Археология. Финно-угорские племена. Синташтинская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 00:18, контрольная работа

Описание работы

Археология средневековых финно-угров обширна по территории, разнообразна по археологическим комплексам. К началу средневековья финно-угорские народы обитали от северного моря до уральских гор, на западе и севере Сибири. Вступали в контакты с различными этносами: немцами, норманнами, славянами, тюрками. Отслеживается влияние этих народов на материальную культуру финно-угров. Средневековая история финно-угорских народов плохо освещена в письменных источниках, из-за этого археологические материалы приобретают особую ценность. Проблема формирования общности, этапов её развития и разделения уходит в более поздние эпохи бронзы и неолита и решённой не считается.

Содержание

ТЕСТ……………………………………………………………………………………………………..……3
Археология финно-угорских и пермских племен Восточной Европы эпохи средневековья……………………………………………………..………………………….….4
Самодийци ………………………………………………………………………..…..…..….……..4
Мордва, марийци, мурома …………………………….…………………….……....…….6
Коми-зырян, коми-пермяки, удмурты……………………………………….….……..8
Прибалтийские финны …………………………………………………….……………...….11
Венгры …………………………………………………………………………………………..……..14
Характеристика Синташтинской культуры ..………………………………………….16
Список литературы …………………

Работа содержит 1 файл

Археология.docx

— 47.60 Кб (Скачать)

Прибалтийские финны.

Средневековые эсты, ливы, водь, ижора, весь и чудь, корелы составляли группу прибалтийских финнов. Среди различных теорий о происхождении этих народов наиболее аргументированной является точка зрения о том, что формирование прибалтийских финнов и их отделение от поволжских произошло во второй половине I тысчелетия до н.э. В конце I тысячелетия н.э. сформировался общебалтийский финский язык, просуществовавший до VIII в. н.э. Однако существует и другая теория, относящая формирование прибалтийско-финской общности к более раннему периоду и связывающая её с ареалом гребенчато-ямочной керамики III тысячелетия до н.э. 

Значительный материал получен по археологии средневековых  эстов в езультате раскопок городищ  в Тарту и Кививаре, Соонтана, Тырве, Коновере, Пада и др. На о.Сааремаа в Рандвере, Паю раскапывались  каменные могильники. Они представляют собой довольно крупные сооружения из валунных камней. Пристроенные друг к другу, такие ограды образуют могильнки длиной до 70м. Это коллективные усыпальницы. Кремация совершалась на стороне, а внутрь оградки ссыпались остатки трупосожжения. В более позднее время, в XII – XIV вв., распространяются грунтовые могильники с погребением по обряду трупоположения. Для ивентаря характерны нагрудные украшения в виде цепочки, булавки с крестообразной головкой, массивные уплощенные и витыет шейные гривны, ожерелья из бус и спиральные браслеты. На городищах открыты остатки наземных бревенчатых жилищ размером 3х5 и 5х7 м с земляными, дощатыми или каменными полами. Для поселения характерна лепная керамика с желтоватой поверхностью. 

К югу от территории эстов обитали средневековые  ливы. В ходе исследований установлено, что ливы в ряде случаев жили чересполосно с куршами. Хорошо исследовано поселение Кенте недалеко от Риги. Там выявлены жилища двух типов: наземные бревенчатые постройки и углублённые в землю полуземлянки, которые располагались вблизи оборонительного вала. Наземные жилища выявлены на неукреплённых поселениях ливов по остаткам очагов и развалам печеё. На берегу Даугавы были раскопаны могильники ливов Саласпилс и Лаукскола. Погребения совершались в грунтовых ямах головой на северо-запад. 

К востоку от эстов  была терртория племени водь (ещё  сто лет назад насчитывалось несколько тысяч представителей этой народности). На территории води раскопано несколько сотен курганов и жальников, которые исследователями делятся на три группы: погребения с многобусинными кольцами и другими украшения, характерными для финно-угров, погребения исключительно со славянскими украшениями и могильники северо-западной части Новгородской земли, где в погребениях встречаются как славянские, так и финно-угорские украшения. Исследование могильников показало, что средневековая водь занимала значительную территорию современной Новгородской области, Причудье, часть Ижорского плато. 

