Александр Невский

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 23:12, реферат

Описание работы

Биография александра Невского.

Работа содержит 1 файл

Александр Невский.docx

— 29.33 Кб (Скачать)

Александр Невский

Ему приписывают  изречение «Не в силе Бог, а  в правде». По крайней мере, слова  эти можно считать девизом  его жизни. Когда силы были, он обрушивался  на врага всей своей мощью. Когда  их не было, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу  на поклон, чтобы тот не уничтожил  Русь, притом, что у него не было никаких  гарантий собственной безопасности, говоря современным языком. За подвиг терпения и выдержки он был причислен  к лику святых.

Александр родился  в семье князя Ярослава Всеволодовича  и княгини Феодосии, дочери князя  Мстислава Удатного (Удалого). Его  дедом был Всеволод Большое Гнездо. В 1236 г. Александр был посажен  на новгородское княжение, а в 1239 г. женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне.

Всеобщую славу  молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами. Побуждаемые  папскими посланиями, шведы предприняли  крестовый поход против Новгородской земли. По легенде, их командующий, будущий  правитель Швеции Ярл Биргер, вошел  на кораблях в Неву и отправил послание Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и  пленю твою землю». 

Биргер хотел  плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда по Волхову идти уже к Новгороду. Но Александр  сам выступил навстречу шведам. Его войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, внезапно напали на них и начали рубить топорами и мечами прежде чем шведы успели взять оружие. Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо: «…самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь». 

Считается, что  именно за эту победу князя стали  называть Невским. Но впервые это  имя встречается в источниках только с XIV в. Известно, что некоторые  потомки князя также носили имя  Невских, возможно, таким образом  за ними закреплялись владения в этой местности. Так или иначе, но сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью  берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские  земли. 

Александр вернулся в Новгород с великой славой, но в том же году рассорился с новгородцами и уехал в Переславль-Залесский. А вскоре над городом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля, а также заручившись поддержкой папской курии и давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель. Новгородцы вынуждены были обратиться за помощью к Александру. Князь немедленно пошел на немцев, захватил их крепость, гарнизон немецкий привел в Новгород, часть его отпустил на волю, а изменников – вожан и чудь – перевешал.

Потом он пошел  в Чудскую землю, во владения Ордена, войска которого наголову разбили один из русских отрядов. Когда Александр  узнал об этом, он отступил к Псковскому озеру и стал дожидаться неприятеля на льду, который был еще крепок. Утром 5 апреля 1242 г. началась знаменитая битва, известная в наших летописях  под названием Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от всех притязаний на русские земли, а также передавали Новгороду часть Латгалии. 

Александр должен был ехать во Владимир прощаться  с отцом, отправлявшимся в Орду. В  его отсутствие немецкие послы пришли в Новгород с поклоном и просьбой: «Что заняли мы мечом, Водь, Лугу, Псков, Летголу, от того всего отступаемся; сколько взяли людей ваших  в плен, тех готовы обменять: мы ваших  пустим, а вы наших пустите». Новгородцы согласились и помирились. 

Вскоре Александр  нанес поражение семи литовским  отрядам, нападавшим на северо-западные русские земли, отбил Торопец, захваченный  Литвой, уничтожил отряд у озера  Жизца, разгромил литовское ополчение  под Усвятом. 

Укрепив западные границы, Александр был вынужден полностью погрузиться в «дела  восточные». В 1243 г. хан Батый, правитель  западной части Золотой Орды, вручил ярлык великого князя Владимирского  на управление покоренными русскими землями отцу Александра – Ярославу Всеволодовичу. Великий хан монголов Гуюк призвал великого князя в  свою столицу Каракорум. Однако 30 сентября 1246 г. Ярослав неожиданно скончался  – по общепринятой версии, он был  отравлен. 

В 1247 г. к Александру обратился Батый: «Мне покорились многие народы, неужели ты один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сберечь землю  свою, то приходи поклониться мне, и увидишь честь и славу  царства моего». Понимая, что противостоять  монголам он не в состоянии, Александр  не пошел на конфликт и отправился в Монголию. Обычно суровый и высокомерный к побежденным, Батый принял Александра и его брата Андрея очень ласково. В летописи сказано, что хан, увидевши Александра, сказал своим вельможам: «Все, что мне говорили о нем, все  правда: нет подобного этому князю». По итогам переговоров Александр  получил Киев, а Андрей – Владимир. Правда, по возвращении Александр  не поехал в Киев, а остался княжить  в Новгороде, сохранив за собой и  отцовскую вотчину Переславль-Залесский. 

В 1252 г. Александр  отправился на Дон к сыну Батыя, Сартаку, который теперь управлял всеми делами ввиду старости отца. Сартаку он понравился еще больше, чем Батыю, между ними завязалась тесная дружба. А со своим братом Александр, наоборот, рассорился. Сартак утвердил Александра на Владимирском столе, а против Андрея послал войско, которое разбило его  рать. Андрей бежал в Новгород, но не был там принят и удалился в  Швецию. Татары захватили Переславль, убили его воеводу, взяли в  плен жителей и пошли назад  в Орду. Александр приехал княжить  во Владимир. Андрей также возвратился  на Русь, помирился с братом, а  тот помирил его с ханом  и дал в удел Суздаль. 

