Ярослав Мудрый - великий князь Киевский

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:58, реферат

Описание работы

Ярослав Мудрый был и будет великим человеком всегда. Я всегда им восхищалась, а сейчас мне представилась возможность рассказать Вам про него. Я восхищаюсь его мудростью, энергичной деятельностью, энтузиазмом, решительностью, политической дальновидностью. Велико и влияние начитанного князя Ярослава на развитие древнерусской литературы. Летописец Нестор с гордостью отмечал, что князь «к книгам выявлял охоту, читая их днем и ночью». За что его прозвали Мудрым. Во времена правления Ярослава Мудрого развернулась работа по переводу византийских книг на церковнославянский и древнерусский языки, развивалось летописание.
Уделяя пристальное внимание внешней политике, Ярослав не забыл и о внутренних делах. Великим даром, который оставил после себя потомкам киевский князь, явился Софиевский собор. Его архитектура очаровывает совершенством, изысканностью форм и пропорций; интерьер собора щедро украшен сверкающей мозаикой и фресками, являющимися шедеврами мирового искусства. По древнерусским преданиям, собор был возведен в том месте, где Ярослав одержал победу над печенегами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Рождение Ярослава и старшинство……………………………….... 4-5
Глава 2. Ростовский период……………………………………………………... 6
Глава 3. Новгородский период………………………………………………... 7-9
Глава 4. Киевский период……………………………………………………….10
Глава 5.Семья Ярослава…………………………………………………….. 11-12
Глава 6. Историческое значение правления Ярослава……………………….. 13
Глава 7. Русская Правда……………………………………………………. 14-18
Глава 8. Ярослав-просветитель………………………………………………... 19
Глава 9. Образ в искусстве…………………………………………………. 20-22
Глава 10. Смерть Ярослава…………………………………………………. 23-24
Заключение…………………………………………………………………….... 25
Литература…………………………………………………………………….... 26
Приложение…………………………………………………………………. 27-33

Работа содержит 1 файл

Ярослав.doc

— 5.01 Мб (Скачать)

 

Имущественные отношения, Обязательственное право

 

В Русской правде существуют понятия: отдача имущества на хранение

 

- 15 -

(поклажа), простой заём, бескорыстная ссуда, одолжение по дружбе, отдача денег в рост из определённого условленного процента, процентный заём краткосрочный и долгосрочный, торговая комиссия, вклад в торговое компанейское предприятие. В Правде существует определённый порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, то есть порядок торгового конкурса с различением несостоятельности злостной и несчастной., а также существует несколько видов кредитного оборота.

 

Процессуальное право

 

Древнерусское право еще не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя, конечно, некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам. Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Даже обе стороны в процессе назывались истцами.

Стадии процесса по Русской правде

      "Заклич" означал объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Заклич производился в людном месте, "на торгу", объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3-х дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32, 34 ПП).

      “свод“ (ст. 35—39 ПП) напоминал очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод.

      Гонение следа — это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривает специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считается, что он и есть преступник (ст. 77). Если след привел в село, ответственность несет вервь (община). Если след потерялся на большой дороге, то на этом поиск прекращается.

 

Судебные доказательства

 

В Древнерусском государстве появляется и целая система формальных доказательств:

- 16 -

      Присяга;

      Собственное признание;

      Свидетельские показания;

Древнерусское право различало две категории свидетелей — видоков и послухов. Видоки — это свидетели, в современном смысле слова — очевидцы факта. Послухи — более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец — люди, заслуживающие доверия. Не зная даже ничего о спорном факте, они просто как бы давали характеристику той или иной стороне в процессе.

      Ордалии( испытание железом);

Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. Более поздние источники сообщают, что испытание водой проводилось путем опускания связанного человека в воду, причем если он тонул, то считался выигравшим дело.

      «Рота».

Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие. В некоторых случаях имели доказательное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Так, наличие синяков и кровоподтеков было достаточно для доказательства избиения.

 

Наказание по Русской правде

 

      Вира (штраф в пользу князя).

Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен, за убийство привилегированного человека — П.19, 22 КП, ст.3 ПП). Существовал особый вид виры — "дикая" или "повальная" вира. Она налагалась на всю общину. Для применения этого наказания необходимо, чтобы совершенное убийство было простым, неразбойным; община либо не выдает своего подозреваемого в убийстве члена, либо не может "отвести от себя след", подозрения; община только в том случае платит за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Институт "дикой" виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой.

      Головничество (денежное взыскание в пользу родственников убитого).

      Поток и разграбление (высшая мера наказания: за убийство в разбое (ст.7 ПП), поджог (ст.83 ПП) и конокрадство (ст.35 ПП).

 

- 17 –

Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника

(вместе с семьей) "головой", т.е. в рабство.

      Урок (денежное возмещение за причиненный ущерб потерпевшему).

      Продажа (штраф в пользу князя за остальные преступления).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 18 -

Глава 8. Ярослав-просветитель

 

После Лиственской битвы (1024 год) деятельность Ярослава в основном связана с просветительством и христианизацией Руси. Возможно, одной из причин отказа Ярослава от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая травма, полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь должен был сильно хромать и в конце жизни вряд ли мог обходиться без посторонней помощи.

В 1036-1037 годах по его приказу были построены мощные крепостные укрепления ("город Ярослава"), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм св. Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира. Завершение строительства совпало с созданием "Слова о Законе и Благодати", которое было произнесено 25 марта 1038. Тогда же была написана первая русская летопись — т. н. Древнейший свод. В "Повести временных лет" содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Софии Киевской. Ярославу приписывается также составление первого русского законодательного акта "Русской Правды".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 19 -

Глава 9. Образ Ярослава в искусстве

 

В средневековой литературе

 

Ярослав — традиционный персонаж литературных произведений агиографического жанра — Житие Бориса и Глеба.

