Американский структурализм. Дескриптивизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью в работе ставится осветить основные направления, этапы и методы анализа американского структурализма. В данной курсовой работе также будут подробно рассмотрены ведущие представители дескриптивной лингвистики и их вклады в лингвистическую науку.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Американский структурализм (дескриптивизм)…………………5

1.Определение, причины зарождения и направления американского структурализма (дескриптивизма)……………………………………………5
2.Этапы развития американского структурализма (дескриптивизма)……….6
3.Методы анализа в дескриптивизме…………………………………………...8
1.Синтаксический анализ или анализ по НС……………………………8
2.Трансформационный анализ………………………………………….10
3.Дистрибутивный анализ………………………………………………11
4.Основные положения дескриптивизма……………………………………..12
Глава 2. Ведущие представители американского структурализма……...14

1.Франц Боас……………………………………………………………………14
1.Биография Ф. Боаса…………………………………………………...14
2.Вклад в науку Ф. Боаса………………………………………………..14
2.Леонард Блумфилд…………………………………………………………...15
1.Биография Л. Блумфилда……………………………………………..15
2.Лингвистическая концепция Л. Блумфилда…………………………15
3.Вклад в науку………………………………………………………….16
3.Зеллиг Харрис………………………………………………………………...17
1.Биография З. Харриса…………………………………………………17
2.Вклад в науку………………………………………………………….17
4.Эдуард Сепир…………………………………………………………………18
1.Биография Э. Сепира………………………………………………….18
2.Лингвистическая концепция Э. Сепира..……………………………18
3.Вклад Э. Сепира……………………………………………………….19
5.Бенджамин Ли Уорф…………………………………………………………20
1.Биография……………………………………………………………...20
2.Гипотеза Сепира — Уорфа…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КР нов2.docx

— 59.03 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Тульский  государственный университет

Кафедра лингвистики и перевода 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине «История языкознания»

на тему:

«Американский структурализм. Дескриптивизм» 
 
 
 

Выполнила: ст. 5-го курса, гр. 830362на

Кононович А.А.

Проверила: доц. каф. ЛиП

Буряковская А.А. 
 
 
 
 
 
 

Тула, 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Американский структурализм (дескриптивизм)…………………5

  1. Определение, причины зарождения и направления американского структурализма (дескриптивизма)……………………………………………5
  2. Этапы развития американского структурализма (дескриптивизма)……….6
  3. Методы анализа в дескриптивизме…………………………………………...8
    1. Синтаксический анализ или анализ по НС……………………………8
    2. Трансформационный анализ………………………………………….10
    3. Дистрибутивный анализ………………………………………………11
  4. Основные положения дескриптивизма……………………………………..12

Глава 2. Ведущие представители  американского структурализма……...14

  1. Франц Боас……………………………………………………………………14
    1. Биография Ф. Боаса…………………………………………………...14
    2. Вклад в науку Ф. Боаса………………………………………………..14
  2. Леонард Блумфилд…………………………………………………………...15
    1. Биография Л. Блумфилда……………………………………………..15
    2. Лингвистическая концепция Л. Блумфилда…………………………15
    3. Вклад в науку………………………………………………………….16
  3. Зеллиг Харрис………………………………………………………………...17
    1. Биография З. Харриса…………………………………………………17
    2. Вклад в науку………………………………………………………….17
  4. Эдуард Сепир…………………………………………………………………18
    1. Биография Э. Сепира………………………………………………….18
    2. Лингвистическая концепция Э. Сепира..……………………………18
    3. Вклад Э. Сепира……………………………………………………….19
  5. Бенджамин Ли Уорф…………………………………………………………20
    1. Биография……………………………………………………………...20
    2. Гипотеза Сепира — Уорфа…………………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………….22

Список  литературы………………………………………………………………23 
 

Введение

     Широкое распространение в науке понятия  структуры обусловило возникновение  структурализма. В первой половины 20 века структурная лингвистика появилась благодаря более глубокому раскрытию физиологического механизма нервной деятельности и применению кибернетических принципов в разных областях человеческой деятельности.

