Археология. Финно-угорские племена. Синташтинская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 00:18, контрольная работа

Описание работы

Археология средневековых финно-угров обширна по территории, разнообразна по археологическим комплексам. К началу средневековья финно-угорские народы обитали от северного моря до уральских гор, на западе и севере Сибири. Вступали в контакты с различными этносами: немцами, норманнами, славянами, тюрками. Отслеживается влияние этих народов на материальную культуру финно-угров. Средневековая история финно-угорских народов плохо освещена в письменных источниках, из-за этого археологические материалы приобретают особую ценность. Проблема формирования общности, этапов её развития и разделения уходит в более поздние эпохи бронзы и неолита и решённой не считается.

Содержание

ТЕСТ……………………………………………………………………………………………………..……3
Археология финно-угорских и пермских племен Восточной Европы эпохи средневековья……………………………………………………..………………………….….4
Самодийци ………………………………………………………………………..…..…..….……..4
Мордва, марийци, мурома …………………………….…………………….……....…….6
Коми-зырян, коми-пермяки, удмурты……………………………………….….……..8
Прибалтийские финны …………………………………………………….……………...….11
Венгры …………………………………………………………………………………………..……..14
Характеристика Синташтинской культуры ..………………………………………….16
Список литературы …………………

Работа содержит 1 файл

Археология.docx

— 47.60 Кб (Скачать)

Курганский  государственный университет

Кафедра всеобщей истории 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Археология» 

Вариант 2 
 

Выполнил: студент группы ИЗ-1011                   подпись                            /Сиротин Б.Б./ 
 

Проверил: доцент                                                   подпись                            /Маслюженко Д.Н./ 

Дата сдачи……………………………………………………………………

Дата рецензирования…………………………………………………

Оценка………………………………………………………………………… 
 
 

Курган 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ТЕСТ……………………………………………………………………………………………………..……3
  2. Археология финно-угорских и пермских племен Восточной Европы эпохи средневековья……………………………………………………..………………………….….4
    1. Самодийци ………………………………………………………………………..…..…..….……..4
    2. Мордва, марийци, мурома …………………………….…………………….……....…….6
    3. Коми-зырян, коми-пермяки, удмурты……………………………………….….……..8
    4. Прибалтийские финны …………………………………………………….……………...….11
    5. Венгры …………………………………………………………………………………………..……..14
  3. Характеристика Синташтинской культуры ..………………………………………….16
  4. Список литературы ………………………………………………………………………………..22

 

ТЕСТ

  1. Б
  2. Г
  3. Б
  4. А
  5. В
  6. Б
  7. Б
  8. Г
  9. А
  10. Б
  11. Б
  12. А
  13. Г
  14. Г
  15. А
  16. В
  17. Г
  18. Б
  19. Б
  20. Б
  21. Г
  22. А
  23. А
  24. В
  25. Г
  26. Б
  27. А
  28. Б
  29. А
  30. Г

 

Археология  финно-угорских и  пермских племен Восточной  Европы эпохи средневековья 

Археология средневековых  финно-угров обширна по территории, разнообразна по археологическим комплексам. К началу средневековья финно-угорские народы обитали от северного моря до уральских гор, на западе и севере Сибири. Вступали в контакты с различными этносами: немцами, норманнами, славянами, тюрками. Отслеживается влияние этих народов на материальную культуру финно-угров. Средневековая история финно-угорских народов плохо освещена в письменных источниках, из-за этого археологические материалы приобретают особую ценность. Проблема формирования общности, этапов её развития и разделения уходит в более поздние эпохи бронзы и неолита и решённой не считается.  

Самодийци.

На востоке территории финно-угорского мира как район  особой группы археологических культур угров и самодийцев, отмеченных рядом общих черт, выделяются Урал и лесная территория Западной Сибири. Во второй половине I – начале II тысячелетия н.э. в лесном Зауралье существовало несколько археологических культур, связанных с угорским этносом. Они выделены в основном по особенностям керамики и поэтому осторожно называются памятниками молчановского (VII – IX вв.), юдинского (X – XIII вв.) и макушинского (XIII – XIV вв.) типов. К позднему периоду (XIV – XVI вв.) относятся памятники туралинского типа. Памятники молчановского типа локализуются по среднему и нижнему течению р. Туры. Это городища, расположенные на мысах (Петровское, Ирбитское), они защищены валами и рвами. Жилищами служили прямоугольные полуземлянки площадью 30 – 50 м. Основной инвентарь – керамика. Характерными являются приземистые круглодонные сосуды, плечики которых украшены оттисками шнура, ямочными вдавлениями и оттисками гребенчатого штампа. Обнаружены железные ножи с прямоугольной спинкой, изделия из кости, костяные наконечники стрел с листовидным пером, железные прямоугольные пряжки, широко известные в Европе, медные скрученные браслеты, перстни и подвестки. 