Там говорится, например, что после смерти Владимира, власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя — Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве — Борису и Глебу. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса… И вот опечаленный скорбью князь Глеб плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги. Он понял, что это конец и промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». А сестра Ярослава Предслава предупреждает, что их брат Святополк собирается устранить и его.

Также Ярослав упомянут в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона и в «Памяти и Похвале князю Русскому Владимиру» Иакова Мниха, в «Повести временных лет».

Поскольку Ярослав был женат на Ингегерде — дочери шведского короля Олафа Шётконунга и устраивал династические браки своих дочерей, в том числе Елизаветы — с королем Норвегии Харальдом Суровым, он сам и его имя неоднократно упоминаются в скандинавских сагах, где он фигурирует под именем «Ярислейва Конунга Хольмгарда», то есть Новгорода.

Также упоминается Ярослав в «Саге об Эймунде», которую В 1834 году профессор Санкт-Петербургского университета Сенковский перевел на русский язык. В саге рассказывается как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом (Борисом), причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа.

 

В живописи

 

Древнейший из портретов киевского князя был выполнен при его жизни на известной фреске в соборе святой Софьи. К сожалению, часть фрески с портретами Ярослава и его жены Ингегерды утрачена. Сохранилась лишь копия А. ван Вестерфельда, придворного живописца литовского гетмана А. Радзивила, сделанная в 1651 году с ещё целой фрески.

 

В скульптуре

 

Известный скульптор и антрополог Михаил Герасимов осуществил реконструкцию лица Ярослава по его черепу. Скульптурный образ Ярослава

был создан М. О. Микешиным и И. Н. Шредером в памятнике «Тысячелетие

 

- 20 -

России» в 1862 году в Новгороде. Памятники Ярославу Мудрому также установлены в Белой Церкви, Киеве, Харькове и Ярославле.

 

На деньгах

 

Ярослав изображён на российской купюра 1000 рублей( на ней

изображён Ярославль и скульптура легендарного основателя города — Ярослава), на украинская банкноте 2 гривны 1992, 1995 и 2003 годов( на них изображён его портрет),

 

В музыке

 

Кантата «Ярослав Мудрый» Александра Розенблата — вокально-симфонические картина для солистов, хора и оркестра в 11 частях, поэтическое либретто П. Гладилина. Премьера состоялось в 2002 году в Большом зале Московской консерватории. Исполнители: Государственный Академический симфонический оркестр России имени Светланова, хор Академии хорового искусства (художественный руководитель В.Попов) под управлением приглашенного из Киева дирижёра В. Кожухаря.

 

В кинематографе

 

«Ярослав Мудрый» — советский кинофильм киностудии имени А. Довженко вышедший в прокат в 1982 году. Фильм о борьбе князя с внутренними и внешними врагами Руси и о его драматической любви к простой девушке Любаве. Режиссёр: Григорий Кохан. Сценарий: Григорий Кохан, Павло Загребельный. Главную роль исполнил Юрий Муравицкий, Ярослава в детстве сыграл Марк Гресь. С исторической точки зрения значительная часть сюжета фильма не опирается на достоверные источники, места происходящих событий (например, Новгород и Киев) и хронологический порядок часто изменены в соответствие со сценарием. Также фильм Григория Кохана содержит немало недостоверных историко-бытовых деталей: мечи, которыми вооружены воины, не каролингские, какими пользовались в первой половине XI века, а времен позднего средневековья; вместо традиционных для эпохи Ярослава миндалевидных щитов используются треугольные; неправильно воссозданы скандинавские корабли. Несмотря на все это, фильм получил приз и диплом жюри «Коллективу за исторический фильм» на Всесоюзном кинофестивале в Таллине в 1982 году.

«Ярославна, королева Франции» (СССР-Польша, 1978) — художественный историко-приключенческий фильм режиссёра Игоря Масленникова, в котором роль князя Ярослава в старости блестяще исполнил Кирилл Лавров.

В июне 2007 года завершился открытый конкурс Федерального Агентства

РФ по культуре и кинематографии на право съёмок фильма о Ярославе

 

- 21 -

Мудром к 1000-летию города Ярославля. Право на съёмки выиграла компания «Анно Домини», которая специализируется на «продакт плейсменте» (размещении скрытой рекламы разнообразной продукции в фильмах). Режиссёр: Дмитрий Коробкин. Сценарий: Марина Кошкина, Наталья Назарова. Главную роль сыграл Александр Ивашкевич. Фильм «Ярослав. Тысячу лет назад» выпущен в российский прокат осенью 2010 года.

 

В художественной литературе

 

Является второстепенным героем исторических романов Валентина Иванова «Русь Великая» (1961), Антонина Ладинского «Анна Ярославна — королева Франции» (1973), а также исторической повести Елизаветы Дворецкой «Сокровище Харальда».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 22 –

Глава 10. Смерть Ярослава

 

Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену и на два года старшего сына Владимира.В надписи на стене Софийского собора, датированной 1054 годом говорится о смерти «царя нашего». В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б. Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету — с полуночи, в быту — с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была ещё суббота, а по другому, церковному, — уже воскресенье.Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. В. К. Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 года.

Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования. Рост князя был 172—175 см. Известно также, что он был хромым: по одной из версий — от рождения, по другой — в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса.

В 2009 году саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском соборе снова был вскрыт и останки отправили на экспертизу. В ходе проведенного журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США (юрисдикция Константинопольского патриархата).

Информация о работе Ярослав Мудрый - великий князь Киевский