Александр II и его реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является, рассмотрение реформ Александра II и их влияния на все сферы жизни общества, а так же влияние на дальнейшее развитие России, как капиталистического государства. Для этого были поставлены следующие задачи: через личность и деятельность Александра II и взаимосвязи внутренней и внешней политики, раскрыть сущность реформ, выявить причины реформирования, дать характеристику изменений, которые произошли за время его царствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I
Личность Александра II……………………………………………………………………………………………..7
Первые годы царствования Александра II……………………………………………………………….9
Глава II
2.1 Предпосылки реформ……………………………………………………………………………………………….15
2.2 Отмена крепостного права……………………………………………………………………………………….18
Глава III Буржуазные реформы Александра II
3.1 Финансовая реформа……………………………………………………………………………………………....25
3.2 Земская реформа ……………………………………………………………………………………………………..28
3.2.1Городская реформа…………………………………………………………………………………………………32
3.3 Военная реформа………………………………………………………………………………………………………33
3.3.1 Перестройка комплектование армии……………………………………………………………………35
3.4 Судебная реформа…………………………………………………………………………………………………….41
3.5 Реформа полиции и тюремной системы………………………………………………………………….45
3.6 Реформы системы просвещения и цензуры…………………………………………………………….52
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………..55
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………..58

Работа содержит 1 файл

Курсовая по истории.docx

— 110.75 Кб (Скачать)

Второй  элемент реформы - отмена государственной кредитной монополии, что привело к созданию широкой сети коммерческих банков. Учреждение, помимо Госбанка, Крестьянского и Дворянского банков, также сети коммерческих банков отвечало потребностям капиталистического развития.

Третий  элемент реформы - изменение налоговой системы. Один из главных источников доходов был "питейный сбор". Он давал до 40% доходной части бюджета. Государство обычно продавало с аукциона право продажи водки откупщикам, которые вносили всю сумму в бюджет, а потом торговали водкой по монопольной цене в свою пользу и наживали огромные деньги. Винные откупа вызывали наибольшую ненависть народа. С 1863 г. винные откупа были упразднены и введена свободная торговля  водкой с уплатой акцизного сбора в казну. В дальнейшем (в конце XIX века) введена была вновь государственная монополия на водку, но с продажей ее в казенных лавках (без откупов). Упразднен также архаичный соляной налог. Подушная подать, которая бралась с мужских ревизских душ-крестьян и мещан (духовенство и дворянство были от нее освобождены), также была упразднена и заменена поземельным налогом для крестьян и землевладельцев и подоходным налогом для остальных налогоплательщиков. Таким образом, налоговая система также стала всесословной. Но основной доход все же давали не прямые, а косвенные налоги, которые ложились всей своей тяжестью на народные низы. Немалые средства извлекало государство и в виде натуральных повинностей (дорожной, гужевой и т. д.), распространявшихся также на крестьян.

Основные статьи расходов по государственному бюджету составляли затраты на содержание вооруженных  сил (свыше 35% бюджета), государственного аппарата, в том числе полиции, царского двора, уплату процентов по государственным долгам. Характерно, что расходы по Министерству просвещения в 1866 г. составляли всего лишь 1,6% госбюджета.

  Реформа банковской системы, изменение принципов финансовой политики связаны с именами М.Х.Рейтерна – министра финансов, Е.И.Ламанского,В.А. Татаринова – государственного финансового контролера и Н.А Милютина, вошедшего в комиссию по банковской реформе. В проведении нового финансового курса все они руководствовались здравым смыслом и точным расчетом. Главная особенность этого курса - активное вмешательство государства в экономику страны. С 60-х годов ХIХ в. правительство стало информировать общество о состоянии государственного бюджета, такие сведения раньше считались чуть ли не государственной тайной. Были уменьшены некоторые государственные расходы, созданы специальные акционерные общества, субсидировавшие строительство железных дорог и облегчившие финансовые обязательства государства.

Таким образом не допускалось  вмешательство зарубежных капиталистов в российскую экономику. Новым предприятиям тяжелой промышенности-машиностороительным, металлургическим (в частности, сталелетейным рельсовым), военным - предоставлялись государственные заказы на много лет вперед. Продукция этих предприятий покупалась по завышенным ценам, они получали высокие премии. Другими словами, государство всемерно поддерживало заводы и фабрики в период освоения ими передовых технологий, новой продукции. Кроме того, во время кризисов и хозяйственных затруднений банкам и предприятиям, оказавшимся на грани краха, была обеспечена финансовая помощь государства. Оно нередко выкупало их и перепродавало на льготных условиях новым хозяевам-капиталистам. Благодаря экономической и финансовой политике, проводимой правительством в годы Великих реформ, в России начал складываться государственный капитализм.

