Ацте́ки

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 08:30, реферат

Описание работы

Ацте́ки (асте́ки) (самоназв. mēxihcah [meː'ʃiʔkaʔ]) — индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco), там, где сейчас располагается город Мехико.

Содержание

1 Терминология

2 Легенды и традиции

3 Империя

4 Ацтекское общество

4.1 Структура классов

4.2 Рабство

4.3 Развлечения и игры

5 Обучение

6 Одежда

7 Питание

8 Жертвоприношения

9 Каннибализм

10 Поэзия

11 Современные ацтеки

12 Библиография

12.1 Ацтекская группа источников

12.2 Испанские источники

12.3 Литература

13 См. также

14 Примечания

15 Ссылки

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Когда Эрнан  Кортес прибыл в Теночтитлан, он запретил человеческие жертвоприношения, поэтому испанцы не видели жертвоприношений в городе. 

Не сохранилось  летописных изображений человеческих жертвоприношений времени непосредственно  перед приходом Кортеса, все известные  изображения были нарисованы через  несколько лет после начала Конкисты, хотя причиной этого может быть уничтожение испанцами ацтекских летописей. Однако существуют подобные изображения в камне и настенных росписях и ритуальные предметы, использовавшиеся в обрядах жертвоприношений, хотя они, как и археологические свидетельства, не подтверждают такого числа принесённых в жертву, как 80 или 100 тысяч. 

Между тем, что  было написано на эту тему, и тем, что известно достоверно, существуют большие расхождения.

[править]

Каннибализм

 

Сцена ритуального  каннибализма из кодекса Мальябекиано, середина XVI века 

Общеизвестно, что  ацтеки совершали человеческие жертвы; однако в вопросе о каннибализме и его степени согласия нет. Марвин Харрис, например, заявляет, что мясо жертв было частью рациона высших классов в качестве награды, потому что питание ацтеков включало мало белков. Согласно ему, пленники были «ходячим мясом». С другой стороны, Вильям Аренс сомневается в существовании каннибализма у ацтеков вообще. 

Несмотря на согласие многих историков в вопросе  о существовании ритуального каннибализма, связанного с человеческими жертвоприношениями, большинство учёных не поддерживает тезис Харриса о том, что человеческое мясо составляло значительную часть рациона ацтеков. 

Информации касательно каннибализма ацтеков немного. Есть лишь несколько сообщений о каннибализме со времени Конкисты, при этом ни одно из них не говорит о широком ритуальном каннибализме. Летопись Рамиреса двусмысленно связывает каннибализм с ритуальными жертвоприношениями. Кодекс Мальябекиано содержит два рисунка, на которых недвусмысленно изображено употребляемое в пищу человеческое мясо: в ритуале поклонения владыке загробного мира Миктлантекутли и погребальном обряде, где вместе с другой едой лежит человеческая рука[7]. Там же в комментарии на испанском языке говорится, что индейцы очень полюбили завезённую испанцами свинину, так как она напоминала им по вкусу человеческое мясо[8]. 

Характерные сообщения  о каннибализме ацтеков:

Кортес пишет  в одном из писем, что его солдаты  поймали ацтека, поджаривавшего младенца на завтрак.

Гомарра пишет, что во время взятия Теночтитлана испанцы предложили ацтекам сдаться, поскольку у них (ацтеков) не было еды. Ацтеки предложили испанцам атаковать, чтобы потом быть взятыми в  плен и съеденными.

В книгах Бернардино де Саагуна есть иллюстрация, показывающая ацтека, поджариваемого неизвестным племенем. Подпись под иллюстрацией гласит, что такова была одна из опасностей, угрожавших ацтекским торговцам.

В летописи Рамиреса, составленной ацтеками после завоевания, латинским алфавитом, написано, что по окончании жертвоприношения мясо ладоней жертвы отдавалось в качестве дара воину, захватившему её. Согласно летописи, мясо предполагалось есть, но фактически его заменяли индейкой.

В своей книге  Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было разрезать на мелкие кусочки, с тем, чтобы подносить их в дар важным людям в обмен на подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нём не было ценности; его заменяли индейкой или попросту выбрасывали. 

Недавние археологические  находки (2005 г.) в подвалах ацтекских  храмов свидетельствуют о надрезах, означающих удаление мускулов. Однако такие разрезы есть не у всех тел.

[править]

Поэзия 

Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясения эпохи, некоторое число  поэтических произведений, собранных  во времена Конкисты, дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Несауалькойотль (аст. Netzahualcóyotl) и Куакуацин (аст. Cuacuatzin). Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с науатля, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения и мысли ацтеков, независимо от «официального» мировоззрения. 

В подвальном этаже  Великого Храма (исп. Templo Mayor) находился  «Дом орлов» (см. также «Дом ягуаров»), где в мирное время ацтекские  военачальники могли выпить пенящегося шоколада, покурить хороших сигар и посоревноваться в поэзии. Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах (аст. teponaztli). Одна из наиболее распространённых тем (среди сохранившихся текстов) стихов — «жизнь — реальность или сон?» и возможность встречи с Создателем. 

Самая большая коллекция стихов была собрана Хуаном Баутистой де Помаром. Позже этот сборник был переведен на испанский учителем Леона-Портильи. Хуан Баутиста де Помар был правнуком Нецауалькойотля. Он говорил на языке науатль, но был воспитан как христианин, — и стихи своего деда записал латинскими символами. 

Ацтеки любили драму, однако ацтекский вариант  этого вида искусства было бы трудно назвать театром. Наиболее известные  жанры — представления с музыкой  и акробатическими выступлениями  и представления о богах.    
 
 
 

Информация о работе Ацте́ки