Абсолютная монархия во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны, прежде всего зарождением
капиталистических отношений. Становление капитализма шло быстрее в
промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей
преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным
тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный,
вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития
сословный строй. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие
ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.
Как и прежде, первым сословием в государстве было духовенство,
насчитывавшее около 130 тыс. человек (при 15 млн. населения страны) и
державшее в своих руках 1/5 всех земель. Духовенство, полностью сохраняя
свою традиционную иерархию, отличалось большой неоднородностью.
Более тесной стала связь духовенства с королевской властью и
дворянством.

Содержание

1. Изменения в правовом положении сословий .
2. Возникновение и развитие абсолютизма.
3. Усиление королевской власти.
4. Создание централизованного аппарата управления.
5. Государственные финансы.
6. Судебная система.
7. Армия и полиция.
8. Формирование абсолютизма при Иване IV. Специфика российского абсолютизма и отличие от западноевропейского.
9. Опричнина и её роль в утверждении режима личной власти.

Работа содержит 1 файл

абсолютная монархия.doc

— 88.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Абсолютная монархия 
 

РЕФЕРАТ 

    по  ИСТОРИИ 
 
 
 
 
 

Ученика 10 “В” класса

                                                                                                                Средней школы №44

       Ненашева Александра 
 
 
 
 
 

2004г. 
 

ПЛАН: 

  1. Изменения в правовом положении сословий .
  2. Возникновение и развитие абсолютизма.
  3. Усиление королевской власти.
  4. Создание централизованного аппарата управления.
  5. Государственные финансы.
  6. Судебная система.
  7. Армия и полиция.
  8. Формирование абсолютизма при Иване IV. Специфика российского абсолютизма и отличие от западноевропейского.
  9. Опричнина и её роль в утверждении режима личной  власти.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Изменения в правовом положении сословий  

           Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны, прежде всего зарождением  
капиталистических отношений. Становление капитализма шло быстрее в  
промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей  
преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным  
тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный,  
вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития  
сословный строй. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие  
ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу. 
Как и прежде, первым сословием в государстве было духовенство,  
насчитывавшее около 130 тыс. человек (при 15 млн. населения страны) и  
державшее в своих руках 1/5 всех земель. Духовенство, полностью сохраняя  
свою традиционную иерархию, отличалось большой неоднородностью.  
Более тесной стала связь духовенства с королевской властью и  
дворянством. Согласно конкордату, заключенному в 1516 году Франциском I и  
римским папой, король получил право назначения на церковные должности.  
Все высшие церковные посты, связанные с большим богатством и почестями,  
предоставлялись дворянской знати. Многие младшие сыновья дворян  
стремились получить тот или иной духовный сан. В свою очередь  
представители духовенства занимали важные, а иногда и ключевые посты в  
государственном управлении (Ришелье, Мазарини и др.).  
Господствующее место в общественной и государственной жизни  
французского общества занимало сословие дворян, насчитывавшее примерно  
400 тыс. человек. Только дворяне могли владеть феодальными поместьями, а поэтому в их руках находилась большая часть (3/5) земли в государстве. В целом
 

светские  феодалы (вместе с королем и членами  его семьи) держали 4/5 земель во Франции. Дворянство окончательно превратилось в чисто личный статус, приобретаемый главным образом по рождению. Требовалось  
доказывать свое дворянское происхождение до третьего-четвертого колена. В  
XII в. в связи с участившимися подделками дворянских документов была  
учреждена специальная администрация, контролировавшая дворянское  
происхождение. 
          Подавляющую массу населения во Франции в XVI—XVII вв. составляло  
третье сословие, которое все более становилось неоднородным. В нем усилилась социальная и имущественная дифференциация. В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступенях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