Бассейн рек Туры и Тавды занимали памятники юдинской культуры, изученной по поселениям, городищам, грунтовым и курганным могильникам и жертвенным местам. Небольшие по площади городища укреплены валом с деревянной конструкцией в виде срубов. На Юдинском, Ликинском, Андреевском III городищах исследованы остатки крупных жилищ в виде полуземлянок. Известны и наземные конструкции трех типов: шатровые полуземлянки, наземные столбовые жилища и срубовые дома. Обнаружено несколько грунтовых могильников этой культуры. Людей погребали по обряду кремации и ингумации с остатками костров. В инвентаре много украшений: браслеты из серебра и бронзы, плоские, витые, круглые серьги, и височные подвески, бронзовые бубенчики, пронизки, зооморфные подвески. Юдинскую культуру связывают со средневековыми манси. 

К IX – XIII вв. в лесном Нижнем Прииртышье относяться памятники усть-ишимской культуры, представленные укреплёнными городищами, грунтовыми и курганными могильниками. Раскопки поселений производились в основном по Иртышу и в низовьях Тары: Новоягодное I, Белый Яр, Кипо-Кулары, Безымянное. Городища укреплены валами и рвами. На поселениях были жилища двух типов: полуземлянки и постройки шатровой конструкции с полом, деревянными стенками, которые крепились на опорных столбах, и входом в виде коридора. Погребальный обряд связан с земляными округлыми или овальными курганами. Хоронили по обряду трупоположения под курганной насыпью. В ногах у погребённых ставились глиняные сосуды, клались наконечники стрел, зооморфные и антропоморфные бляшки, железные ножи. В Притомье и Причулимье к началу II тысячелетия н.э. относятся поселения Усть-Киргизка и курганные могильники; Багандайка, Змеикинский и др. Материалы свидетельствуют о сложном процессе тюркизации местного населения и формирование западносибирских татар. Севернее самодийци не ассимилировавшиеся тюрками, а позже славянами, образовали народности ненцевэнцевнганасанселькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев. 
 

Мордва, марийцы, мурома.

В Прикамье и Верхнем и Среднем Поволжье археологические памятники рассматриваемого периода отождествляются с предками современных финских народов: мордвой (эрзы и мокша), марийцами, меря и исчезнушших мещере и мурали. 

Более ста лет изучаются могильники муромы на Оке. Были раскопаны могильники Кочкинский, Пятницуий в черте города Мурома. К X в. Относиться появление славян в землях муромы, и в дальнейшем мурома постепенно ассимилируется славянами. Средневековая история муромы изучена по могильникам. Известно два типа погребений: трупоположение в грунтовой яме и трупосожжение. Трупы сжигались на стороне на особых площадках или в кремационных ямах. Состав инвернтаря для обоих типов погребений один и тот же. Особенно примечательны женские украшения – от головного убора до обуви, отражавшие имущественное, семейноеи социальное положение женщины. Богатые женские погребения отличались инвентарём и захоронением с конем. Особым богатством инвентаря отличаются мужские погребения с конём. С набором производственных инструментов хоронили кузнецов, литейщиков. Почти по всех погребениях мужчин встречается оружие: железные наконечники стрел и копий, иногда мечи. Весьма показательны головной убор, пояс и украшения обуви муромских женщин. Они и являются основными признаками для определения этнической принадлежности. Головной убор состоял из жгутов, сделанных из конского волоса, кожи и бересты, сшитых в виде трубочки, а также венчиков, ремней, височных колец и накосников. Жгуты охватывали голову кругом. Венчики прикреплялись в лобной части или на темени. Этот сложный головной убор существовал у муромы до XI в. 

Отдельную группу образуют памятники финских племён рязанскоокской группы. Это грунтовые могильники, расположенные на территории от устья Москвы-реки до Касимовской возвышенности, где известны Борхинский, Вахинский, Константиновский, Кулаковский, Тырновский и другие могильники. Исследование их началось ещё в конце прошлого века. Это могильники  с трупосожжением и трупоположением с восточной ориентировкой. Отмечается группа погребений с северной ориентировкой, которая в средневековье была характерна для широкого круга финских племён. Различия касаются и инвентаря. Для трупосожжения с меридиональной ориентировкой характерны специфические шумящие подвески, входившие в состав нагрудных, поясных и головных украшений. 

Инвентарь погребений с восточной ориентировкой включает браслеты с утолщенными концами, витые шейные гривны, головной убор из рядов спиральных пронизок. Выделение двух комплексов погребений свидетельствует о появлении нового населения, судя по набору характерных украшений, это были балты, пришедшие с верховий Оки. 

В междуречье Оки, Волги и Суры расположены памятники средневековой мордвы. Это грунтовые могильники с северной и южной ориентировкой погребённых, селища, городища, в северной части территории известны курганы. Наиболее характерное украшение мордвы – височные привязки с грузиком и спиралью. Они изготавливались из серебра и бронзы, прикреплялись к головному убору или надевались на ухо. Этот тип украшений существовал с середины I тысячелетия н.э. до XII в. включительно. Ещё одним типично мордовским предметом является пряжка с круглым ажурным ажурным щитком и изображением конских голов. В их декоре круги и спирали – солярные символы. 