Слабо изучены археологические  памятник ижоры. Это могильники в  Гатчине, Усть-Рудицкий, у с.Гималово и Мишкино. Совсем не изучены поселения. В XI – XIV вв. ижора расселяется на запад на южное побережье Финского залива. Средневековая ижора проживала на территории Новгородской земли и выполняла сторожевую службу по охране рубежей. 

Средневековая корела занимала земли к западу от Ладожского озера (к северу от него жили саамы). Основным археологическим источником являются грунтовые могильники корелы, расположенные по берегам рек и озёр и не имеющих внешних признаков. Характерны погребения по обряду кремации в грунте на небольшой глубине с вещами: топорами, наконечниками копий, удилами, серпами, мотыгами и ножами. Из украшений известны шейные гривны, браслеты, фибулы и металлические накладки на пояса. Для культуры XII – XII вв. характерно трупоположение, часто в деревянном срубе. Из Северного Приладожья происходят карельские специфические фибулы с орнаментом в виде плетёнки или с изображением ветвистого растения. В XII – XIV вв. вокруг многих карельских поселений возникают каменные укрепления. Значительный материал получен в ходе раскопок городища Паасо недалеко от г. Сортавала. Городище было укреплено двумя валами, сложенными из камня. Здесь открыты остатки жилищ с каменными фундаментами. Такой тип жилищ характерен для культуры XII – XIV вв. В это же время в культуре корелы отмечается влияние новгородской традиции в ремесле, орнаменте, украшениях. 

Весь, или чудь, по славянским летописям, занимала значительную территорию от Белого моря до Онеги и Ладоги. Зафиксировано большое количество поселений и грунтовых могильников веси. Из них исследовано несколько могильников X – XII вв. с захоронениями по обряду ингумации. На ряде территорий известны и курганные погребения. Считается, что они заимствованы у славян и скандинавов. В курганах зафиксирован обряд трупосожжения, обнаружены нагрудные цепи, пряжки, трубчатые игольники из бронзы и железа, бронзовые бусы, зооморфные украшения в виде плоских прорезных подвесок-уточек, височные кольца, подвески-коньки и так называемые лунические подвески, пластинчатые кресало, наконечники стрел и детали поясного набора. 

Венгры.

Со средневековьем связано формирование ещё одного финно-угорского народа – венгров. В Паннонии венгры появились в конце IX в. Судя по языку, принадлежащему к угорской группе, первоначально они, вероятно, жили в Приуралье. Проблема прародины венгров не решена, существует несколько точек зрения: лесное Приуралье, Южное Приуралье, Поволжье, Заволжье. Для каждой из этих теорий имеются даказательства как «за», так и «против». В 20 – 30-х годах IX в. венгры появились в Леведии – территории в составе Хазарии, откуданачалось их продвижение в Паннонию. Эту территорию отождествляют то с Приднепровьем, то с Приуральем, то с Поволжьем, то с Подоньем. Перед монгольским завоеванием венгерский монах Юлиан путешествовал в Восточную Европу в поисках своих предков. Он нашёл венгров на р.Волге. Имеются некоторые археологические свидетельства в пользу территорий между Днепром и Доном. Имеются дишь отдельные весьма разнообразные археологические свидетельства о пребывании венгров в Подонье. Территорию Великой Венгрии конца I тысячелетия н.э. венгерские и советские учёные с большим основанием отождествляли с бассейном р.Белой. В то же время считается, что в это время население было уже смешанным и состояло из угров-мадьяр и тюркоязычного населения, с которым связывется бахмутинская культура в Башкирии. Наиболее изученными памятниками являются огромный Бирский могильник и городище. Важно, что захоронения в этом огромном могильнике производились на протяжении почти 500 лет. К ранним памятникам относятся погребения Бахмутинского и Каратамакского могильников. В погребениях V – VII вв. наблюдается преемственность в инвентаре и обряде погребения. В поздних погребениях много стеклянных бус (например, в Бирском могильнике найдены янтарные бусы), проволочных браслетов, есть круглые серьги из бронзовой и серебряной проволоки, фибулы-застёжки, обувные и поясные пряжки. В мужских погребениях найдены железные и костяные наконечники стрел, железные мечи. Весьма показательно, что бахмутинская культура прекратила своё существование в VIII в. 