Но была и другая сторона  у взятого правительством внутриполитического  курса: финансовый кризис 1858-1859 гг стал настоящим бичом крестьянской реформы. Банк наживался благодаря поступавшим от крестьян платежам за полевые наделы. Выкупная операция очень быстро возвратила Государственному банку долги помещиков.

Все финансовые издержки правительства  покрывались за счет крестьянских платежей. В Российской империи быстро нашли источник компенсации государственных расходов – долготерпеливое русское крестьянство. Правительство не потратило ни копейки на проведение Великих реформ.

 

3.2 Земская реформа.

Вслед за аграрной и финансовой реформами в России были осуществлены и другие преобразования, прежде всего  в области местного самоуправления, необходимость которых была для  всех очевидна. Органы самоуправления в России имели сословный характер. Развитие рыночных отношений побуждало правительство провести реформы по созданию всесословных управленческих структур в целях превращения феодальной монархии в буржуазную, чтобы приспособить политический строй России к новым экономическим условиям. Одной из наиболее важных была земская реформа.

Проект земской реформы  разрабатывался комиссией, возглавляемой  сначала Н.А. Милютиным, а затем  П.А.Валуевым.

Инициатива власти в переустройстве уездных и губернских учреждений во многом отвечала требованиям времени: с одной стороны, общество предпочитало решать свои проблемы самостоятельно, без государевой опеки. С другой – государство теперь могло разгрузить административный аппарат, переложив  значительную часть дел на органы самоуправления.

Сложились различные мнения о том, как следует реорганизовать местные органы самоуправления. И  это не могло не отразится на  работе комиссии. Сложнее всего было определить, сколько власти доверить земству. Серьезные затруднения  возникли, когда сталкивались противоположные  точки зрения и членам комиссии не удавалось прийти  компромиссу. И  только личное вмешательство императора заставляло комиссию делать еще один шаг вперед.

Подобная ситуация возникла, когда комиссия Н.А. Милютина не могла два года выработать общего мнения о статусе земских учреждений: будут они завесить от  государственных органов или нет. Ответ на этот вопрос дала комиссия П.А. Валуева. Земства пользовались определенной самостоятельностью, но государство оставляло за собой право контроля над их деятельностью.

Разногласия также возникли когда коснулись вопроса о  представительстве различных сословий в земских учреждениях, а следовательно, и избирательной системы. Хотя правительство  заявило о том, что земские учреждения будут всесословными, комиссия П.А. Валуева стремилась сохранить за дворянством то значение, которое принадлежит ему на самом деле. В основу реформы был положен имущественный ценз, когда избирательный голос получает в сущности не человек, а его имущество. Тот , кто владеет имуществом, которое стоит меньше установленной законом суммы, не может участвовать в выборах. В начале 60-х владельцами самого ценного имущества – земли оставались дворяне, и реформа обеспечивала их приоритет в земских учреждениях. Корф предлагал отказаться от применения имущественного ценза среди крестьян и выбирать одного гласного от 4 тысяч сельских жителей. Н.А. Милютин предпринял попытку создать действительно всесословное представительство. Он настаивал на том, чтобы количество гласных определялось не на основании имущественного ценза, а по показателю численности населения. При этом он вводил ограничения,  которые не позволяли общему количеству гласных от городов превысить общее количество избранных от сельской местности, а количество гласных от помещиков – превысить количество остального сельского населения. Столкновение столь различных точек зрения поставило реформу на грань провала. И только под сильным нажимом Александра II Государственный совет принял ряд поправок, смягчивших проект Валуева. В таком виде документы были утверждены императором.

Земские учреждения-губернские и уездные собрания и управы-создавались  на основе свободных выборов, проводимых раз в три года. Все избиратели делились на три группы. Первая группа была исключительно сословной, крестьянской. Относительно этой группы общее правило  имущественного ценза не действовало. Вторая и третья объединяли избирателей  с различным имущественным положением: вторая – владельцев не менее 200 десятин  земли каждый, третья – недвижимого  имущества стоимостью от 500 до 3 тысяч  рублей. Как правило, во вторую группу входили дворяне-помещики, не имевшие  недвижимости в городе, а в третью – богатые горожане, прежде всего  купцы.

Первоначально избиралось земское  собрание уезда. Выборы в крестьянской группе были многоступенчатыми. Каждое сельское общество выбирало представителей на волостной сход. На сходе избирали выборщиков, и только последние выбирали гласных в уездное земское  собрание. Оно в свою очередь выбирало членов губернского земского собрания. И уездное и губернское собрания проводили заседания один раз  в год. На первых заседаниях избирались соответственно уездная и губернская управы и их председатели. Управы заседали постоянно и рассматривали текущие дела в перерывах между земскими собраниями.

После первых выборов в  уездные земские собрания на дворян приходилось 42 процента гласных, крестьян – 39 процентов, купцов – 11 процентов, духовенство – 6,5 процента.

