место среди Петровских преобразований.  Они имели наиболее ярко  выраженный  классовый  характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной  структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

Задачи создания современной боеспособной армии  и флота  занимали юного царя еще  до того,  как он стал полновластным  государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое,  часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной. Василий Осипович Ключевский писал: "Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы".

"Игра в  солдатики",  которой отдавал  все свое время юный Петр, с  конца 1680-х гг.  становится все  более и более серьезной. В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере,  около Переславля-Залесского,  несколько небольших кораблей  под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" -  Семеновский и Преображенский.  Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".

Семеновский и  Преображенский полки стали ядром  будущей постоянной (регулярной) армии  и проявили себя во  время  Азовских  походов 1695-1696 гг.  Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время.  В казне  не  было необходимых средств,  и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям  светских  и  духовных землевладельцев.  С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику,  а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра,  Россия стала одной из сильнейших морских держав мира,  имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

Начало Северной войны стало толчком  к  окончательному  созданию регулярной армии.  До Петра  армия состояла из двух главных частей - дворянского  ополчения  и  различных  полурегулярных   формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то,  что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические  созывы  ополчения  были заменены систематическими рекрутскими наборами.  В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический  принцип.  Рекрутские наборы распространялись на население,  платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г.  был произведен первый рекрутский набор,  с 1705 г.  наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными.  С  20  дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат  и матросов).  Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня.  Срок службы рекрута практически не был ограничен.

Офицерский  состав российской армии пополнялся за счет дворян,  обучавшихся в  гвардейских дворянских полках или  в специально организованных школах (пушкарская,  артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г.  - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии.  К концу Северной войны Петр имел  огромную  сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной,  растянувшейся почти на четверть века войне.

Главные итоги  военных  реформ Петра Великого заключаются  в следующем:

- создание боеспособной  регулярной армии,  одной из  сильнейших в мире,  которая  дала России возможность воевать  со своими  основными противниками и побеждать их;

- появление  целой плеяды талантливых полководцев  (Александр Меншиков, Борис Шереметев,  Федор Апраксин, Яков Брюс и  др.);

- создание мощного  военного флота;

- гигантский  рост военных расходов и покрытие  их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.

7. Итоги реформ Петра I.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма,  венцом которого стало  изменение в 1721 г.  титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а  страна стала называться Российской Империей.  Таким образом, было оформлено то,  к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ  государство  не  было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему  идеалу  государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено  воле одного человека - капитана,  и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала  самодержавным, военно-бюрократическим  государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена,  а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации  и  принуждения.

Роль Петра  Великого в истории России трудно переоценить.  Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных  фигур мировой истории.

Можно привести слова современника Петра - Нартова:

                 "... и хотя нет более Петра  Великого с нами, однако, дух его  в душах наших живет,  и мы,  имевшие счастие  находиться при сем монархе,  умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой.  Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него".

Реформы Петра и особый путь России.

Понятие России в значительной степени  отождествлялось  с Государством Российским. Само понимание  русского, русской территории после  классического периода Киевской Руси связывалось с  работой государственного собирания.

Русский этнос в его современном понимании как нечто  единое по  существу  был  вынянчен государством в процессе смешения разноплеменных  человеческих масс. Государственное начало в русской  истории  выглядит  действительно  как  нечто, выросшее  из творящей самое себя идеи, - русский этнос, территория и культура.

Становление основного  положительного принципа развития - государственного, борьба за его утверждение и т.д. - осуществлялось за  счет  массовых репрессий, уничтожения целых укладов  жизни, за счет дальнейшего ограничения свободы личности. В России  в условиях слабости  или практического отсутствия гражданского общества реформы, которые в Европе шли  снизу, от  общества, как  результат выхода  на  поверхность новых укладов, новых типов производств в борьбе со сложившимися, - в России проводились в интересах власти  перед лицом внешней и внутренней угрозы, в частности, со стороны собственного общества. Поэтому эти реформы осуществлялись, прежде всего, посредством подавления общества, породив феномен отчуждения общества от власти.

В России  налицо  особенное, ни  с чем не сравнимое  развитие, в котором движение вперед парадоксальным образом  переплетается  с  подавлением  свободы, а технический  и другой прогресс – с отчуждением  общества от государства.

В результате исторического развития сложился своеобразный "русский путь" - от модернизации до модернизации. А поскольку реформы  сверху, особенно  внедрение  нового, требуют усиление власти, то развитие производительных сил в России, сопровождаясь  волнообразным  усилением  деспотизма  на  каждом витке реформ, шло в сторону уничтожения гражданского  общества, до некоторой степени возрождавшегося, однако после того, как эпоха реформ проходила.

Информация о работе Влияние реформ Петра I на историю Отечества