В IX – X вв. по материалам Кушулевского мгильника установлено появление нового типа памятников. Вероятно, это было связано с уходом бахмутинских племён мадьяр с этой территории. Археологический комплекс бахмутинской и древнемадьярской культур имеет определённое сходство. Это неглубокие грунтовые захоронения с западной ориентировкой, в них имеются кости жертвенных лошадей, поясные ремни с подвесками, украшенными металлическими накладками. В Венгрии они звестны в могильниках Пербете, Яхомсаллаш. При этом все же необходимо учитывать, что между бахмутинской культурой и мадьярами на Дунае почти 200-летний перерыв, когда их культура растворяется в условиях совместного обитания со славянами, тюрками и печенегами.

 

Характеристика  Синташтинской культуры

Синташтинская культура объединяет группу археологических  памятников бронзовой эпохи. Находится  на правом берегу р. Синташты, левого притока  Тобола, на юге Челябинской области. Комплекс обнаружен в 1968 году экспедицией Уральского государственного университета. Исследования и раскопки велись Урало-Казахстанской археологической экспедицией под руководством В. Ф. Генинга и Г. Б. Здановича до 1986 года включительно. В работах по изучению Синташтинского комплекса принимали участие такие уральские археологи, как Л. Н. Корякова, В. И. Стефанов, Н. Б. Виноградов и др. Целенаправленное  исследование памятников синташтинской культуры производится с конца 1980-х-начала 1990-х гг. С самого начала своего исследования они привлекают к себе большое внимание специалистов, широко дискутируются материалы, социальные характеристики, этническая принадлежность и хронологическая позиция синташтинских археологических комплексов. 

Синташта считается  первым прото-индоиранским памятником, и создавшие его люди, по некоторым утверждениям, говорили на прото-индоиранском языке. Первоначально ученые предполагали, что индоиранцы обитали на востоке — в Азии, однако уже в XIX в. было доказано, что индоиранцы мигрировали с севера на территории современных Индии, Пакистана, Ирана, Афганистана и Средней Азии — не ранее второй половины II тыс. до н. э. Эти данные были получены при анализе уникальных произведений древнеиндийской литературы — Ригведы и Махабхараты, а также священной книги зороастрийской религии древних иранцев — Авесты. Так появилась гипотеза о том, что предки индоиранских народов обитали в древности где-то в Европе, может быть, в степях между Дунаем и Волгой или еще восточнее — вплоть до Урала, откуда они в отдаленные времена и двинулись на восток и юг, достигнув регионов, где их обитание зафиксировано письменными источниками. Исторические свидетельства об индоиранских племенах в Передней Азии были получены также в конце XIX в., когда началось интенсивное изучение богатых собраний клинописных текстов. Многочисленные свидетельства письменных источников об арийских племенах относятся по последним исследованиям ко времени конца II — начала I тыс. до н. э. Археологические источники фиксируют индоиранцев на востоке значительно позднее, уже в I тыс. до н. э. Археологические материалы культуры идентифицируют со сведениями письменных источников о социально-экономической структуре, религии и быте ранних индоиранцев. Эти усилия оказываются достаточно плодотворными и в общем, по-видимому, совершенно верно очерчивают область расселения древних ариев и тот круг памятников, который может быть с ними соотнесен. 

Укрепленное поселение  Синташта в значительной степени  разрушено изменившимся руслом реки. Имелось кольцо оборонительных сооружений, которые окружали сплошные кварталы крупных жилых построек. Площадь поселения 14,5-15 тыс. кв. м. На городищах синташтинской культуры деревянные части лежали в основе большинства конструкций, что в сочетании с масштабами сооружений указывает на способность общества в больших объемах заготавливать строевой лес, обрабатывать его и перевозить к месту строительства. Основу фортификационных сооружений составляли стена, сложенная из грунта и дерева, и ров. Сохранились два въезда в поселение: южный, обращенный к реке, северный — к храмово-погребальному комплексу и могильнику.  Мужские захоронения сопровождались погребением лошадей: положение их ног имитирует бег. На глиняной керамике встречается орнамент в виде свастики. На стояноке Кривое озеро обнаружена боевая колесница, датированная по костям лошади 2026 годом до н. э. Таким образом, носители синташтинской культуры использовали первые сохранившиеся колесницы в истории.  

