Александр I, его внешняя и внутренняя политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы оценить Александра1 как политического деятеля. Поэтому мы должны в данной работе:

1.Выяснить, какие факторы влияли на формирование личности Александра1.

2.Оценить преобразовательный опыт первых лет правления.

3.Рассмотреть причины, которые способствовали изменениям в политике во второй период царствования Александра1 и саму внутриполитическую деятельность.

Содержание

1. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА 1 (1801—1805). 5

1.1 Формирование личности Александра 1. 5

1.2 Реформаторская деятельность Александра 1 7

2. М. М. СПЕРАНСКИЙ И АЛЕКСАНДР 1 13

3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 16

3.1 Внешняя политика до 1812 года. 16

3.2 Отечественная война 1812 г. 19

3.3 Борьба за освобождение Европы. «Священный Союз». 21

4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1815 — 1825 ГГ. 23

4.1 Изменения в политике. Рост правительственной реакции. 23

4.2 Аракчеев и Александр 1. 27

4.3 Тайные общества декабристов. 29

5. НЕУДАЧА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ АЛЕКСАНДРА 1. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

алексксандр 1.docx

— 60.99 Кб (Скачать)

 

Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет. Задачей  этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей»  — так выражена была эта задача в одной записи. Положено было предварительно изучить настоящее положение  империи, потом преобразовать отдельные  части администрации и эти  отдельные реформы завершить  «уложением установленным на основании  истинного народного духа». Начали с центрального управления.

 

Екатерина оставила незавершенным  здание центрального управления; создав сложный и стройный порядок местной  администрации и суда, она не дала правильных центральных учреждений с точно распределенными ведомствами. Внук продолжал работу бабки, но выведенная им вершина правительственного здания по духу и строю своему вышла непохожей  на корпус, не соответствовала своему фундаменту.

 

Собиравшийся по личному  усмотрению императрицы Екатерины  Государственный совет 30 марта 1801 г. заменен был постоянным учреждением, получившим название «Непременного  совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он был организован на скорую руку, состоял из 12 высших сановников без  разделения на департаменты.

 

Затем преобразованы были петровские коллегии, уже при Екатерине  утратившие свой первоначальный характер. Манифестом 8 сентября 1802 г. они преобразованы  были в восемь министерств. То были министерство иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного  просвещения с комитетом министров  для обсуждения дел, требующих общих  соображений. Прежние коллегии были подчинены министерствам или  вошли в новые министерства, как  их департаменты; главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром  вместо прежнего коллегиального присутствия; каждый министр был отчетен перед  Сенатом.

 

Такова была первая попытка  перестройки центрального управления, предпринятой новым императором. Одновременно с реформами административными  затронуты были и общественные отношения. Здесь также резко заявлено было направление, в каком предполагалось действовать; направление это состояло в уравнении всех общественных состояний  перед законом.

 

В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот, отмененных, как  мы видели, прежним императором в  их главных частях. Но в неофициальном  комитете император признавался, что  он против воли восстановил жалованную грамоту дворянству, потому что исключительность дарованных ею сословных прав была ему всегда противна.

 

Затронут был робко  щекотливый вопрос о крепостном праве. Рядом мер с начала царствования заявлено было намерение правительства  постепенно подготовить умы к  упразднению этого права. Так, в  правительственных периодических  изданиях запрещено было печатать публикации о продаже крестьян без земли.

 

С 1801 г. запрещена была раздача  населенных имений в частную собственность. 12 декабря 1801 г., в день рождения императора, обнародован был еще более  важный указ, предоставлявший лицам всех свободных состояний приобретать вне городов в собственность недвижимые имущества без крестьян; этим правом могли воспользоваться купцы, мещане, казенные крестьяне. Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, которое одно дотоле пользовалось правом приобретать землю в личную собственность.

 

Ободренные этим первым начинанием, некоторые свободомыслящие помещики возымели желание, вступая в соглашение со своими крепостными крестьянами, освобождать их на волю целыми селениями. Доселе не существовало закона о таком  массовом освобождении крестьян.

