Августовские события 1991 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

Распад СССР – событие всемирно-исторического значения, многообразие сложных и противоречивых последствий которого еще не получило адекватного отражения в исторической науке. Между тем кризисное состояние современного российского социума диктует необходимость формирования реалистичного взгляда на действительность и анализа истоков существующих здесь проблем, что является обязательной предпосылкой их эффективного решения. Сказанное в полной мере относится и к сфере общественного сознания новой России.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1.Августовские события 1991 г..................................................................................5
1.1.Влияние на политические, социальные, национальные
процессы в стране..............................................................................................5
1.2.Приостановление деятельности КПСС.....................................................8
1.3.Распад СССР. Возникновение независимых государств. Образование Содружества Независимых Государств........................................................10
Заключение.................................................................................................................18
Используемая литература.........................................................................................20

Работа содержит 1 файл

Отечественная история.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

    1.3.Распад  СССР. Возникновение независимых государств. Образование Содружества Независимых Государств.

     В апреле-мае 1991 г. В Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу  о новом союзном договоре. Все  участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

     Публикация  и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М.С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписании временного договора сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых-обществоведов выступила с протестом против проекта договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

     В ночь на 19 августа президент СССР М.С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила  о невозможности М.С. Горбачева в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП – Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны Д.Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своей задачей преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

     Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б.Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

     22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б.Н. Ельцина,  как уже упоминалось ранее, приостанавливалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

     В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики. Восстановим более детально синхронизацию послеавгустовских событий:

     В конце сентября, цепляясь за власть, Горбачев образовал Политический консультативный  совет при президенте СССР, в который наряду с «центристами» - А. Яковлевым, Н. Петраковым, В. Бакатиным, Э. Шеварнадзе, Е. Велиховым вошли признанные радикалы – А. Собчак, Г. Попов, Е. Яковлев, Ю.Рыжов, которых еще полгода назад Горбачев числил среди своих злейших политических противников. Основные же усилия союзный президент сосредоточил на подготовке соглашения между республиками, сохранявшими желание войти в Союз Суверенных Государств.

     Соглашение  обсуждалось во время периодических  встреч Государственного Совета СССР, в который входили руководители республик. Последнее их совещание состоялось в середине ноября. На нем обсуждалось три варианта будущего Союза:

    1. Союз суверенных государств, не имеющий вообще централизованной государственной связи;
    2. Союз с федеративной или конфедеративной формой государственной связи;
    3. Союз, выполняющий некоторые государственные функции, но без статуса государства и названия.

     В конце концов, участники сошлись в том, что должен быть создан Союз Суверенных Государств – конфедеративное государство, выполняющее делегированные ему государствами – участниками договора функции. В Б.Ельцин, Н. Назарбаев, С. Шушкевич, А. Акаев, другие лидеры республик выразили твердую уверенность, что соглашение будет подписано.

     Особую  позицию заняла одна Украина: ее глава Л. Кравчук заявил, что до проведения общереспубликанского референдума по вопросу о государственном статусе республики, намеченного на 1 декабря, он не будет участвовать в договорном процессе. Горбачев ответил, что «не мыслит» Союза без Украины, и Государственный Совет решил дожидаться ее возвращения за стол переговоров.

     Референдум  на Украине принес результаты, прямо  противоположные итогам мартовского  референдума: если в марте 70% украинских избирателей проголосовали за сохранение СССР, то полгода спустя такое же количество избирателей высказалось уже за полную независимость Украины. Л. Кравчук, избранный первого декабря президентом Украины, заявил, что «лидер должен подчиняться выбору народа» и что о его участии в подписании союзного договора не может быть и речи. М. Горбачев, сознавая в полной мере смысл украинского референдума, 3 декабря в обращении ко всем республиканским парламентам в отчаянии взывал предотвратить распад СССР, грозивший неизбежно «национальными, межреспубликанскими столкновениями, даже войнами». Республики остались глухи к голосу советского президента.

     Одновременно  с Горбачевым, но совершенно иначе, чем он, отреагировал на украинский референдум Ельцин. В своем заявлении  он декларировал признание Россией независимости Украины и провозгласил, что отношения между ними будут строиться на началах «нового партнерства», как между «двумя суверенными государствами Европы». Украинский референдум, позиция России и, как вскоре выяснилось, Белоруссии поставили крест на процессе заключения союзного договора под эгидой Горбачева.

     8 декабря во время встречи в  Белоруссии, проведенной втайне от советского президента, лидеры трех славянских республик заключили сепаратное межгосударственное соглашение, в котором говорилось: «Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины, отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образование независимых государств  стал реальным фактом... заявлением об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 года подписано соглашение». В заявлении трех руководителей  отмечалось, что «Содружество Независимых Государств в составе Республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств – членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения».