По Волге, в устье  Ветлуги и до Вятки на севере расположены  грунтовые могильники  и городища марийцев (средневековых черемисов). Для могильников V – XI вв. характерны три типа захоронений: ингумация, трупосожжение и кенотафы, представляющие собой захоронение завёрнутых в одежду вещей. В поздних могильниках XII – XIII вв. отмечается только трупоположение. Умершие погребались в грунтовых ямах без гробов, на подстилке из коры или войлока. Специфической чертой культуры является женский нагрудник в виде кожаной полосы, пришивавшийся к одежде на груди. К нему по сторонам подвешивались украшения – наборные проволочные и коньковые подвески. 

Коми-зыряне, коми-пермяки, удмурты.

Пермскую группу финно-угров составляют сформировавшиеся в средневековье коми-пермяки, коми-зыряне и удмурты. Во второй половине  I тысячелетия до н.э. в Вычегодском крае по р.Вычегде, Вишере, Печоре и в верховьях Мезени сформировалась ванвиздинская археологическая культура, изученная по поселениям и могильникам. Для неё характеры неукреплённые поселения с остатками наземных или слегка углублённых жилых прямоугольных домов, основу которых составлял низкий сруб. На площади жилищ обнаружены кострища. Раскопки могильников дали представление об обряде погребения. Хоронили в грунтовых ямах, в вытянутом положении на спине, головой на запад. Основным показателем и здесь является инвентарь женских погребений, состоящий в основном из бронзовых украшений женского костюма. В женских и мужских погребениях встречаются пояса с металлическими пряжками, накладками и наконечниками. В мужских погребениях находят ножи, мечи, кольчуги, золотые и серебряные пластины погребальных масок. Однако ванвиздинскую культуру отличает в основном керамический комплекс. Сосуды обычно круглодонные двух основных типов: крупные с невыделенной шейкой, предназначавшиеся для хранения продуктов, и сосуды для приготовления и употребления пищи. Края их венчиков утолщены и украшены оттисками пальцев. 

В бассейне р.Чепца  локализуются памятники удмуртской культуры IX – XV вв., известные под названием чепецкой культуры. Основным видом памятников являются городища, расположенные равномерно на береговых мысах (Индакар, Вальнар и др.). Для этой культуры характерны бревенчатые постройки с открытыми очагами и ямами-кладовыми внутри. В развитии культуры выделяются два этапа: первый датируется IX – началом XIII в., второй – XIII – XV вв. В материалах археологической культуры встречаются предметы кузнечного, меднолитейного, костерезного и керамического производства. Керамическая посуда изготавливалась вручную. Наиболее распространёнными были горшки с короткой шейкой. Материалы могильника Чемтай и других позволяют реконструировать одежду. Женским головным убором был своего рода кокошник из обтянутой материей бересты. На основу нашивался бисер, бляшки и бусы, прикреплялись шумящие украшения на цепочках или кожаных ремешках. 

В Верхнем Прикамье к середине I тысячелетия н.э. относятся памятники харино-ломоватовской культуры. К ранним памятникам этой культуры принадлежат Харинский могильник на Каме, Деменковский на р.Обве, Бурковский, Полудонский и Неволинский курганные могильники. По берегам Камы и её притоков зафиксировано много городищ, расположенных на высоких приречных мысах. В ходе раскопок Лаврятского городища обнаружены остатки бревенчатых наземных построек. В могильниках встречаются железные мечи с брусковидными перекрестиями, топоры, многочисленные изделия из кости, гребни, рукоятки ножей, ложки, совки, предметы конского снаряжения, женские украшения. Это кольце образные височные подвески, украшенные зернью полые металлические шары, шейные гривны и круглые в сечении браслеты. Считается, что культура сложилась в середине I тысячелетия н.э. в результате переселения в Верхнее Прикамье населения угорской языковой общности из южных районов Западной Сибири, имевшего обряд курганных захоронений. 

В IX в. складывается родановская куьтура (IX - XV вв.), названная по Родановскому городищу. Культура изучена по материалам раскопок на городищах Анюшкар, Искорское, Троицкое, Кудымкарское I и др. Жилища были наземными с глинобитными полами, основу стен составлял бревенчатый сруб с берестяным покрытием. Внутри помещения были нары. На территории поселения открыты следы железоделательного производства, обработки кости, рога, бронзолитейного производства и изготовления украшений. Глиняная посуда лепилась вручгую. По форме это высокие чаши и низкие горшки с округлоуплощённым дном. Родановская культура занимала ту же территорию, что и харино-ломатовская и являлась её дальнейшим развитием. 

Информация о работе Археология. Финно-угорские племена. Синташтинская культура