Анархический идеал будущего М. А. Бакунина и П.А. Кропоткина

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Анархизм окончательно сформировался в 1830–1840-е гг. – в борьбе и полемике с либерализмом и государственным социализмом. Если первый подчеркивал значение политической свободы гражданина (признавая необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства), то второй выступал за социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную государственную регламентацию.

Содержание

Введение…………………………………………………………..с.2

Анархический идеал будущего М. А. Бакунина…………....с.4

Анархический идеал будущего П.А. Кропоткина………......с.13

Заключение…………………………………………………….....с.23

Список используемой литературы…………….....................с.25

Работа содержит 1 файл

Анархия.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Взаимная помощь в обществе формирует этические, и нравственные законы, а через  них осуществляется прогресс человеческого  рода, и поэтому естественным является распространение ее "от первобытного рода к агломератам людей, все более и более обширным, пока, наконец, эти начала не охватят все человечество, без различия вер, языков и рас"          

Взаимная помощь и солидарность, по мнению Кропоткина, были и остаются главным фактором прогресса, средством к выживанию видов и инстинктивной основой человеческой нравственности.

В своей последней  работе «Этика» Кропоткин стремился  разработать учение о свободной  морали, независимой от санкций и  принуждений.

Для мировоззрения  Кропоткина характерна глубокая вера в природу и в народ, в их нерасторжимую связь, в неизбежность прогресса — несмотря на все помехи, создаваемые государством. В учении Кропоткина анархизм предстает не просто как тенденция в истории мысли, а как тенденция самой природной и общественной жизни, направленная к самоорганизации и гармонии на началах свободы и горизонтальной неиерархической координации.

Кропоткину представляется, что в результате стихийной народной революции произойдёт желанное разрушение государства несвободы. После чего собственность станет общим достоянием. Будет развито местное территориальное и производственное самоуправление анархических общин, в которых не будет единоличных правителей, но все вопросы будут решаться сообща. Многочисленные общины будущего анархического мироустройства будут заключать друг с другом различные договора, поддерживая между собой коммуникативные функции.

Излагая свою анархо-коммунистическую программу (сложившуюся приблизительно к 1880 г.), Кропоткин на передний план поставил личность и федеративный союз общин, объявил целью производства не прибыль, а удовлетворение потребностей человека, противопоставил идеям концентрации производства и разделения труда задачи децентрализации производства и интеграции труда. Все эти нововведения Кропоткин связывал с тенденциями современной мыслителю социальной жизни.

Коммунистический  принцип распределения по потребностям Кропоткин обосновывал общественным характером современного производства (и вытекающей из него невозможностью измерить личный вклад каждого работника в тот или иной продукт) и растущим, благодаря успехам науки и техники, изобилием продуктов.

Кропоткин находил  в окружающем мире ростки коммунизма и анархии - множество союзов и  ассоциаций, основанных (хотя бы отчасти) на негосударственных и небуржуазных принципах.

Это научные  общества, библиотеки, кооперативные  и муниципальные учреждения, страховые  союзы, артели, коммунальные службы.

Говоря о будущем  анархо-коммунистическом обществе, Кропоткин  так определяет основные приоритеты в экономической сфере:

— абсолютный примат потребления над производством;

— интеграция физического  и умственного труда (и соответствующее  этой идее «интегральное образование»);

— «довольство  для всех» (распределение по потребностям);

— совместная обработка  земли городскими и сельскими жителями;

— обобществление и плановость производства;

— прямой обмен  между городом и деревней;

— децентрализация  и разукрупнение промышленности;

—преодоление  уродливого деления народов на «промышленные» и «аграрные» при максимальном самообеспечении областей.

По мнению Кропоткина, всё это поможет сделать труд творческим, приятным и сократить  его до пяти часов в день, предоставив  людям обширный досуг для развития своей личности.

Говоря о замене государственно-эксплуататорского  строя строем вольных общин, основанным на солидарности и взаимопомощи, Кропоткин так формулировал сущность предложенных им мероприятий: «До сих пор политическая экономия знала только разделение труда; мы же настаиваем на его объединении; на том, что идеалом общества (то есть тем, к чему оно уже стремится) является такое общество, где каждый трудится физически и умственно; где способный к труду человек работает в поле и в мастерской; где каждая нация и каждая область, располагая разнообразием природных сил, сама производит и потребляет большую часть своих продуктов земледелия и промышленности».

Анархо-коммунистическое учение Кропоткина широко распространилось в конце XIX в. и скоро стало в  анархическом движении преобладающим, привлекая многих революционеров своей  «научностью», детальной разработанностью, наличием, как теоретического обоснования, так и конкретной программы действий. Хотя, критики анархизма вполне справедливым находили невозможность полнообъёмной реализации этого политического учения.    
 

