Арабо-израильский конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Многие люди считают, что если бы 55 лет назад в мае 1948 в Палестине не было бы создано Еврейское государство, то не появился бы терроризм, не было бы страшных терактов 11 сентября и что вообще бы жизнь
Ближнего Востока сложилась бы лучше.
Практически вся история современного терроризма связана с Палестиной и с Арабским миром. Фактически все исламские организации ведут агрессивную политику против Израиля и ненавидят все страны, которые его поддерживают. Весь исламско-арабский мир ненавидит

Содержание

Предыстория конфликта
2. Первая арабо-израильская война и «Суэцкий кризис»
3. Война судного дня
4. Кемп-Девидские соглашения
5. Ливанская война
6. Мадридская конференция
7. Израильско-иорданский мирный договор
Вывод

Работа содержит 1 файл

Арабо-израильский конфликт.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Преемник  Насера А. Садат подвергся сильному внутри- и внешнеполитическому давлению. Он оказался не в состоянии достичь провозглашенного им скорого «освобождения» занятых Израилем египетских территорий. СССР, по-видимому, отказался принять на себя обязательство прямого военного вмешательства, что повлекло за собой демонстративное удаление советских военных специалистов из Египта (1972).

     Такое развитие событий было воспринято политическим и военным руководством Израиля  как симптом слабости, присущей арабскому  миру. Это привело к беспечности  и пренебрежению военным потенциалом противника. В условиях создавшегося политического застоя арабские лидеры опасались падения существующих в арабских странах режимов и решились развязать войну против Израиля.

     Расчеты арабов базировались на ряде предпосылок: 1) внезапность нападения, для которого был избран Иом-Киппур, когда жизнь во всем Израиле почти полностью замирает; 2) максимальная координация военных действий на двух фронтах и поддержка, обещанная всеми арабскими странами; 3) четко ограниченное военное задание: на южном фронте намечались переправа через канал и захват плацдарма на его восточном берегу. На северном фронте планировался захват плато Голан и продвижение к озеру Киннерет; 4) изменение международной политической конъюнктуры в пользу арабских стран в связи с ростом их экономической мощи и почти полной зависимости Западной Европы и Японии от арабской нефти. Было принято также во внимание ослабление политического влияния президента США Никсона.

     Северный  фронт. Сирийцы бросили в неожиданную  для Израиля атаку в полной синхронизации с наступлением египтян (см. ниже) три моторизованные и две бронетанковые дивизии, насчитывающие до 1200 танков и около 45 тыс. солдат. Путь им преграждали израильские укрепления на Голане, удерживаемые двумя бронетанковыми бригадами (около 180 танков и 4500 солдат). У сирийцев было более 300 самолетов советского производства. Преимущество сирийцев в воздухе основывалось, однако, на системе противовоздушной обороны — противовоздушных пушках и ракетах типа «Сам-2», «Сам-3» и «Сам-6». На 20 сирийских ракетных базах действовали 120 ракетных установок. Эта система, прикрывавшая атакующие дивизии, нанесла значительный урон израильской авиации, не ожидавшей встретить столь массированную оборону.

     Военно-воздушные  силы Израиля располагали 500 самолетами, среди которых было 100 «Фантомов» и 160 «Скайхоков». Однако израильская авиация вынуждена была действовать на двух фронтах — египетском и сирийском. На южном фронте ей предстояло отражать атаки египетских самолетов и прорываться сквозь систему противовоздушной обороны египтян, намного более сильную, чем сирийская.

     Атака сирийцев началась в два часа дня  в субботу, 6 октября. Ей предшествовал  и ее сопровождал сильнейший артиллерийский обстрел. Израильский гарнизон на горе Хермон, то есть на важнейшей стратегической позиции, был захвачен врасплох и уничтожен сирийскими десантниками, доставленными на вертолетах.

     Моторизованные  дивизии сирийцев вышли на линию  прекращения огня. Одновременно их бронетанковые дивизии атаковали  израильские позиции вдоль всей этой линии. Израильские силы были вынуждены отступить в центре, удерживая при этом позиции на гористых флангах. К утру 7 октября передовые части сирийцев дошли до южной границы Голанских высот, откуда виден Иордан, то есть почти до тех укреплений, которые они занимали до июня 1967 г. Здесь они были приостановлены. (На севере сирийцы почти не пересекли линии прекращения огня.)

