Афинский полис

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать основные особенности государственного устройства Афинского полиса.

Содержание

Введение 3-4
Глава I. Характер государства и общества Афин VI - V вв. до н.э..
Значение реформ Солона и Клисфена
5-9
Глава II. Институт гражданства и государственная структура Афин 10-14
Глава III. Экклесия (народное собрание): характер, периодичность,
организация, функции

15-17
Глава IV. Устройство судебной системы, компетенция судебных
Органов
18-19
Заключение 20-21
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

гос. учреждения.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Устройство  судебной системы, компетенция  судебных

органов

      Афинская демократия воплощалась не только в собственно политическом народовластии. На основе прямого волеизъявления народадемоса строилась и судебная система государства.

      Важнейшим институтом судебной организации было особое судебное собрание - гелиэйя (нередко ее неправильно называют судом присяжных).

Гелиэйя не была в прямом смысле судебным органом, это была форма привлечения афинских граждан к участию в суде и  в судебном контроле за

органами  власти и управления (в этом и  был смысл реформы Солона, при  котором якобы сформировался институт гелиэйи). Гелиэйю составляли 6 тыс.граждан (т.е. квалифицированное политическое большинство), выдвигаемых ежегодно от демов и назначаемых жребием. Единственным условием был повышенный возрастной ценз в 30 лет. Далее корпус гелиэйи разделялся на 10 коллегий (по 500 судей и по 100 запасных) с учетом строгого представительства фил. Заседали коллегии регулярно, причем позднее сложилась некоторая специализация коллегий по отдельным отраслям судебного контроля.

      Гелиэйя была и собственно судебной инстанцией, где решались уголовные и, в меньшей степени, гражданские дела по частным искам, и органом конституционного надзора за деятельностью народного собрания и должностных лиц. В ней проходила процедура докимасии должностных лиц в предварительном порядке, могли заслушиваться отчеты должностных лиц, если вставал в общей форме вопрос о преследовании их за злоупотребления.

          Гелиэйя была второй инстанцией, где рассматривались жалобы на решения других судов (кроме религиозных вопросов), особенно политические обвинения. И самое важное, здесь проходила процедура проверки законопроектов на их соответствие традиции и прежнему законодательству по иску граждан либо в порядке деятельности коллегии номофетов. Гелиэйя была вправе  осуждать, в случае преступлений, и на изгнание и на смертную казнь. Особенностью полномочий этого учреждения было то, что они носили по сути верховный характер: решение гелиэйи не могло быть ни обжаловано, ни приостановлено (даже священным вмешательством); она подконтрольна никаким другим институтам народовластия11.

      Традиционным  судебным органом оставался ареопаг. Ему были не были подсудны в основном религиозные дела, а также преступления, связанные с нарушениями священных устоев государства (в частности, дела о предумышленных убийствах, посягательствах на семейные и родовые отношения, неповиновении должностным лицам). Помимо суда, ареопаг сохранил и некоторые управленческие функции в отношении общенародных священных имуществ, организации культов, в сношениях религиозного характера с другими греческими государствами.

      Количественно основная масса судебных дел, а также  все судебные

дела, возникавшие с участием неполноправных граждан или неграждан Афин, находилась в компетенции специальных судебных установлении: а)

коллегии 51 эфета, образованной Драконтом в 521 г. до н. э. для рассмотрения главным образом дел уголовных и связанных с причинением

ущерба  личности; б) коллегии одиннадцати, созданной  для нарушителей общественного  порядка, захваченных полицией (ночных воров, грабителей, профессиональных преступников); ив) коллегии диэтетов, где слушались дела по имущественным спорам, выходившим за пределы компетенции самоуправления демов и фил.

          Все судебные органы (кроме ареопага) были регулярно обновляемыми и находились под постоянным контролем низового амоуправления как по своему составу, так и по процедуре разбора дел – преимущественно публичной. 

Заключение

     На  основе рассмотренного можно сделать  вывод, что Афинское государство  является классической демократией, приближенной к своему идеалу (если не брать во внимание тот нюанс, что она была рабовладельческой демократией).

      Само  слово демократия (demokrateia - правление  демоса) было неизвестно в период расцвета тех принципов и учреждений, которые связываются с ним. Демократией стал обозначать определенный тип государственного устройства только Аристотель в IV в. до н. Э. И делал он это далеко не с благожелательным отношением к такому устройству (политию, смешение разных типов организации власти, считал он более устойчивой). Главной ценностью политических установлении периода афинской демократии был полис, полисная организация, особая совокупность институтов. Полис - это, с точки зрения государственной организации, не территория, а сообщество людей, причисленных к нему; поэтому вовсе не нарушало идей народовластия, что далеко не все жители Аттики участвовали в государственной деятельности. Полис – верховная ценность и власть, единственный суверен; если интерес города меняется, он может разорвать договор, снять с себя обязательства - право подчинено авторитаризму города.

      Внутри  города - хозяин его демос; все органы управления, все должностные лица только получают полномочия от демоса и контролируются законом. Периодическая смена должностных лиц считалась едва ли не главным оплотом народовластия и свободы его граждан.

      Основными принципами свободного государственного устройства считались исономия (равенство  перед законом) и исегориа (равенство  вправе голоса). Собственно этими двумя началами и ограничивалось понимание демократии в античной Греции. Равенство в политических правах должно опираться на особый статус гражданина, который может как-то  противостоять всему сообществу. В Афинах до известной степени гарантиями такого статуса были признанная священной неприкосновенность жилища (каждый суверенен в своем доме, и никто из должностных лиц не вправе входить туда, устанавливать домашние порядки) и право эфесии – сопротивления противостоящим его интересам решениям магистратов. Граждане имели безусловное право участия в основных институтах власти и контроля за должностными лицами, причем построены они были так, что на жизни одного поколения практически каждый полноправный гражданин (если не было уж исключительных обстоятельств) непременно хоть раз участвовал в совете, в гелиэйе, в деятельности магистратов.

      Афинская  демократия могла существовать также  только при политике примитивного социализма. Публичный сектор экономики играл важную роль в доходах полиса, регулярные хлебные, денежные, земельные раздачи считались обязательной частью деятельности государства; более того, демос начинал только в этом видеть смысл и оправдание полиса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Список  источников и литературы 

1. Античная Греция: Проблемы развития полиса. – М., 1983.
2. Громаков, Б.С. История  рабовладельческого государства и  права (Афины и Спарта) / Б.С. Громаков. – М., 1986.
3. Кечекьян, С.Т. Государство  и право Древней Греции. / С.Т. Кечекьян. – М., 1963.
4. Древние цивилизации // Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. –  М., 1989.
5. Ковалев, С.И. История  Древнего мира. / С.И. Ковалев. – М., 1985.
6. Плутарх, Сравнительные  жизнеописания. Извлечения // Хрестоматия  по истории Древней Греции. -  М., 1984.

Информация о работе Афинский полис