Александр II и его реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является, рассмотрение реформ Александра II и их влияния на все сферы жизни общества, а так же влияние на дальнейшее развитие России, как капиталистического государства. Для этого были поставлены следующие задачи: через личность и деятельность Александра II и взаимосвязи внутренней и внешней политики, раскрыть сущность реформ, выявить причины реформирования, дать характеристику изменений, которые произошли за время его царствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I
Личность Александра II……………………………………………………………………………………………..7
Первые годы царствования Александра II……………………………………………………………….9
Глава II
2.1 Предпосылки реформ……………………………………………………………………………………………….15
2.2 Отмена крепостного права……………………………………………………………………………………….18
Глава III Буржуазные реформы Александра II
3.1 Финансовая реформа……………………………………………………………………………………………....25
3.2 Земская реформа ……………………………………………………………………………………………………..28
3.2.1Городская реформа…………………………………………………………………………………………………32
3.3 Военная реформа………………………………………………………………………………………………………33
3.3.1 Перестройка комплектование армии……………………………………………………………………35
3.4 Судебная реформа…………………………………………………………………………………………………….41
3.5 Реформа полиции и тюремной системы………………………………………………………………….45
3.6 Реформы системы просвещения и цензуры…………………………………………………………….52
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………..55
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………..58

Работа содержит 1 файл

Курсовая по истории.docx

— 110.75 Кб (Скачать)

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени  со значительным обученным резервом на случай войны.

Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом  этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. “Положение о военно-окружных управлениях”. На основании этого  “Положения” устроено первоначально  девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному  высочайшему усмотрению, главный  начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность  может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых  округах назначается еще помощник командующего войсками.

К концу XIX века численность русской армии  составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся.

В 60-е  годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к  западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные  войска. В течение 70-х годов в  основном завершилось техническое  перевооружение армии.

Забота  о защитниках Родины проявлялась  во всем, даже в мелочах. Допустим, более  ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой  ноги. Считалось, что при боевой тревоге  солдату некогда думать, какой  сапог надевать, на какую ногу.

Особое  отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой  получали от государства жалование  за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

 

3.3.1Перестройка комплектования армии

Д.А Милютин сумел доказать Александру II всю несправедливость сословной воинской повинности и необходимость отмены ее. Ведь воинскую повинность раньше несло только подданное сословие, т.е. крестьяне и мещане. Однако, чтобы убедить царя  ввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось не мало времени. Сначала по инициативе Милютина в 1862 г. была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава под председательством Государственного совета Н. И. Бахтина. В состав этой комиссии вошел ряд представителей Военного министерства во главе с генералом Ф. Л. Гейденом. Работа комиссии продвигалась крайне медленно.

Идея  равенства всех сословий для несения  этой тягчайшей воинской повинности нашла себе непримиримых противников  среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Крепостники всеми силами сопротивлялись  всесословной воинской повинности, которая заставила бы “благородное” дворянство отбывать ее наравне “с мужичьем”.

Наиболее  сильным нападкам подвергалось намерение  ликвидировать устаревшую рекрутскую систему комплектования армии.

Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности дворянства, отстаивали свою сословную неприкосновенность. Шувалов, например, предлагал держать  образованную молодежь в армии “отдельно  от войска”.

Даже  купцы негодовали на то, что нельзя будет откупиться деньгами от рекрутчины. В результате этого реформа, задуманная в 1862 г. Милютиным, которого поддерживал  великий князь  Константин Николаевич, была проведена только в 1874 г. Сильным  толчком к этому послужила  франко-прусская  война 1870 г. Пруссия, имя большую воинскую повинность, лучше устроенную армию, более развитых солдат, разгромила Францию.

7 ноября 1870 г. военный министр представил  записку “О главных основаниях  личной воинской повинности”,  одобренную императором. Через  10 дней для разработки  предложенных  мер “высочайшим повелением”  были созданы две комиссии: одна  – по уставу о воинской повинности, другая по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и  государственном ополчении. Председателем  обеих комиссий был назначен  начальник Главного штаба генерал  Гейден. Общее руководство их  работой возглавил Д.А. Милютин.  Комиссия о воинской повинности  была  подобрана из представителей  различных министерств и ведомств. На ее заседания приглашались  представители не только высшей  бюрократии, но и разных сословий  и отдельных групп населения.