 

Сын екатерининского фельдмаршала граф Сергей Румянцев задумал отпустить  на волю 199 душ своих крестьян с  землей по добровольному соглашению с ними, но при этом он представил правительству проект общего закона о сделках помещиков с крепостными  крестьянами. Правительство приняло  этот проект, и 20 февраля 1803 г. издан  был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями  или отдельными семьями. Эти освобожденные  крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс  «свободных хлебопашцев».

 

Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право.

 

Серьезные меры для улучшения  положения крепостных крестьян были предприняты в эти годы лишь в  Прибалтийском крае. «Положениями», изданными для крестьян Лифляндской  иЭстляндской губерний в 1804 и 1805 гг., запрещалась  продажа крестьян без земли, крестьянам предоставлялись гражданские права, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды; крестьяне становились  наследственными владельцами своих  участков, размеры их повинностей  и платежей в пользу господ должны были определяться особыми комиссиями.

 

Больших успехов достигло в эти годы правительство на поприще  народного просвещения. Новоучрежденное  министерство народного просвещения  с состоящим при нем «главным правлением училищ» не только выработало, но, в значительной мере осуществило  план довольно широкого развития среднего и высшего образования. План этот, изложенный в указе 26-го января 1803 г. устанавливает четыре рода училищ: сельские приходские, уездные, губернские училища или гимназии (с очень  широкой программой преподавания), университеты.

 

Учреждение приходских училищ, отнесенное на местные средства и  предоставленное местной инициативе, не получило широкого развития; остальных  школ к 1805 г. было: 6 университетов, 42 гимназии (не считая польских и литовских  губерний и Прибалтийского края) и 405 уездных училищ.

 

В 1804 г. были открыты Харьковский  и Казанский университеты и педагогический институт в Петербурге, позже преобразованный  в университет; в Вильне был учрежден университет с польским языком преподавания, в Юрьеве (Дерпте) был немецкий университет. Вся Россия была разделена на 6 учебных  округов, с «попечителями» во главе. Фактическое руководство делом  народного просвещения (как и  цензура выходящих книг) было в  каждом округе предоставлено местному университету. Университетский устав 1804 г. предоставил широкую автономию  советам профессоров, которые выбирали ректора, деканов четырех факультетов  и профессоров на вакантные кафедры.

 

Начало XIX века характеризуется  быстрым культурным и политическим ростом русского общества. Издается масса  новых книг, преимущественно переводных экономических, политических, юридических  и философских трактатов. Развивается  русская литература (Карамзин, Жуковский, Крылов и др.), появляется ряд журналов разных направлений («Вестник Европы», «Журнал Российской Словесности», «Северный  Вестник»).

 

Таковы были первые опыты  перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху  преобразовательной деятельности Александра.

 

Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: недостаточно соглашались одни с  другими, велись чрезвычайно торопливо; так, новые центральные ведомства, министерства явились единоличными учреждениями, а руководимые ими  губернские учреждения сохранили прежний  коллегиальный строй. Затем последовали  известные внешние события, на некоторое  время отвлекшие императора от внутренних работ; то было участие в двух коалициях  против Франции — в 1805 г. в союзе  с Австрией, в 1806—1807 гг.— в союзе  с Пруссией.

 

 

 

2. М. М. СПЕРАНСКИЙ И  АЛЕКСАНДР 1

 

Во время войн против Франции  — в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806—1807 гг.— в союзе с Пруссией расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи  охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра; наблюдения, им собранные, поселили в нем недовольство окружающим.

 

Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора. Их места занял один человек М.М.Сперанский.