В компетенцию земских  органов входили вопросы исключительно  экономические, а точнее хозяйственные. Земства ведали местными денежными и натуральными повинностями, имуществом, дорогами, больницами, вопросами народного образования, земской почтой, благотворительными учреждениями, обеспечением населениия продовольствием, страхованием, хозяйственным обеспечение тюрем.

Земства пользовались значительной самостоятельностью, но их деятельность контролировалась государством. Например, губернатор мог приостановить исполнение постановления земского собрания. В таком случае дело возвращалось на повторное рассмотрение. Последнее было вправе вновь принять то же постановление. Если действие этого постановления губернатор приостанавливал еще раз, то спор переносили в сенат, за которым было решающее слово.

Деятельность земств осложнялась из-за отсутствия у них принудительной власти: полиция им не подчинялась. Это не позволяло земствам эффективно контролировать проведение в жизнь своих решений. Реформа так и была задумана, как учреждения исключительно общественные, земства не допускались к государственному управлению. Им запрещалось предпринимать совместные действия даже во время эпидемий и голода, когда такие действия были необходимы. Не обладали земства полной финансовой самостоятельностью. Не могли они и создавать какие-либо объединяющие их органы наподобие общественного съезда.

Создание земских учреждений и их деятельность изменили жизненный  уклад российской провинции. Стали привычными земские школы, больницы, приюты. Земские учителя в школах обучали грамоте взрослых и детей. Врачи из благотворительных побуждений оставляли прибыльную городскую практику и возглавляли земские больницы в отдаленных деревнях. Земские юристы отстаивали права крестьян в суде. Возникли понятие земского уклада жизни с особыми чертами и правилами, собственными деятелями-земскими врачами, учителями, агрономами. Впервые в России проводилась перепись крестьянского населения, чем занималась земская статистика. Предоставление небольших денежных ссуд позволило земствам несколько ускорить достижение крестьянскими хозяйствами экономической независимости.

3.2.1Городская реформа

Вслед за земской реформой в стране была проведена и городская  реформа. В соответствии  с «Городовым положением» (1870) в 509 городах устанавливалась система городского выборного самоуправления. Взамен существовавших ранее сословных городских управлений в городах стала выбираться на четыре года городская дума, возглавляемая городской управой.

Городская реформа аналогична реформе земской: как та создавала  самоуправление для населения области, уезда, так «Городовое положение» (1870, 16 июня) дало населению городов местное  самоуправление, с правом ведать свое городское хозяйство и содействовать  развитию просвещения у себя в  городах. Городская дума из выборных гласных соответствовала уездному земскому собранию, городская управа (выбранная из среды гласных) —  земской управе. Предоставляя городам  устраивать свою жизнь собственными силами и средствами, правительство оставило за собой лишь право надзора, следя за тем, чтобы действия думы и управы не выходили из рамок предоставленных им прав («губернские по городским делам присутствия»).

          Городская реформа была проведена в том же духе, как главные реформы Александра II. Создавая всесословное управление, новый закон сближал отдельные классы городского населения и прежней сословной розни, противополагал общие интересы.

Избирательным правом обладали не все граждане, а только те, которые соответствовали достаточно высокому имущественному цензу: богатые домовладельцы, купцы, промышленники, банкиры, чиновники. В компетенцию городской думы и управы входили хозяйственные вопросы: благоустройство, охрана порядка, местная торговля, здравоохранение, образование, санитарная и противопожарная охрана населения.

 

 

 

3.3 Военная реформа Александра II

Военное управление подверглось также преобразованиям. Армия традиционно играла важную роль в общественно-политической жизни России.

 Под  военными реформами 1860-70-х годов  понимают преобразование вооруженных  сил России под руководством  военного министра Д.А.Милютина. Россия была разделена на пятнадцать  военных округов. Видоизменялись  военные учебные заведения и  военно-полевой суд (был принят  новый военно-судебный устав).

Уже в  начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.

Обращено  было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии  посредством реформ военных учебных  заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.

 В  январе 1874 года была провозглашена  всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по  этому поводу говорилось: “Защита  престола и Отечества есть  священная обязанность каждого  русского подданного….”. По новому  закону, призываются  все молодые  люди, достигшие 21 года, но правительство  каждый год определяет необходимое  число новобранцев, и  по  жребию  берет  из  призывников   только это число (обычно на  службу призывалось не более  20-25% призывников). Призыву не подлежали  единственный сын у родителей,  единственный  кормилец в семье,  а также, если старший брат  призывника отбывает или отбыл  службу. Взятые на службу числятся  в ней: в  сухопутных  войсках  15  лет: 6  лет в строю и  9 лет в запасе, во флоте - 7 лет  действительной службы и 3 года  в запасе. Для получивших начальное  образование  срок действительной  службы сокращается до 4-х лет,  окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию  -  до  полутора  лет, а имевших высшее  образование - до полугода.

Информация о работе Александр II и его реформы