     Атакующие сирийские танки и бронетранспортеры  наткнулись на заранее укрепленные  израильские позиции и попали под ураганный огонь с флангов. Потери атакующих сил были огромны. Около 800 сирийских танков подорвались на минных полях или пострадали от огня противотанковых орудий и бомбардировок с воздуха. Действия израильской авиация становились все более эффективными по мере того, как сирийцы, наступая, выходили из-под своего воздушного прикрытия. За 24 часа они потеряли около половины сил, брошенных в атаку. К этому времени начали прибывать мобилизованные израильские резервисты, и ситуация изменилась в пользу Израиля.

     Южный фронт. Египтяне начали наступление с артподготовки и воздушной атаки линии Бар-Лева (см. Х. Бар-Лев), созданной в начале 1969 г. во время Войны на истощение, которая велась тогда в основном средствами артиллерии. Постепенно эта линия расширялась, и к моменту Войны Судного дня она состояла из 40 укреплений, представлявших собой глубокие железобетонные бункеры, покрытые сверху песком (часть их, однако, была оставлена еще до Войны Судного дня). Кроме того в нее входила система из 20 укреплений второй линии, предназначенная для обеспечения глубины обороны. На линии Бар-Лева находилась неполная бригада резервистов в составе 600 человек и бронетанковая бригада, насчитывающая 240 танков. Помимо этого в Синае находилась еще одна бронетанковая бригада.

     С помощью специальных водяных  пушек египтяне пробили высокие  земляные насыпи, создав таким образом  проходы для переброски оборудования, используемого при наведении  мостов. Переправившись на восточный  берег канала, египетские пехотные подразделения укрепились в нескольких точках и атаковали израильские укрепления на линии Бар-Лева.

     Одновременно  египетские десантники провели ряд  отвлекающих маневров: нападение  на нефтедобывающие установки в  Абу-Рудайс, где они добились лишь частичного успеха, и атака в Шарм-аш-Шейхе, которая была полностью отбита. Египетские самолеты и десантники атаковали также израильские узлы связи в северном районе Синайского полуострова.

     Против  двух израильских бригад — одной  пехотной и одной бронетанковой, находившихся на линии Бар-Лева, — египтяне бросили три дивизии мотопехоты, распределив их между тремя участками, на которых происходило форсирование канала — южнее Кантары, севернее Исмаилии и южнее Горького озера. Вслед за ними на восточный берег канала переправились две египетские бронетанковые дивизии.

     Укрепления  в северном секторе линии Бар-Лева пали уже через несколько часов  после начала наступления. Южные  укрепления были окружены и отрезаны друг от друга, однако некоторым из них удалось продержаться почти  неделю. Через канал переправлялись танки-амфибии типа «Т-76», при помощи которых были наведены понтонные мосты и спущены на воду плоты.

     Израильская артиллерия обстреляла переправы, однако сама попала под ураганный огонь  египтян. Самолеты израильских вооруженных  сил бомбили наведенные мосты и плоты. Но и они несли значительные потери от противовоздушных ракет. Таким образом, ни артиллерия, ни авиация Израиля не были в состоянии остановить форсирование канала. Они могли лишь несколько замедлить переправу, но это достигалось ценой тяжелых потерь в танках и самолетах.

     Спустя 24 часа после начала наступления, на восточном берегу Суэцкого канала уже  находились три египетских дивизии, в которых насчитывалось 500 танков. По плану эти дивизии должны были сплошным фронтом пройти 32 км вглубь Синайского полуострова, вдоль всего канала. Однако в действительности египтянам нигде не удалось углубиться более чем на 4–5 км. Занятая ими площадь была недостаточна для эффективного маневрирования крупными силами. Между египетскими частями, занявшими позиции на восточном берегу канала, был разрыв — участок в центральном районе на северном берегу Горького озера, которому в недалеком будущем суждено было сыграть решающую роль.

     Контрнаступление. В Синай тем временем начали прибывать  израильские подкрепления, состоящие из частей резервистов. Израильская авиация продолжала атаковать противника, но было ясно, что на этот раз противовоздушная оборона египтян не позволит ей сыграть решающую роль, как было в 1967 г.

     Египетское  командование, помня уроки Шестидневной войны, понимало, что форсировать канал нельзя без так называемого «воздушного зонта», прикрывающего наземные силы. Египетская армия вела себя крайне осторожно и не решалась выйти из-под прикрытия своей авиации. Египетское командование полагало, что намного выгоднее на этом этапе позволить израильским танкам атаковать, чем бросать свои силы в прорыв. Дальнейшее наступление египтян намечалось позже, когда будет подтянута система противовоздушной обороны.

     8 октября израильские танки пошли  на штурм, который стоил им крайне дорого. В одной из таких атак погибла целая бронетанковая рота из синайской бригады, а 9 октября та же судьба постигла батальон, сражавшийся в районе Кантары. Однако благодаря этим атакам египтянам не удалось продвинуть свои передовые позиции вглубь Синая.