Для более  квалифицированной подготовки различных  глав устава комиссия была разделена  на 4 отдела. Первый отдел разрабатывал вопрос о сроках службы и льготах  по отбыванию воинской повинности, второй – о возврате  призываемых на службу, третий – о денежных расходах по призыву, четвертый – о вольноопределяющихся и о военной замене.

Другая, так называемая  Организационная  комиссия, приступила к работе в  начале января 1871 г. Она состояла в  основном из военных и подразделялась на 9 отделов:1) об организации пехотных частей, служащих кадрами для формирования  в военное время резервных  и запасных войск; 2) об артиллерийских и инженерных частях; 3)  о кадрах гвардейских частей; 4) о кадрах кавалерии; 5) о порядке счисления и призыва  чинов запаса; 6) об интендантских  и артиллерийских запасах и обозах; 7)о казачьих войсках; 8)  об иррегулярных  милициях; 9) о государственном ополчении.

 В  1872 г. Организационная комиссия  была значительно усилена за  счет введения в ее состав  нескольких командующих военными  округами.

Представляют  определенный интерес  обсуждавшиеся  на заседании этой комиссии проблемы, связанные с возможностью применения в России территориальной системы. Как правило справедливо отмечает в своем исследовании М. Н. Осипова, эти вопросы вновь приобретают  актуальность в связи с проводимыми  в армии реформами.

Напомним, территориальная система  комплектования предусматривает  пополнение войск  личным составом за счет призывных  контингентов, прибывающих вблизи мест  дислокации воинских частей.

Такая система  облегчает отправку  призывников  в свои части, сокращает сопряженные  с этим расходы, позволяет привлекать  военнообязанных на военные сборы  с минимальным отрывом от производительного  труда и проводить отмобилизование  войск в наиболее короткие сроки. Вместе с тем  эта система при  недостатке  численности призывников  в районах дислокации воинских частей  затрудняет их укомплектование  необходимыми специалистами. Имеются и другие изъяны.

Организационная комиссия, признав невозможность  полного применения в России территориальной  системы, единодушно пришла к выводу: “В устройстве армии применить из начал территориальной системы  только то, что по условиям нашего отечества может быть с пользою применено, сохраняя возможность перемещения и сосредоточения войск, но допуская постоянное, из определенных районов, комплектование каждой части армии в мирное время и пополнение ее до военного состава, при  приведении на военное положение…”

Исходя  из этого, было решено по проекту Главного штаба разделить всю Европейскую  Россию на участки комплектования (на территории одного или нескольких уездов). Каждый участок должен был обеспечить комплектование не менее одного пехотного  полка, одного отдельного  батальона, двух батарей  артиллерии, одного эскадрона  кавалерии.

По завершении работы комиссии о воинской повинности Д. А. Милютина 19 января 1873 г.  представил в Государственный совет обширную записку, подобно освещавшую ход  ее деятельности. В качестве приложения к записке были представлены проекты  Устава о воинский повинности  и  Положения о государственном  ополчении. При обсуждении проекта  всесословной воинской повинности о  Государственном  совете развернулась ожесточенная и непримиримая борьба. Некоторые из членов совета  считали  эту реформу  преждевременной, другие требовали  привилегий для дворянства.

Наконец 1 января 1874 г. закон о воинской повинности был утвержден Александром II. По принятому положению воинской повинности подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте 21 – 40 лет.

В “общих основаниях” сказано, что “защита  отечества составляет священную  обязанность каждого русского гражданина”.

Нанимать  за себя охотников или откупиться деньгами было запрещено. Все достигшие 20 лет обязаны приписаться к  своему призывному участку и вынуть жребий. Лица, вынувшие номер, влекущий к зачислению на службу, поступал в  ряды войск, а прочие освобождались  раз и навсегда от обязанности  поступления на службу, но до 40 лет  зачислялись в государственное  ополчение.

Установление  обязательной воинской повинности, во-первых, возвысило звание воина, а во-вторых, привлекло в ряды армии значительное число лиц, принадлежавшим к высшим сословиям и  вообще получивших образование, тогда как по действовавшим законам  таковые лица прежде освобождались  от рекрутской повинности.

“Милютин  обратил дело защиты родины, - писал  А. Ф. Кони, - из суровой тяготы для  многих в высокий долг для всех и  из  единичного несчастья в  общую обязанность”.