Общество синташтинской  культуры обладало солидным уровнем  развития знания и абстрактного мышления, характер построек указывает на наличие  предварительного плана, возможно, макета, предварительной разметки площадки городища перед возведением домов  и стен.  Оно обладало также развитыми геометрическими знаниями. Строители создали систему отвода ливневых вод, по сути – ливневую канализацию, размещенную под деревянным настилом улиц, и в которой вода уходила в специальные ямы, пробивавшие водоупорный слой глины. Это указывает на длительную оседлость общества, при которой оно могло познакомится с вредом ливневых вод и выработать способы их отвода. Также общество обладало знаниями по гидрологии и геологии, если разработало систему отвода ливневых вод в подземные водоносные горизонты. Такое общество могло иметь орошаемое земледелие. Сооружение деревянных каркасов стен городища и домов указывает на умение скреплять между собой деревянные детали, что подразумевает наличие достаточно развитого плотницкого дела. Также на строительстве использовались плахи, что говорит о способности перерабатывать лес-кругляк в «пиломатериалы».  Учитывая, что глинобитные здания активнее всего возводились в Средней Азии, возможно, знакомство с такой строительной техникой указывает на тесные связи с населением этого региона. Использование глины указывает и на повышение устойчивости фортификации к штурму: создание сырцовой обкладки внешней оборонительной стены указывает на противодействие стенобитным орудиям, а глиняная обмазка – на противодействие зажигательным снарядам. Внешняя стена Синташтинского городища была сложена из сырцовых и обожженных глиняных блоков. По всей видимости, в арсенал строительных приемов населения этой культуры входило использование обожженного кирпича. В погребальных комплексах Синташтинского могильника использовалось строительство ложнокупольного перекрытия из сырцовых блоков.  

Синташкинская керамика самобытна. В эпоху бронзы можно  назвать немного археологических культур, которые могли бы сравниться с синташтинской по разнообразию орнаментальных мотивов, сложности и одновременно стандартности композиционного построения. Многокомпонентный характер формирования гончарных традиций в значительной мере определил синкретизм синташтинской системы орнаментизации, наиболее выразительно демонстрирующий начальный этап культурогенеза позднего бронзового века, вобравшей в себя каноны предшествующей эпохи и в тоже время отразившей становление нового комплекса культурных стереотипов. Несоменно, синташтинская орнаментация не появляется в готовом виде в результате переноса уже устоявшейся унифицированной системы, а является результатом синтеза и творческой переработки различных культурных компонентов, участвовавших в синташтинской культурогенезе. Свидетельством этого является удивительная динамичность выработки новых орнаментальных схем, нередко за счёт модификации стандартов предшевствующего времени. Творческая переработка наследия исходных культурных составляющих проявилась в поиске новых форм реализации семантических значимых элементов, некоторые из которых представлены в единичных случаях, не тиражируются, не имеют продолжения в культурах, наследующих синташтинские традиции гончарного производства.

Существуют региональные отличия в керамических коолекциях из синташтинских могильников, расположенных к востоку  и западу от Уральского хребта. Не смотря на локальные особенности, вся синташтинская серия Южного Урала демонстрирует относительную внутреннюю монолитность, что позволяет рассматривать её в рамках единой гончарной культурной традиции. В орнаментах синташтинской керамики использовались различные линии: горизонтальные, вертикальные, наклонные и ломанные, геометрические фигуры, крестообразные и ямочные оттиски, рельефные орнаменты и пиктографические знаки. В более чем половине случаев встречаются заштрихованные треугольники, на трети керамики прямые линии. Криволинейные элементы исключительно редки. Это волнистые линии, овы, спиральные завитки. Обычно для таких элементов типична дискретность, которая иногда достигается путём штриховки через определённый интервал.

К числу наиболее эффектных элементов синташтинского орнамента следует отнести разнообразные  углы, ромбы, спиральные завитки, овы, окаймлявшиеся «бахромой» из заштрихованных треугольников. Это очень сложные в структурном отношении элементы, образованные посредством сочетания более простых фигур.

Информация о работе Археология. Финно-угорские племена. Синташтинская культура