     На  сирийском фронте 8 и 9 октября израильские  войска перешли в контрнаступление. К вечеру 10 октября израильская  армия, получившая подкрепление, отбросила  врага за линии прекращения огня 1967 г., а 11 октября уже сражалась  с сирийцами и двумя иракскими дивизиями на территории Сирии. 12 октября израильтяне заставили противника, понесшего большие потери в людях и технике, отступить на линии своих основных укреплений по шоссе, ведущему к Дамаску. Большие потери понесли и иракские дивизии, прикрывавшие отступление сирийцев. 13 октября Израиль почувствовал себя уже достаточно сильным, чтобы начать переброску военных ресурсов на синайский фронт. В тот же день израильские войска прорвали сирийские укрепления в районе Саса, расположенном в 40 км от Дамаска. Однако по соображениям главным образом международно-политического характера наступление было приостановлено 17 октября, если не считать ожесточенной битвы за вершину Хермона, которую израильские силы отвоевали 22 октября.

     На  южном фронте египтяне пришли к выводу, что события развиваются в желательном для них направлении, и послали на передовые позиции 500 танков. 14 октября египетская армия впервые вышла из-под прикрытия своей системы обороны, опирающейся на противовоздушные и противотанковые ракетные комплексы, и немедленно поплатилась за это. Потеряв около 200 танков, египтяне были отброшены назад. Попытка египтян на следующий день возобновить танковое наступление также провалилась, хотя и Израиль понес тяжелые потери. Между тем на передовых позициях начала с обычной высокой эффективностью действовать израильская авиация, которой больше не угрожали ракеты типа «Сам». С этого момента египетская армия перешла к обороне.

     13 октября Соединенные Штаты пустили  в ход «воздушный мост», по  которому в Израиль начали поступать самолеты, военное снаряжение и противотанковое оружие. Советский воздушный мост начал действовать с 10 октября, а возможно, и раньше.

     Израильская атака началась вечером 15 октября  севернее Горького озера, где между  второй и третьей египетской армиями образовался незащищенный проход. В операции принимали участие три танковые бригады. Одной из них было поручено для отвлечения внимания противника вступить в бой с силами второй армии, расположенными на противоположной стороне прохода. Вторая бригада должна была прикрывать район переправы и выполнять работы по наведению мостов. И наконец, третья танковая бригада форсировала Суэцкий канал на этом участке. В районе прорыва разгорелся ожесточенный бой. Египтяне атаковали с двух сторон, но было уже слишком поздно, и они не могли помешать израильской армии укрепиться на западном берегу канала.

     На  египетскую сторону переправились  относительно небольшие израильские  силы. Они укрепились там и уничтожили множество батарей ракет типа «Сам». 17 октября туда переправилась целая бронетанковая бригада. Часть израильских сил повернула на север и начала наступать в направлении шоссе Исмаилия — Каир. Однако основной удар был направлен на юг. Закрепившиеся на небольшой территории израильские части представили серьезную угрозу для тыла третьей египетской армии, расположенной на восточном берегу канала, и для города Суэца. Они вывели из строя противовоздушные установки, находившиеся в этом районе.

     Соглашения  о прекращении огня. Резкое изменение  положения на фронте в пользу Израиля сразу же создало новую политическую ситуацию. Боясь полного разгрома арабских армий, СССР стал добиваться немедленного прекращения огня. Правительство США, в свою очередь, также хотело избежать полного поражения арабских стран как в интересах детанта в отношениях с СССР, так и из-за опасения, что советские вооруженные силы вмешаются в войну, чтобы спасти арабские столицы от захвата израильскими войсками. Правительство СССР пригласило 20 октября государственного секретаря США Генри Киссинджера в Москву; 21 октября обе сверхдержавы внесли в Совет Безопасности совместное предложение о немедленном прекращении огня. Предложение было принято единогласно (резолюция 338), и соглашение должно было вступить в силу 22 октября в 19 часов 52 минуты. Израиль и Египет приняли эту резолюцию, Сирия отклонила ее.

     Израильские силы на египетском берету канала остановили свое продвижение. Однако когда стало  ясно, что египтяне нарушили соглашение о прекращении огня, израильтяне  быстрыми темпами продолжили наступление. До 7 часов утра 24 октября израильские войска вышли к Рас-Адабис на берегу Суэцкого канала и перерезали шоссе, соединяющее город Суэц с Каиром, проникнув вглубь египетской территории на 20 миль от Суэцкого канала.

Информация о работе Арабо-израильский конфликт