     Центральноазиатские республики и Казахстан уже через  несколько дней изъявили готовность присоединиться к Содружеству. Горбачев отреагировал на новый и неожиданный для него политический поворот драматическим заявлением: «На смену длительному и трудному историческому процессу формирования единой страны приходит процесс ее разъединения, расчленения». Вместе с тем он изъявил готовность участвовать в процессе формирования нового межгосударственного альянса. Но республики от его услуг отказались почти демонстративно. 21 декабря на встрече в Алма-Ате, на которую советский президент даже не был приглашен, одиннадцать бывших советских республик, а теперь независимых государств объявили о создании Содружества по преимуществу с координационными функциями и без каких-либо законодательных, исполнительских и судебных полномочий. Центральным был один из заключительных абзацев алма-атинской декларации: «С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование».

     Становление пятнадцати независимых государств на территории бывшего Советского Союза  происходит в условиях идейно-политических процессов, направленность которых, по сути, коренным образом отличается от того - что наблюдалось на протяжении предшествующих десятилетий.

     Так, накануне 69-летней годовщины образования  СССР была подведена черта под  его существованием. Без крови  и без истерик, росчерками перьев одиннадцати руководителей независимых республик. Под декларацией не было подписей четырех бывших республик – Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии. Но не потому, что они были против роспуска СССР, а потому что считали свое давнее включение в Советский Союз незаконным и не хотели участвовать ни в каких альянсах с недавними «сестрами». Под декларацией отсутствовала и подпись Горбачева. Первый советский президент, не отработавший и половины своего срока, был против ликвидации СССР. Но его мнения по этому вопросу никто не захотел даже выслушать. Советский президент был лишен государства и государственной власти в унизительной форме.

     Тем не менее, Горбачев, проявив незаурядную  выдержку и явно желая придать  трагическому и для него, и для  СССР развитию событий приличествующую форму, заявил о добровольном сложении с себя полномочий советского президента. Но приличное поведение не освободило его от нового унижения со стороны Ельцина: 27 декабря, когда Горбачев появился в Кремле для «сбора вещей», в его кабинете уже сидел российский президент.

     Роспуск СССР очень скоро породил самые  разные толкования. По большей части  они носили ярко выраженный политический характер. Люди, скрепившие своими подписями  алма-атинскую декларацию, как и  их окружение, доказывали, что ликвидация Советского Союза и образование вместо него альянса независимых государств стали единственным возможным выходом из политического тупика. Их оппоненты приписывали роспуск СССР или злой воле трех славянских лидеров, или проискам мирового империализма. В России не только коммунисты, политические силы из державно-националистического лагеря, но также и некоторые участники «Демократической России», правда, порвавшие с ней осенью 1991 г. (среди них лидер Демократической партии Травкин лидеры Конституционно-демократической партии М. Астафьев и И. Константинов, христианский демократ Аксючиц), объявили главным виновником скоропалительной смерти Советского Союза Ельцина. Перипетии последующего исторического развития все больше и больше увеличивали число тех, кто рассматривал ликвидацию СССР как трагическую ошибку и даже преступление высокопоставленных политиков.

     Признавая значение субъективных факторов, просчетов  и амбиций тех или иных лидеров  в процессе распада СССР, нельзя сбрасывать со счетов объективные его  причины. Одна из них по своему характеру универсальна: мировой опыт свидетельствует, что многонациональные государственные образования, подобные СССР, рано или поздно разрушались, рок распада висел над теми из них, которые управлялись «железной рукой», и над теми, в которых использовали либеральные методы. Неизменно рушились империи рабовладельческие, феодальные, капиталистические и, наконец, настал черед социалистических.

     Рок распада проявил себя еще в  российской империи в 1917-1921 гг. Независимыми тогда пожелало стать большинство национально-территориальных «окраин». Но пришедшие к власти большевики, хотя и исповедовали веру в исторические закономерности и неизбежность крушения любых империй, тем не менее, сами решились вступить в схватку с историей, силой воссоздали империю под новым названием и крышей и сделали в результате заложниками своего эксперимента множество народов и наций, включая и русскую. То, что произошло в начале 1990-х гг. в СССР, можно рассматривать как реванш, взятый историей у  революционно-интернациональной политической партии, и свидетельство того, что обвал Российской империи в 1917 г. Отнюдь не было случайностью.

     Итак, перестройка, задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров  с целью демократических перемен  во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б.Н. Ельцину и поддерживавшим его демократическим силам.

     Объясняя  причины решений, принятых 8 декабря 1991 г., Б. Ельцин пишет: "Подписывая это  соглашение, Россия выбирала иной: мирный, демократический, не имперский путь развития. Она выбирала новую глобальную стратегию: отказывалась от традиционного образа "властительницы полумира", от вооруженного противостояния западной цивилизации, от роли жандарма в решении национальных проблем: идея заключалась в том, чтобы резко изменить политический климат: Беловежское соглашение, как мне тогда казалось, было нужно, прежде всего, для того, чтобы резко усилить центростремительные тенденции в развалившемся Союзе, стимулировать договорный процесс. Странно слышать, что наши действия были направлены на согласованный развал Союза, его внезапное уничтожение: СНГ являлось единственной на тот момент возможностью сохранить единое геополитическое пространство".

Информация о работе Августовские события 1991 г