Общий срок службы по новому закону устанавливался в  15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, на флоте  – 10 лет, из которых 7 приходилось на действительную службу и 3 года – в  запасе. Лица, окончившие учебные заведения, могли поступать вольноопределяющимися  на сокращенные сроки службы. Для  имеющих высшее образование срок службы устанавливался в 6 месяцев (14 лет  в запасе), для призывников с  начальным образованием – 4 года (в  запасе 11 лет). Допускались отсрочки до окончания образования и сокращение срока действительной службы.

В 1876 г. срок действительной службы был сокращен до 5 лет, позже он неоднократно изменялся  – то сокращался (до 3-4 лет), то увеличивался (до 5 лет).

От военной  службы освобождались только лица, имеющие физические недостатки. Льготы устанавливались также и по семейному  положению: не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы  семьи. По уставу запрещалась замена и найм.

В принципе обучения солдат предусматривалось, что  сила государства не в одной численности  войск, но и в нравственных и умственных качествах этого войска.

В армии  стали развивать солдат, обучать, возвышать нравственно. Были ограничены телесные наказания и кулачная расправа. Новый закон имел большое  значение и для повышения народного образования.

В рескрипте  Александра II, оценивавшем заслуги Д.А. Милютина, говорилось: “Проникнутый горячей заботливостью о пользе армии и общем благе государства, вы не смирились во  внесенном вами  в Государственный совет проекте к приумножению не только материальной, но преимущественно нравственной силы войска, а в то же время не упустил из виду необходимости ограждения других важных интересов: быта семейного, промышленности, торговле и искусстве, а в особенности просвещения во всех его степенях”.

Новый закон  оказал влияние  и на состав армии, сделав ее более молодою, вследствие сокращения действительной службы, и  однородною, по возрасту нижних чинов.

Введение  всесословной воинской повинности позволило  увеличить численность армии, создать  обученный резерв  до 550 тыс. человек, необходимый для развертывания  армии  в военное время, а также  способствовало превращению вооруженных  сил России в современную массовую армию.

В государственное  ополчение должны были зачисляться  лица, не проходившее вовсе военной  службы, а также и выслужившие  положенное число леи (действительной службы и запаса). Предельный  возраст  пребывания в ополчении устанавливался в 40 лет. Позже он был увеличен до 40 лет.

Вместе  с тем закон не был до конца  последователен. Значительная часть  “инородческого” населения устранялась  от воинской повинности (уроженцы Средней  Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера). Освобождались от призыва лица духовного звания,  менониты, отдельные группы колонистов, деятели науки и искусства.

  Характерно, что с каждым годом увеличивалось число лиц, которым были предоставлены отсрочки по образованию.

3.4 Судебная реформа (1864 г.) 

Структуру дореформенной  судебной системы составляли разнообразные  исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной.

Старый дореформенный  суд особо противоречил потребностям буржуазного развития страны. Во-первых, суд находился в полной зависимости  от администрации, которая вмешивалась  в решения судебных дел, носил  сугубо сословный характер (для каждого  сословия были свои судебные органы). Следствие  проводилось полицией, гласности  судебного процесса не существовало, равно и состязательности. В судах царили неописуемая волокита (дела тянулись многие годы), взяточничество и дикий произвол. Все это вызывало всеобщее недовольство существовавшей судебной системой.

Подготовка судебной реформы  началась еще в 1861 г. В ней участвовал ряд известных юристов (С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский, и др.). 20 ноября 1864 г. после рассмотрения в Государственном совете царь утвердил судебные уставы. Всего было введено в действие четыре акта:

1) Учреждения судебных установлений;

2) Устав уголовного судопроизводства;

3) Устав гражданского судопроизводства;

4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Сам порядок судопроизводства был перестроен на основе следующих  принципов равенства всех перед  законом и судом,  отделения  суда от администрации и осуществления  правосудия только судом, создания всесословного  суда, состязательности, несменяемости  судей и следователей, гласности,  устности, непосредственности, права  обвиняемого на защиту, прокурорского  надзора, выборности (мировых судей  и присяжных заседателей).  Введена  оценка доказательств по внутреннему  судейскому убеждению вместо системы  формальных доказательств.

Судебные уставы предусматривали  создание бессословных судебных учреждений двух типов - общих судов и мировых судов.

Информация о работе Александр II и его реформы