Анархический идеал будущего М. А. Бакунина и П.А. Кропоткина

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Анархизм окончательно сформировался в 1830–1840-е гг. – в борьбе и полемике с либерализмом и государственным социализмом. Если первый подчеркивал значение политической свободы гражданина (признавая необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства), то второй выступал за социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную государственную регламентацию.

Содержание

Введение…………………………………………………………..с.2

Анархический идеал будущего М. А. Бакунина…………....с.4

Анархический идеал будущего П.А. Кропоткина………......с.13

Заключение…………………………………………………….....с.23

Список используемой литературы…………….....................с.25

Работа содержит 1 файл

Анархия.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Что же противопоставлял теоретик анархизма юридическому закону? В этом пункте его программа расплывчата  и лишена концептуальной завершенности. Он выступал за абсолютную неприкосновенность и неотчуждаемость личной свободы  и обращал свой мысленный взор на “рациональное”, т.е. разумное, естественное, человеческое право, внутренний нравственный закон: “Необходимо проводить четкое различие между историческим, политическим и юридическим правом и рациональным, или просто человеческим правом. Первое правит миром вплоть до сего часа, заставив его смириться с кровавой несправедливостью и угнетением. Второе право станет орудием нашей эмансипации”.

Ополчаясь против права - привилегии, возникающей из насилия над людьми, Бакунин вслед  за многими социалистами в основу правовых отношений идеального общества положил труд. “Труд - основа достоинства человека и его права. Ибо лишь свободным разумным трудом творит человек цивилизованный мир, сам, как творец, отвоевывая у внешнего мира и у собственной животной природы свое человеческое естество и свое право”.

Свои мечты  о свободном безгосударственном обществе, основанном на социальной справедливости, об анархистской федерации, столь напоминающей прудоновский идеал, Бакунин надеялся осуществить посредством народного бунта, носящего массовый и в немалой мере стихийный характер. В этом особенность бакунинской тактики, специфика бакунинского направления в народническом движении.

Перед грядущим бунтом Бакунин ставил две задачи: в экономической сфере - социальная революция, в политической - разрушение государства. Все попытки бунтарей осуществить немедленно всеобщую социальную революцию без политики окончились неудачей и послужили горьким уроком для русских социалистов. Тем не менее, в “Прибавлении “А” к “Государственности и анархии”, полемизируя против Лаврова и программы “Вперед!”, Бакунин доказывал, что ставка на предварительное разъяснение идей социализма ошибочна, ибо народ имеет свой давно выношенный идеал.

“Первая и главная  черта - это всенародное убеждение, что земля, вся земля, принадлежит народу, орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственным трудом. Вторая столь же крупная черта, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно между лицами. Третья черта одинаковой важности с двумя предыдущими – это псевдосвободная автономия, общинное самоуправление и вследствие этого решительно враждебное отношение к государству”.

Надо добиться истинной социально-революционной  комбинации – соединить революционный  инстинкт мужика и идейностью интеллигенции, которая, “Проведя между общинами живой ток революционной мысли, воли и дела”, заинтересовав революцией “лучших крестьян”, сможет “поднять вдруг все деревни“. Задача интеллигенции - вызвать эти бунты, не ожидая, когда пропаганда социалистических идей приведет к благим результатам и сознание мужика окончательно просветится. В действительности бакунистам не удалось поднять не только “все деревни”, но хотя бы отдельные районы. Их волевые импульсы мало влияли на общинно - патриархальное сознание русского мужика. Лишь после Первой мировой войны, когда в России будет полыхать Гражданская война, на Украине развернётся армия анархиста Нестора Махно.  

Анархический  идеал будущего  П.А. Кропоткина   

Князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) родился в богатой аристократической семье,  которая вела свой род от князей Смоленских. Он поступил в Пажеский корпус, самое привилегированное учебное заведение в России, где, как лучший ученик, был назначен камер-пажем Александра II. Это открывало перспективу блестящей карьеры при дворе. Но чувство долга перед идеализируемым, обожаемым  народом, возникшее, у юного Кропоткина, как и у  других представителей образованных слоев общества, привело князя к другой судьбе.

Кропоткин поразил  петербургский высший свет и самого императора неординарностью своего выбора, записавшись в Амурское казачье войско. В Сибири он занялся научными исследованиями в области географии и биологии.  Скоро его имя стало известным в научных кругах. Авторитет молодого ученого был столь велик, что Российское Географическое общество предложило ему пост генерального секретаря. За что бы ни брался            Кропоткин, везде он демонстрировал блестящие дарования. Он хорошо рисовал и играл на  фортепьяно, владел многими иностранными языками, был знатоком истории.