     Для того чтобы понять важность американского  структурализма в лингвистике необходимо дать определение структурализму как  лингвистическому направлению. Структурализм  – это  интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Методологическим образцом для структурализма служит структурная лингвистика ХЪ.

     Ф. де Соссюр (1857–1913) считается основателем структурализма, поскольку именно он ввел различие между реальными актами речи и системой, которой человек овладевает при обучении языку. Исследуя язык как систему знаков, структурная лингвистика выявляет противопоставления, создающие значения, и правила комбинирования, управляющие построением языковых последовательностей.

     Обычно  в лингвистике выделяют четыре основных направления структурализма:

     1) Пражская лингвистическая школа, 

     2) Американский структурализм,

     3) Копенгагенская школа, 

     4) Лондонская лингвистическая школа. 

       Американский структурализм в лингвистике имеет несколько названий  и может обозначаться следующими терминами: Американская школа структурной лингвистики, Дескриптивная лингвистика и Дескриптивизм или Дистрибутивная лингвистика в связи с основным методом анализа, применяющимся исследователями.

     Несмотря  на то, что дескриптивная лингвистика в целом не отходит от структурального направления, она имеет множество особенностей, благодаря которым ее можно рассматривать как отдельное направление. По сравнению с другими направлениями лингвистического структурализма дескриптивная лингвистика имеет наиболее разработанную систему исследований и не прямо производится от выдвинутых Ф. де Соссюром теоретических положений. Американский структурализм в своем развитии проходил через европейские каноны и не зависел в полной мере от идей Ф. де Соссюра.

     Дескриптивная лингвистика основала школы, которые были достаточно близки к европейскому структурализму. Истоки этих школ восходят к антропологу и лингвисту Ф. Боасу (1858–1942), а также к его ученикам, основателям ведущих школ американской лингвистики 1920–1950-х годов, Л. Блумфилду (1887–1949) и Э. Сепиру (1884–1939).

     В отличие от других школ американский структурализм уделял большое внимание разработке методики лингвистического исследования, определению границ применения отдельных методов и приемов ХЪ.

     Тема  курсовой работы интересна и заслуживает  внимания, поскольку дескриптивисты путем эмпирического опыта описывали языки, в частности индейские. Они очень много сделали для описания конкретных языков, а также их разработка процедур фонологического и морфологического анализа внесла огромный вклад в развитие лингвистики как науки.

     Целью в работе ставится осветить основные направления, этапы и методы анализа  американского структурализма. В  данной курсовой работе также будут  подробно рассмотрены ведущие представители  дескриптивной лингвистики и  их вклады в лингвистическую науку. 
 
 
 
 

   Глава 1. Американский структурализм (дескриптивизм)

  1. Определение, причины зарождения и основные направления американского структурализма (дескриптивизма)

     В первой половине  20 века в США возникла дескриптивная лингвистика, которая очень активно развивалась как одно из направлений в структурализме. Работы Л. Блумфилда «Введение в изучение языка» и «Язык» наметили будущую программу дескриптивного направления. Позднее в книге З. Харриса «Методы структурной лингвистики» были изложены основные принципы дескриптивизма.

     Дескриптивная лингвистика является протестом против неадекватности традиционной  грамматики, ориентированной на описание латинского языка и языков Европы, и неприменимости сравнительно-исторического метода с его понятиями звуковых законов и изменений по отношению к многочисленным индейским языкам ХЪ, так как эти языки отличаются по типу от европейских языков и не имеют достаточно длительную ни письменную, ни бесписьменной традицию.

     В дескриптивной лингвистике можно выделить следующие отличия от других направлений структурализма:

    • Направленность на позитивистские и прагматические системы философии и психологию бихевиоризма,
    • продолжение полевых исследований америндских языков и апробация новых методов формального описания на их материале, а лишь затем на материале английского, испанского, тюркских, семитских языков,
    • решение прикладных задач по дешифровке текстов, языковой адаптации разнородных и многочисленных групп иммигрантов из Европы, Центральной и Южной Америки, Азии ХЪ.