 

Сперанский (род. в 1772 г.) был  сыном сельского священника и  получил духовное образование, но затем  перешел на гражданскую службу; он отличался большим и ясным  умом, сильной и гибкой волей, необыкновенной трудоспособностью, большими познаниями, теоретическими и практическими, даром  слова, умением четко и ясно излагать свои мысли в письменной форме. В 1806 г. он стал известен Александру, и  после Тильзитского мира стал докладчиком  и советником государя по всем делам  управления и законодательства. Александр  поручил ему руководство Комиссией  составления законов, а также  дал ему поручение выработать общий план государственного преобразования. План Сперанского (законченный осенью 1809 г.) предусматривал три параллельных ряда учреждений — законодательных, судебных и исполнительных, или административных. Законодательный ряд образовали «думы» — волостные, уездные, губернские и государственная; волостная дума составлялась из земельных собственников  волости и из депутатов от казенных крестьян" (по одному от 500 душ); она  выбирала волостное правление и  депутатов в уездную думу; уездная  дума выбирала уездное правление  и депутатов в губернскую думу; губернская дума выбирала губернское правление и депутатов в Государственную  думу. Государственная Дума собирается ежегодно, рассматривает и одобряет вносимые правительством законопроекты  и государственный бюджет, делает представления о нуждах народа, об ответственности министров и  о распоряжениях властей, нарушающих основные («коренные») государственные  законы. Исполнительной властью являются правления — волостные, уездные  и губернские,— избираемые местными думами, а высшая исполнительная власть — министры — назначается государем. Судебную власть образуют волостные  суды (с третейским или мировым  характером), затем — уездные  и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие  с участием присяжных; высшую судебную инстанцию составляет Сенат, члены  которого избираются (пожизненно) Государственной  Думой и утверждаются императором. Для объединения и согласования действий высших государственных учреждений учреждается Государственный Совет, состоящий из высших государственных  сановников, по назначению монарха; он является совещательным учреждением, которое рассматривает новые  законодательные предположения  и финансовые мероприятия до их внесения в Государственную Думу, а также  наблюдает за исполнением законов  во всех областях государственного управления.

 

Александр одобрил в общем  план Сперанского и предполагал  начать его осуществление с 1810 года. Ввиду сложности и трудности  дела преобразование было начато сверху. 1 января 1810 г. было издано Образование  Государственного Совета. Государственный  Совет разделялся на четыре департамента: 1) законов, 2) военных дел, 3) дел гражданских  и духовных и 4) государственной экономии. Общее собрание составлялось из членов всех департаментов и из министров. Председательствовал сам государь или особое лицо, им назначенное. Совет  должен был рассматривать все  законы, уставы и важные мероприятия, и его решения представлялись на утверждение государя; «высочайше утвержденное мнение Государственного Совета» становилось законом.

 

В 1810—1811 гг. последовало преобразование министерств, учрежденных в 1802 г.; было учреждено новое министерство полиции, а министерство коммерции было упразднено; министерство внутренних дел должно было иметь «попечение о распространении  и поощрении земледелия и промышленности». Кроме министерств были учреждены «главные управления» — путей сообщения, ревизии государственных счетов (т. е. государственный контроль) и главное управление духовных дел иных (кроме православного) исповеданий. Министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты — на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех министров — комитет министров для обсуждения дел, касающихся различных министерств.

 

При составлении проекта  законодательного кодекса Сперанский имел в виду заимствовать некоторые  нормы французских гражданских  законов (так называемый Кодекс Наполеона), усматривая в них последнее слово  юридической науки. Однако преобразовательная деятельность Сперанского не получила дальнейшего развития и скоро  была прервана внешними и внутренними  обстоятельствами.

 

Во-первых, самое приближение  к царю Сперанского, в котором  высшие сановники государства видели «выскочку» и «поповского сына», вызывало против него зависть и вражду в «высшем свете» Петербурга.