          Несмотря на рост городского населения и его увеличивавшийся вес в общественной жизни Франции, значительную часть третьего сословия составляло крестьянство. В связи с развитием капиталистических отношений в его правовом положении произошли изменения. Практически исчезли серваж, формарьяж, "право первой ночи". Менморт по-прежнему предусматривался в правовых обычаях, но применялся редко. С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделяются зажиточные фермеры, капиталистические арендаторы, сельскохозяйственные рабочие. Однако подавляющее большинство крестьян было цензитариями, т.е. держателями сеньоральной земли с вытекающими отсюда традиционными феодальными обязанностями и повинностями. Цензитарии к этому времени почти полностью были освобождены от барщинных работ, но зато дворянство постоянно стремилось к увеличению ценза и других поземельных поборов. Дополнительными обременениями для крестьян были баналитеты, а также право сеньора охотиться на крестьянской земле. Исключительно тяжелой и разорительной для крестьянства была система  
многочисленных прямых и косвенных налогов. Королевские сборщики взимали  
их, нередко прибегая к прямому насилию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам и ростовщикам. Откупщики проявляли такое рвение при взимании законных и незаконных сборов, что многие крестьяне  
были вынуждены продавать свои постройки и инвентарь и уходить в город,  
пополняя ряды рабочих, безработных и нищих.

                      
                            
Возникновение и развитие абсолютизма 

           Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI—XVII вв.  
Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии. 
В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства,

связывающего  свои надежды на лучшее будущее с  сильной и милосердной королевской  властью.

        Когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны  
церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.

       Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII—XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия.

        Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и  
приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в  
том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства. 
Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли "могилой нации".

 
                      Усиление королевской власти

          Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

           Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции. 
В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в XVI—XVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. Королевским ордонансом в 1667 году было установлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течение

определенного срока после издания королем ордонанса, а повторная ремонстрация не допускается. В 1668 году король Людовик XIV; явившись в Парижский парламент, собственноручно изъял из его архива все протоколы, относящиеся к периоду Фронды, т.е. к антиабсолютистским выступлениям середины XVII в. В 1673 году им же было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы — опротестовывать и отклонять королевское законодательство. Изменилось и общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий. В 1614 году по предложению Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля: "король божьей милостью". Окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Все чаще государство начинает отождествляться с личностью короля, что нашло свое  
крайнее выражение в высказывании, приписываемом Людовику XIV: "Государство — это я!". Представление о том, что абсолютизм зиждется на божественном праве,  
не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более отождествления ее с деспотизмом. Королевские прерогативы не выходили за рамки законного порядка, и считалось, что "король трудится для Государства". Вообще французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым. Считалось, что сам король, его имущество, его семья принадлежат французскому государству и нации. Юридически король признавался  
источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в  
частности, привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная власть принадлежит только

ему одному по принципу: "один король, один закон". У короля было право назначения на любую государственную и церковную  должность, хотя это право могло  быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

 
              
Создание централизованного аппарата управления 

        При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но затем они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.

       В XVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции первого министра. Формально такая должность отсутствовала, но Ришелье, например, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула. Но при Генрихе IV, Людовике XIV, а также при Людовике XV (после 1743 года) король сам осуществлял руководство управлением в государстве, убирая из своего окружения лиц, которые могли иметь на него большое политическое влияние. 
Старые государственные должности ликвидируются (например, коннетабль в 1627 году) или теряют всякое значение и превращаются в простые синекуры. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер, который становится после короля вторым лицом в государственном управлении. Потребность в специализированной центральной администрации привела в конце XVI в. к возрастанию роли государственных

секретарей, которым поручаются определенные сферы  управления (иностранные дела, военные  дела, морские дела и колонии, внутренние дела). При Людовике XIV  
государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли чисто вспомогательную роль, приближаются к особе короля, выполняют роль его личных чиновников.

           Расширение круга функций государственных секретарей ведет к быстрому  
росту центрального аппарата, к его бюрократизации. В XVIII в. вводится должность заместителей государственных секретарей, при них создаются  
значительные по размерам бюро, которые в свою очередь делятся на секции, со строгой специализацией и иерархией чиновников. Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет и непосредственно руководил всей  
экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро. 
Неоднократной перестройке подвергалась и система королевских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным образом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях

Информация о работе Абсолютная монархия во Франции