Заключение    
 

Мы рассмотрели взгляды на будущее человеческого общества виднейших идеологов анархизма. Мы увидели истоки их мировоззрения и выяснили футурологическую специфику. Справедливое будущее мироустройство М. А. Бакунин и Кропоткин видели в массовом конгломерате «свободных общин», в которых все средства производства принадлежат не личностям, а коллективу. В такой форме известные анархисты видели возможность реализации стремления человека к личной свободе. Великие русские анархисты исходили из приоритета свободы; они далеко продвинулись в теоретическом решении проблемы свободы во взаимосвязи с равенством, справедливостью, солидарностью, взаимопомощью.

Итак, подведём итоги, обобщим вышесказанное.

Если М. Бакунин  осуществляет попытку синтеза антропологического и социального подходов в своей концепции освобождения общества и человека, то П. Кропоткин подводит естественноисторическую и этическую основу под эту концепцию. М. Бакунин путь реализации свободы сводит главным образом к устранению государства. Его идеал - общество, организованное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций. Важными составляющими такого общества выступают также равенство и справедливость для трудящихся, освобожденных от всякой эксплуатации.   

Если М. Бакунин лишь поставил вопрос об анархистской этике, то Кропоткин, прежде всего, занимался его разрешением. Решение проблемы свободы, таким образом, поднимается на более высокий уровень.

Основной предмет  философских размышлений Кропоткина  - взаимопомощь как основной фактор эволюционного развития всего живого. В рассуждениях Кропоткина доминируют методы естественных наук, индукция применяется к человеческим учреждениям.

Продолжая традицию французских энциклопедистов, он отождествляет  свободу с естественным состоянием социума, где царит взаимопомощь. И со своей позиции защищает теорию Дарвина от тех, кто воспринял «борьбу за существование» изложенную учёным, как правило, и руководство для всего

Соотношение государства  и человеческой солидарности у Бакунина аналогично соотношению государства и закона взаимопомощи у Кропоткина. Во многом сходятся и их представления о необходимости индивидуальной свободы в будущем обществе. Человек у М. Бакунина не растворяется в море социума, а у П. Кропоткина сам социум человечен (в моральном смысле) с самого начала. Важно уточнить, что высшее проявление нравственности связывается П. Кропоткиным именно со свободой, в отличие от простейшей нравственности, покоящейся на естественной взаимопомощи. Благодаря деятельности П. Кропоткина анархизм, получив своеобразное этическое обоснование.

Отметим, что  федеративный анархический идеал  не был реализован нигде в долгосрочном плане. Впрочем, работы идеологов анархизма представляют неподдельный интерес благодаря тому богатому материалу о современности, который отражается на их страницах. Их создали выдающиеся в своём роде люди.

Произведения  идеологов анархизма вошли в  антологию мировой политической мысли…    
 
 

Список  используемой литературы:  

Произведения

Анархизм: Сборник / Гос. публ. ист. б-ка России; Предисл.: Старостина Е.В. - М., 1999. - 241 с.

Бакунин М.А. “Государственность и анархия», М.,1989

Бакунин М. А.   Анархия - это свобода: [сборник]. М, 1991

Кропоткин П. А. Анархия: Сборник / Сост. и предисловие  Р. К. Баландина. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 576 с. - (Библиотека истории и культуры).

Кропоткин, П.А. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 864 с. - (Антология  мысли)

Кропоткин, П.А. Записки революционера / Послесл. и  примеч. Твардовской В.А. - М.: Мысль, 1990. - 527 с.

Кропоткин, П.А. "Этика" // Опыты. - М., 1990. - С. 248-270  

Книги    
 

Маркин, В.А. Петр Кропоткин. - Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1992. -302 с. - (Замечат. люди Сибири) Библиогр.: с.289-294.

Мартышин О.В. “История политических учений: эпохи свободной конкуренции и буржуазных революций”. Выпуск 2.М., 1996;

Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А. Бакунина. - М.: Наука, 1991. -319 с.

Пирумова Н. М.   Пётр Алексеевич Кропоткин,  М. 1972

Ударцев, С.Ф. Кропоткин. - М.: Юрид. лит., 1989. - 143 с - (Из истории полит. и правовой мысли)  

Статьи

Мидоянц, С.А. Безгосударственный социализм (М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин  об идеале общественного устройства) // Русская философская мысль в 80-х гг. XIX в. о будущем России. - М., 1990. - С. 90-116

Чайковский, Ю.В. Князь Кропоткин - революция и эволюция // Вопр. истории естествознания и техники. - М., 2003. - N 3. - С. 170-182

Информация о работе Анархический идеал будущего М. А. Бакунина и П.А. Кропоткина