При такой многосторонней одаренности он мог проявить себя во многих областях науки и искусства. Но делом его жизни стала революционная  анархическая деятельность. Совершив поездку за границу, Кропоткин под  впечатлением от опыта Парижской коммуны 1871 г. и от общения с бакунистами из Юрской федерации осознает себя анархистом.

В 1872—1874 гг. князь  активно участвовал в революционной  пропаганде кружка чайковцев и написал  программу кружка. В 1874 г. после ареста и заключения в Петропавловской крепости. Кропоткин сбегает из военного госпиталя за границу, где  за 40 лет стал признанным идеологом международного анархизма.

С началом Первой мировой войны Кропоткин выступил в поддержку Франции, Англии и  России против германского империализма, так как считал Францию центром мирового революционного движения, а Германию — оплотом реакции и милитаризма.

С восторгом, узнав  о Февральской революции, Кропоткин  вернулся в Россию в июне 1917 г. но к Октябрьской революции Кропоткин  отнесся неоднозначно, видя в неё  не только социально-экономические  преобразования, и узурпацию власти одной партией.

В эти годы князь участвовал в пропаганде идей федерализма, содействовал развитию кооперативного движения.

Опираясь на свой огромный авторитет среди революционеров, Петр Алексеевич вызволил немало людей  из застенков ЧК, протестовал против подчинения советов большевистским партийным комитетам, против разгрома новой властью кооперативного движения, против всесилия политической полиции и эскалации красного террора, против ликвидации свободной печати и уничтожения негосударственных издательств.

Кропоткин умер в феврале 1921 г. в Москве. В честь Кропоткина  названа станция московского метрополитена.   

В своем учении Кропоткин опирается, прежде всего, на традиции Просвещения и позитивизма. Мировоззрение Кропоткина в своих  принципиальнейших моментах довольно существенно отличается от бакунинского: Бакунин был в большей степени практическим деятелем анархического движения, а Кропоткин — признанным теоретиком. Бакунин делал акцент на разрушении всего, подавляющего личность, Кропоткин же, напротив, мыслил скорее созидательно, конструктивно; Бакунин подчеркивал существовавшие в обществе классовые противоречия, Кропоткин —общечеловеческое (общебиологическое) начало. Для Бакунина человек является преодолением и отрицанием мира природы, для Кропоткина — его органической частью.

Кропоткин предпринял основательную попытку обосновать анархизм как развернутое мировоззрение, основанное на научно - позитивистском фундаменте, как универсальную теорию, охватывающую самые разные отрасли знания: от точных наук до социологии и этики.

Рассмотрим некоторых аспекты мировоззрения Кропоткина, то каким он себе представлял будущее человечества, каким оно должно быть по его мнению. Во второй половине XIX века у Петра Алексеевича окончательно сложилось его анархистское видение социальных процессов и в значительной степени оформилась доктрина анархо-коммунизма.  

Кропоткин называл  анархию «мировоззрение основанное на механическом понимание явлений, охватывающее всю природу, включая  сюда и жизнь человеческих обществ».    

Кропоткин много  места в своей теории посвятил критике государственного устройства и насилия, которое реализуется в государстве. В значительной мере общество ответственно за те безнравственные асоциальные поступки, которые совершаются в его среде. Так считал Кропоткин. Преступления против личности и против собственности можно искоренить лишь при качественном переустройстве общества и естественном росте нравственных и социальных привычек. Частную собственность и возникшее для её защиты государство Кропоткин объявил не соответствующими природной сущности человека, культуре.

Но что же представляет собой человек, по мнению Кропоткина?   

«Человек есть часть природы, а его личная и  общественная жизнь есть так же явление  природы, как и рост цветка или  развитие общественной жизни у муравьев и пчел»,-  пишет он в работе «Современная наука и анархия».

Кропоткин представлял  общество будущего  

«в виде организма, в котором отношения между  отдельными его членами определяются не законами,…а взаимными соглашениями, свободно состоявшимися, равно как  и привычками и обычаями, также свободно признанными. Эти обычаи, однако, не должны застывать в своих формах и превращаться в нечто незыблемое под влиянием законов или суеверий. Они должны постоянно развиваться, применяясь к новым требованиям жизни, к прогрессу науки и изобретений и к развитию общественного идеала, все более разумного, все более возвышенного».  

