Афинский полис

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать основные особенности государственного устройства Афинского полиса.

Содержание

Введение 3-4
Глава I. Характер государства и общества Афин VI - V вв. до н.э..
Значение реформ Солона и Клисфена
5-9
Глава II. Институт гражданства и государственная структура Афин 10-14
Глава III. Экклесия (народное собрание): характер, периодичность,
организация, функции

15-17
Глава IV. Устройство судебной системы, компетенция судебных
Органов
18-19
Заключение 20-21
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

гос. учреждения.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

Введение 3-4
Глава I. Характер государства и общества Афин VI - V вв. до н.э..

              Значение реформ Солона и Клисфена

5-9
Глава II. Институт гражданства  и государственная структура  Афин 10-14
 Глава  III. Экклесия (народное собрание): характер, периодичность,

                  организация, функции  

              

15-17
Глава IV. Устройство судебной системы, компетенция судебных

                 Органов

18-19
Заключение 20-21
Список  источников и литературы 22
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

      Темой данной работы являются особенности  Афинского полиса. Важность данной темы определяется тем, что Афины  были наряду со Спартой одним из самых крупных и развитых в социально-экономическом

Отношении древнегреческих государств.

          Афинское государство, располагавшееся на п-ове Аттика, довольно быстро подчинило своему влиянию остальную Элладу.

Классический  путь формирования государственности  в Афинах привел к появлению там  и более сложной государственной  организации, выражавшей интересы непосредственного народовластия. Особенности государственного устройства Афин оказали большое внимание на формирование системы афинского права.

      Аттическая  область была захвачена группой  ионических племен в ходе общего дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию, установили более соседские отношения с подчиненными народами. Сложившееся в XI-X вв. до н. э. первоначальное объединение ионических племен носило характер общинной конфедерации, в которую вливались вначале три, потом четыре, пять и Т.д. племен. Поселения-центры четырех племен постепенно слились воедино вокруг древнего города Кекропии, ставшего затем Афинами по утвердившемуся культу богини.

        В социальном отношении каждое племя состояло из больших кланов, которые, в свою очередь, разделялись на 50-90 больших семей-родов.

         Управление племенами осуществлялось царями-басилеями, власть которых у ионийцев не была наследственной, и советом пританов в числе четырех (видимо, глав племен). Пританам принадлежала высшая судебная власть в полисе и право объявить военную мобилизацию. Особую роль играли главы семейств и кланов. К середине УН в. до н. э. аристократическое правление в Афинах приобрело вид организации раннегосударственного типа, где доминировала роль выборных должностных лиц, соподчинявших свои полномочия с советами знати.

      Первым  по значению был архонт-эпоним (называвшийся так потому, что его имя стояло во главе списка молодых людей, внесенных  в гражданский реестр в год его службы). Он устанавливал правила жизни полиса, считался «стражем семьи», контролировал соблюдение отцами семейств своих прав и обязанностей. На второе место был отодвинут басилевс-архонт: он выполнял жреческие религиозные обязанности на празднествах.

         Третьим архонтом был полемарх военачальник, ответственный за безопасность полиса (вместе с главным советом). Главные магистраты были подконтрольны Совету ареопага в части определения вообще возможности исполнять ту или другую функцию. Наиболее существенным признаком ранней государственной организации было, как видно, сочетание судебных и управленческих полномочий должностных лиц.

      Во  второй половине УН в. до н. э. В Афинах социально-политические противоречия знати и земледельческого населения, стремление воссоздать прежний романтизированный социальный уклад привели к учреждению тирании. С правлением тиранов, особенно наиболее известного Драконта (около 621 г. до н. э.), связывается появление в полисе писаного законодательства, направленного на стабилизацию общественного уклада.

         Однако экономическое развитие Афинского полиса, ее раннего государственный строй не мог не вызвать мощной волны недовольства и очередной смуты. Выходом из этой смуты в самом начале УI в. до н. э.

стали реформы Солона.

      Цель  данной работы состоит в том, чтобы  охарактеризовать основные особенности государственного устройства Афинского полиса.

 

Глава I.

Характер  государства и  общества Афин VI - V вв. до н.э..

Значение  реформ Солона и Клисфена 

      Начиная с УI века до н. э. В политическую жизнь афинского общества все более активно включался новый социальный элемент. Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI веках до н. Э., И особенно благоприятные природные условия самой Аттики (с ее небольшим земельным фондом и удобным для торговли местоположением) способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Боевую часть его составляли матросы многочисленного афинского флота. В отличие от аристократии все эти новые люди (а также крестьяне) называли себя «демосом» - «народом».

Демос находился в постоянной вражде с презиравшей его аристократией. Шаг за шагом вырывал он у нее политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия, а значит, и государство в его начальной, еще не завершенной форме.

      В 594 году до н. э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в «великую смуту». «Огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, - пишет греческий историк Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях», - собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, про пустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй»1.

      Оказавшись в столь сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись

на кандидатуре  поэта и политического деятеля  Солона. Было известно, что он не является «сообщником богатых в их преступлениях» и в то же время

«не угнетен нуждою».

Избранный архонтом, Солон был наделен чрезвычайными полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику «золотой середины».

      Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, - отпущены на свободу, а те, кто был продан за

границу, - выкуплены за счет государства.

          Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени.

      Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Одновременно с тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати опора ее власти - включались в общий гражданский оборот.

      Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но

архонтами и казначеями могли становиться  лишь представители первого разряда2.

Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.

      Третий  разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие феты - были зачислены в один четвертый и последний разряд. Первые два

разряда служили в коннице. Служба эта  требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд - тяжеловооруженные гоплиты пехотинцы сделались истинной славой афинского войска. Четвертый разряд, первоначально отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженную пехоту.

      Высшим  органом власти сделалось, по конституции Солона, афинское народное собрание. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя - суд присяжных заседателей.

         Совет четырехсот избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть

ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно3.

      В народном собрании участвовали все  разряды свободного населения, включая  фетов. Это было явной уступкой демосу. Зато выборы в совет четырехсот были в руках тех, кто распоряжался в старых племенах, то есть в руках родовой знати. Гелиэя с ее широким кругом участников учреждалась к большей выгоде демоса. Но оставался нетронутым ареопаг.

      Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.

      Борьба  между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Наконец через 90 лет после Солона, в 509 году до н. э., демократы, объединившись вокруг своего вождя Клисфена, наносят решающий удар по остаткам родового строя, мешавшим функционированию государства как такового.

      Реформа 509 года окончательно ликвидировала  старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение.

      Аттика  делилась на десять территориальных  «племен» (фил). Каждая

фила  состояла из трех частей - триттий. Одна из триттий должна была принадлежать к сельскохозяйственной равнине, где до того господствовала

знать (здесь были ее имения), другая - к  приморскому району, форпосту демократически настроенной матросской массы, третью составлял один из

кварталов столицы.

      В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан - ремесленников, купцов, матросов. Землевладельческая «равнина» была оттеснена на второй план. Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы - демы. Их было около ста. Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот - по 50 человек от каждой новой филы.

      В чем же значение реформы Клисфена? Почему ее называли так же,

как и  реформу Солона, «политической революцией»? Ответ на этот вопрос очевиден. Общественное развитие привело к сосредоточению богатств в руках значительного числа неродовитых граждан, составивших имущий класс Афин. Политическая власть должна была отныне служить их целям.

Родоплеменное деление препятствовало этому: в  органах родового строя господствовала родовая аристократия. Территориальное сокрушило это господство.

Вместе с тем окончательно разделение побеждает государство рабовладельцев - знатных и незнатных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Афинский полис