В дальнейшем вся  восточная политика Александра была направлена на то, чтобы обезопасить  Русь от новых монгольских нашествий. Пойдя на уступки и наладив  дипломатические отношения с  Ордой, Александр спас ослабленную  Русь от полного уничтожения. Для  этого он несколько раз выезжал  в Орду. Последний раз – в 1262 г., после волнений в суздальских  городах, где были перебиты ханские  баскаки и выгнаны татарские  купцы. Чтобы умилостивить хана, Александр  лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал князя подле  себя всю зиму и лето. Только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге заболел и умер в Городце. 

Незадолго до этого  римский папа Иннокентий IV предложил  ему принять католичество в обмен  на свою помощь в борьбе против монголов. Александр в самой категоричной форме отверг это предложение. Он был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. 

Во время его  погребения во владимирском монастыре  Рождества Богородицы 23 ноября 1263 г. произошло событие, о котором  в летописи сказано: «Чудо дивно  и памяти достойно». Когда тело святого  Александра положили в раку, эконом монастыря Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную  духовную грамоту. Святой князь, как  живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.

Почитание Александра Невского как святого началось задолго  до того, как он был канонизирован  Русской православной церковью в 1547 г. Там, где люди истово просили у  него чуда, оно непременно случалось. Святой вставал из гробницы и ободрял  соотечественников, например, накануне Куликовской битвы в 1380 г. 

В память о нем  в Петербурге построили монастырь, Александро-Невскую лавру, куда в 1724 г. по указу Петра Великого были перевезены его мощи. Петр также постановил отмечать его память 30 августа, в  день заключения победоносного мира со Швецией. 

В 1725 г. императрица  Екатерина I учредила орден святого  благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 г. и  был вторым по значимости после ордена святого всехвального апостола Андрея Первозванного. 

В СССР во время  войны, в 1942 г. был тоже учрежден орден  Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную  личную отвагу и обеспечение успешных действий своих частей. В советские  времена принято было вспоминать лишь ратные, а не духовные подвиги  князя.

Изречения, приписываемые  святому Александру Невскому

«Не в силе Бог, но в правде»  

«Вспомним Песнотворца, который сказал: “Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа  бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо”»   

«Жить, не преступая  чужих границ».  

«Суди, господи, обидящих меня и огради от борющихся  со мною, возьми оружие и щит и  встань на помощь мне».  

«Кто с мечом  к нам придет – от меча и погибнет».

(Александр Невский  почти дословно повторяет цитату  из Евангелия от Матфея, глава  26, стих 52. Согласно некоторым источникам, вернувшись после битвы в освобожденный  Псков, Александр Невский сказал  отпускаемым пленникам: «Идите  и скажите всем в чужих краях,  что Русь жива. Пусть без страха  жалуют к нам в гости. Но  если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля!». Впрочем, если быть точным, впервые слова эти произнес исполнявший роль Невского знаменитый актер Николай Черкасов на фоне декораций древнего Пскова в кинофильме «Александр Невский», снятом по сценарию Сергея Эйзенштейна и Петра Павловского. Согласно летописям, Князь обращался не к пленным, а к псковитянам и с другими речами).   

«О псковитяне! Если забудете Александра, если самые  отдаленные потомки мои не найдут у вас верного пристанища в  злополучъи: то вы будете примером неблагодарности». (Это не дословный, но по смыслу достаточно точный перевод старославянского текста, осуществленный Н.М. Карамзиным по летописи, сохранившейся в Синоде: «В лето 6750 (1242)… И тако клятвою извеща псковичем, глаголя: аще кто и  напоследи моих племенник прибежить  кто в печали или так приедет  к вам пожити, а не приимете, не почьстете его акы князя, то будете окаанни…»)   

«Чужой земли  не хотим, но и своей земли, ни одного клочка своей земли не отдадим  никому». (Слова, приписываемые Александру Невскому, процитированные Сталиным в политическом отчете XVI съезду ВКП(б): «Ни одной пяди чужой земли  не хотим. Но и своей земли, ни одного вершка своей земли не отдадим  никому».)    
 

Об Александре Невском  

«Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей» (иностранный посол, современник  Невского).  

«И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима». (из Жития Александра Невского)  

«Истину мне  сказали, что нет князя, подобного  ему». (хан Батый)  

«О таких сказал Исайя-пророк: “Князь хороший в странах – тих, приветлив, кроток, смиренен – и тем подобен богу”. Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и бог помогает, ибо бог не ангелов любит, но людей, в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое». (из Жития Александра Невского)  

Однажды пришли к Александру послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш  так говорит: “Слышали мы, что ты князь достойный и славный  и земля твоя велика. Потому и  прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших – Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе божьем”».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал  ему такой ответ: «От Адама  до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова и  до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова  до первого собора и седьмого – обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем».   

Митрополит же Кирилл говорил: “Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли  Суздальской!” Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и  все люди восклицали: “Уже погибаем!”  Святое же тело Александра понесли  к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые  и большие, встречали его в  Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном  одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля  содрогнулась. Положено же было тело его  в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия. (Из Жития Александра Невского)   

«Именно сегодня  полководческий опыт Александра Невского получает развитие при защите нашей  Родины. Александр Невский опередил свое время и добивался побед, во многом нарушая общепринятые каноны. В числе приемов, которые великий  князь использовал при ведении  сражений и которые приносили  ему победы можно вспомнить такие, как удар по самому слабому звену  противника, выгодное использование  погодных и географических условий, преследование разбитого неприятеля…» (бывший начальник Генштаба РФ Юрий Балуевский).   

Информация о работе Александр Невский