 

Во-вторых, его французские  симпатии вызывали недовольство во всем русском обществе, которое проникалось  все более враждебным отношением к Наполеону и к Франции,—  и сам император Александр  чувствовал всю непрочность французского союза и предвидел неизбежность борьбы с Наполеоном в. недалеком  будущем. Всеобщее недовольство увеличивалось  продолжающимся расстройством государственных  финансов, которого финансовый план Сперанского  не мог остановить. В марте 1812 г. Сперанский был уволен со службы и выслан в  Нижний Новгород, а потом в Пермь (хотя, как он справедливо: писал  в своем оправдательном письме, все, что он делал, он делал с согласия Александра или даже по его поручению).

 

 

 

3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

 

3.1 Внешняя политика до 1812 года.

 

В самом начале царствования Александра был заключен мир, а затем  «конвенция о дружбе» с Великобританией (в июне 1801 г.).

 

В 1801 г. Грузия, спасаясь от натиска  Персии, просила русского императора принять ее в подданство и под  защиту России; Александр исполнил эту просьбу, и в 1804 г. Персия объявила России войну, которая продолжалась до 1813 г.

 

Скоро европейские события  привлекли и поглотили все  внимание Александра. Наполеон в 1802 г. объявил себя пожизненным консулом, а в 1804 г. императором французов; в то же время он непрерывно продолжал  захваты новых территорий в Италии и Германии, явно стремясь к гегемонии  в целой Европе. Когда в 1805 г. Австрия  решила выступить против французского завоевателя, Александр присоединился  к ней и начал войну с  Францией. Война пошла неудачно для  союзников, и при Аустерлице (в  Моравии) русские и австрийские  войска были наголову разбиты Наполеоном. Австрия вынуждена была заключить  мир, но Александр решил продолжать борьбу. В 1806 г. против Наполеона выступила  Пруссия, но в битвах при Иене и  Ауэрштете прусские войска потерпели  полное поражение, и Наполеон взял Берлин. Война была перенесена в Восточную  Пруссию; в кровопролитной битве  при Прей-сиш-Эйлау русские войска (под командой Бенигсена) отразили натиск Наполеона, но летом 1807 г. Наполеону  удалось разбить русских при  Фридланде, и русская армия, оставив  Пруссию, отступила на правый берег  Немана. Александр был вынужден склониться к миру; летом 1807 г. состоялось знаменитое свидание Наполеона с Александром  на Немане, два великих актера политической сцены очень искусно разыграли  свои роли, выражая чувства взаимного  уважения и симпатии, и заключили  не только мир, но и союз между собою. Наполеон, по просьбе своего нового друга, возвратил прусскому королю половину его владений. Из большей  части тех польских областей, которые  достались Пруссии при разделе  Речи Посполитой, было образовано «герцогство  Варшавское», под протекторатом  Наполеона и под номинальной  властью саксонского короля; Белостокская область была уступлена России. Александр  согласился принять «континентальную систему», т. е. прекратить торговлю с  Англией и прервать всякие сношения с ней.

 

В вознаграждение за дружбу (и за убытки, с нею связанные) Наполеон предоставил своему союзнику усиливаться за счет Турции и Швеции (последняя была в союзе с Англией). Война с Турцией началась еще  в 1806 г. и долго шла без решительных  результатов, хотя туркам приходилось  бороться на два фронта: отражать натиск русских войск и одновременно подавлять восстание сербов, которые  поднялись против турок под начальством  национального сербского героя  Кара-Георгия. Но в декабре 1811 г. вновь  назначенный главнокомандующий  генерал Кутузов одержал над  турками решительную победу при  Рущуке, и весною 1812 г. Турция должна была согласиться 1 на мир. По мирному  договору, заключенному в мае 1812г 1 в  Бухаресте, Турция уступила россии Бессарабию (границей между обоими государствами  становилась р. Прут 1 и левый берег  Дуная); «блистательная Порта дарует сербам прощение и обычную амнистию»; в нескольких сербских городах остаются турецкие гарнизоны, но Порта 1? предоставляет  сербам самим «управление внутренних дел 1 их»; таким образом Бухарестским трактатом было создано 1 автономное Сербское княжество.

Информация о работе Александр I, его внешняя и внутренняя политика