     В американском структурализме обычно выделяют три разные группы или даже школы. Первая из них известна как Йельская школа. Теоретическая работа этой школы, особенно в 1940-х годах, была сосредоточена на дальнейшем творческом развитии идей Л. Блумфилда. Представители этой школы не принимали во внимание значения языковых форм, категории мышления и психики человека, поэтому характерной чертой Йельской школы является антипсихологизм и физикализм. Вторая школа известна как Энн-Арборская группа лингвистов, стремившихся объединить теоретические положения Э.Сепира и Л. Блумфилда. В отличие от Йельской школы здесь обращались к психологизму и рассмотрению языка как одного из видов человеческого поведения. Третья школа – это школа трансформационного анализа.

     Главную роль в формировании концепции дескриптивизма сыграла исследовательская практика ученых США, которые занимались изучением языков и культур американских индейцев. Эти языки могли описываться только синхронно, так как исследователи не имели никаких данных об их истории. Из-за большой разницы культур ученые не могли свободно овладеть изучаемым языком и должны были постоянно консультироваться с его носителем-информантом по вопросам членения текстов на слова. Непонятными для исследователей были многие грамматические и лексические значения. К тому же полученные знания о языках плохо сочетались с привычными представлениями об отображающемся в языке мире. В результате естественные и поэтому единственно возможные европоцентрические семантические модели утрачивали свой универсальный статус ХЪ. 

  1. Этапы развития американского структурализма (дескриптивизма)

     Американский  структурализм возник из-за практических потребностей изучения языков индейцев США. Применяя свои методы в изучении английского языка, а также и других индоевропейских, тюркских и семитских языков, дескриптивизм сохранял практическую направленность в установлении тесных связей с методикой преподавания языков. В развитии дескриптивной лингвистики обычно выделяют три этапа, связанных с научной деятельностью представителей этого направления.

     Первый  этап непосредственно связан с деятельностью  Ф. Боаса (1858 — 1942), поскольку истоками дескриптивной лингвистики обычно называют именно его работы. В большом теоретическом введении к коллективному «Руководству по языкам американских индейцев» он показывает непригодность выработанных на материале преимущественно индоевропейских языков научных принципов для изучения индейских языков. Эти языки имеют иные языковые категории и поскольку они не имеют прошлых этапов своего развития, к ним нельзя применить методы исторической интерпретации. По мнению Ф. Боаса, именно таким образом возникает необходимость создать объективный метод для изучения языков.

     Второй  этап развития американского структурализма открывает Леонард Блумфилд (1887 — 1949), который попытался создать эти объективные методы изучения языков, ориентировав их на положения «поведенческой» психологии или бихевиоризма. В своем теоретическом труде «Язык» он сформулировал принципы «механистической» лингвистики, которая делит процесс речевого общения на ряд физиологических стимулов и реакций и тем самым изучает речевое поведение человека. Таким образом,  на данном этапе Л. Блумфилд решает основные теоретические проблемы лингвистической науки и разрабатывает методику научного исследования.

     Третий  этап связан с последователями Л. Блумфилда, такими как, например, Зеллинг  Харрис, которые в большей степени сформулировали методы дескриптивной лингвистики. Они выдвинули и сам термин — «дескриптивная лингвистика». Дескриптивисты описывают формальные элементы структуры языка с помощью дистрибуции речевых черт, т.е. порядка их расположения. Для языковедов понятие языка тождественно понятию речи, которая в свою очередь является потоком организованных голосовых звуков и их комплексов. Однако на начальном этапе последователи Л. Блумфилда не уделяют должного внимания значению, которое, по их мнению, якобы привносит психологические, философские и внелингвистические элементы и тем самым нарушает классификационную ясность структурных черт речевых сигналов ХЪ.

     Но  именно 3. Харрис в последние годы своих исследований при описании речевых черт обращается к фактору значения.  

  1. Методы  анализа в дескриптивной  лингвистике

     Основное  внимание языковедов дескриптивного направления сосредоточено на разработке методики исследования. Дескриптивная лингвистика создала свою технику лингвистического описания и установила свои категории и рабочие приёмы.

Информация о работе Американский структурализм. Дескриптивизм