Таким образом - никаких властей, которые навязывают другим свою волю, никакого владычества  человека над человеком, никакой  неподвижности в жизни, а вместо того - постоянное движение вперед, то более скорое, то замедленное, как бывает в жизни самой природы.

Каждому отдельному лицу предоставляется, таким образом, свобода действий.…Никакого навязывания  отдельному лицу, каких бы то ни было действий под угрозой общественного наказания или же сверхъестественного мистического возмездия: общество ничего не требует от отдельного лица, чего это лицо само не согласно добровольно в данное время исполнить.

Наряду с этим - полнейшее равенство в правах для всех.

Мы представляем себе общество равных, не допускающих в своей среде никакого принуждения; и, несмотря на такое отсутствие   

принуждения, мы нисколько не боимся, чтобы в обществе равных вредные обществу поступки отдельных  его членов могли бы принять угрожающие размеры. Общество людей свободных и равных сумеет лучше защитить себя от таких поступков, чем наши современные государства, которые поручают защиту общественной нравственности полиции, сыщикам, тюрьмам - т. е. университетам преступности, - тюремщикам, палачам и судам. В особенности сумеет оно предупреждать самую возможность противообщественных поступков путем воспитания и более тесного общения между людьми.

Ясно, что до сих пор нигде еще не существовало общества, которое применяло бы на деле эти основные положения. Чтобы общинная политическая революция могла восторжествовать, надо уметь провести одновременно революцию экономическую.

Свободная Община - такова политическая форма, которую  должна будет принять социальная революция.

Мы также считаем, что если не нужно центральное правительство, чтобы приказывать свободным общинам, если национальное правительство уничтожается, и единство страны достигается помощью свободной федерации общин, - в таком случае таким же лишним и вредным является и центральное городское управление. Дела, которые приходится решать внутри отдельной общины, даже в большом городе, в действительности гораздо менее сложны, интересы граждан менее разнообразны и противоположны, чем внутри страны, хотя бы она была не больше Швейцарии или одного из ее кантонов. Федеративный принцип, т. е. вольное объединение кварталов, промышленных союзов потребления и обмена и т. д., вполне достаточен, чтобы установить внутри общины согласие между производителями, потребителями и другими группам граждан.

Община сама должна произвести революцию в своих пределах в то же время, когда она будет освобождаться от центрального государства. И по мере того как выяснилось в умах это решение, стал развиваться новый идеал: анархия.

Полнейшее уничтожение  государства является в свою очередь исторически необходимым, потому что государство - это отрицание свободы и равенства;

Каждый народ, как бы мал он ни был, каждая община, а в общине все профессиональные, производительные и потребительные союзы должны иметь возможность  свободно устроиться, как они это понимают, поскольку они не угрожают своим соседям. То, что на политическом наречии называется "федерализмом" и "автономиею", еще не достаточно; это только слова, которые прикрывают власть централизованного государства.

Полнейшая независимость  общины, союз свободных общин и социальная революция внутри общины, т е. корпоративные группировки людей для производства, которые заменят государственную организацию существующего теперь общества, - вот идеал, который, как показал Бакунин, встает теперь перед на-

шею общественностью  по мере того, как мы выходим из мрака  прошедших веков. Человек начинает понимать, что он не будет совершенно свободен, пока в такой же степени  не будет свободно все вокруг него.

Кропоткину  видится единственным, рациональным исходом ассоциированный труд, при котором удается преодолеть недостатки как индивидуального, малопроизводительного, так и крупного, узкоспециализированного производства. При этом производственная ассоциация или община будет производить продукты не только для себя, или только для других, а для потребления всему обществу...

Кропоткин развивал идею о взаимопомощи, взаимоуважении, которое должно наполнять каждого  человека для гарантий его личной свободы. Центральное место в  анархистской теории Кропоткин уделяет  взаимопомощи, солидарности в обществе. Именно благодаря этим качествам общество сохраняет свою устойчивость и может рассчитывать на перспективу. Эти взгляды продолжают и развивают известную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов, наполняя её высоким гуманистическим содержанием.  

Кропоткиным, утверждает, что практика взаимной помощи и ее последовательное развитие "создали  самые условия развития общественной жизни, благодаря которым человек  смог развить свои ремесла и искусства, свою науку и свой разум". А  стремление людей к взаимной помощи разрушило железные законы государства.

Информация о работе Анархический идеал будущего М. А. Бакунина и П.А. Кропоткина