Азовские походы 1696 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:48, реферат

Описание работы

Наиболее крупными морскими державами были Англия и Голландия – страны, в которых буржуазные революции уже расчистили путь для капиталистического развития. Обострение соперничества между ними в борьбе за колонии и господство на морях сопровождалось усилением не только торговых, но и военных флотов. Эпоха колониальных захватов, открытая в XVI-XVII вв. всеми морскими державами, «явилась эпохой образования крупных военных флотов». С возникновением постоянных флотов, Ф. Энгельс, «мы собственно и можем говорить о военно-морском флоте, как таковом».

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

Введение

На рубеже XVII-XVIII вв. мореплавание достигло значительного развития во многих странах мира. По океанским просторам непрерывно следовали сотни и тысячи парусных кораблей. С каждым годом расширялись связи между странами, осваивались новые морские пути, увеличивался грузооборот, росли флоты, появлялись новые порты и верфи. Международная торговля вышла за пределы прежних замкнутых морских бассейнов и открыла трансокеанские пути между всеми континентами.

В этот период «мореплавание было определено буржуазным промыслом», который стимулировал переход от феодализма к более прогрессивному для того времени капиталистическому способу производства.

Наиболее крупными морскими державами были Англия и  Голландия – страны, в которых  буржуазные революции уже расчистили путь для капиталистического развития. Обострение соперничества между ними в борьбе за колонии и господство на морях сопровождалось усилением не только торговых, но и военных флотов. Эпоха колониальных захватов, открытая в XVI-XVII вв. всеми морскими державами, «явилась эпохой образования крупных военных флотов». С возникновением постоянных флотов, Ф. Энгельс, «мы собственно и можем говорить о военно-морском флоте, как таковом».

Значительные  торговые и военные флоты были у Испании, Франции, Дании, Швеции, Османской империи, Португалии, Венеции. Каждое из этих государств обладало обширными морскими побережьями и имело свободный доступ к морям.

Мореплавание  и судоходство на протяжении многих веков играли важную роль в их развитии.

В ином положении  находилась Россия.

Ни одна великая  нация, писал Маркс, никогда не существовала в таком отдалении от моря, в  каком находилось Русское государство  в XVII в. Страна древних морских традиций, Россия в этот период была единственной крупной державой в мире, имевшей крайне ограниченный выход к морю.

Данная тема всегда была актуальна, так как военно-морской  флот всегда являлся опорой и надежным защитником любого государства. Значительную роль в создании российского флота  сыграл Петр I. Под его командованием Россия получила Азов, благодаря которому страна наконец-то получила выход в море.

В своей работе перед собой я поставил несколько  задач. Проанализировать события Азовских походов 1695 и 1696 годов, благодаря которым в России появился регулярный военно-морской флот. 
 
 

Глава I. Азовские походы 1695 года

Введение

В данной главе  я поставил несколько задач: проанализировать причины азовских походов, а также  реконструировать основные события  азовского похода 1695 года.

1.1 Причины азовских  походов

На северо-западе страны выход на Балтику преграждала Швеция, захватившая русские земли по берегам Финского залива. Южные границы Русского государства находились в ещё большем удалении от моря: все Черноморское побережье удерживали в своих руках Османская империя и зависимое от неё Крымское ханство. Лишь на побережье Белого моря, за сотни верст от основных экономических районов, у России имелся единственный порт (Архангельск), который в то время давал ограниченные возможности для развития торговли как по своей отдаленности, так и по условиям плавания парусных кораблей. В условиях, когда морские побережья и устья рек были отрезаны от внутренних районов страны, борьба за выходы к морям приобретала первостепенное значение для развития промышленности и торговли, для установления внешне экономических, политических и культурных связей с заморскими странами. Столь же важной для России была и другая задача: обеспечение безопасности страны от нападения на русские земли со стороны соседних государств.

В случае положительного решения проблемы Россия добилась бы значительных спехов. Во-первых, она заявила бы о себе, как о государстве, способном решать важнейшие международные задачи. Во-вторых, укрепила бы собственные позиции на южных рубежах и положила конец татарским приходам под украинные русские земли. При этом значительный массив земель между пограничными населенными пунктами и северным побережьем Черного моря вошел бы в состав Российского государства. И, в-третьих, Россия добилась бы выхода в Азовское и Черное моря, что превратило бы её в полноценную державу. Все это вместе взятое утвердило Петра I и его сподвижников в мысли о правильности выбора южного направления предстоящих военных действий.

1.2 Основные события  Азовского Похода 1695 года.

Флот Османской  империи всецело господствовал  на Черном море, постоянно снабжал всем необходимым свои войска в Причерноморье, а в случае необходимости мог многократно пополняться новыми кораблями из Босфора и Средиземноморья.

Чтобы изменить военно-политическую обстановку на юге, Россия в конце  80-х годов XVII в. Заключила союзный договор с Австрией, Польшей и Венецией и выступила против Османского государства. Однако два похода русских войск были неудачны.

Спустя несколько  лет борьба возобновилась. Пришедший  к власти Петр I поставил первой ближайшей задачей внешней политики достижения выхода России к Азовскому и Черному морям. С целью подготовки к походу против турок и татар Петр I  провел под Москвой у деревни Кожухово в 1694 г. Военные маневры. Царь остался доволен действиями полков и позже говорил о Кожуховских «играх» как о «предвестнике дела» под Азовом. Намерение Петра I завоевать выход в Азовское и Черное моря было первым серьезным шагом молодого государя.

Будучи осведомлен об укреплениях Азова, Петр рассчитывал  достичь успеха стремительным ударом. Подготовка к походу проходила в глубокой тайне. Армия для Азовского похода формировалась из лучших полков: Преображенского, Семёновского, Лефортовского, Бутырского. Вместе с ними направлялись и стрельцы. Во главе стоял Совет из трех генералов : А.М. Головина, Ф.Я. Лефорта и П.И. Гордона. Весной 1695 г. войска двинулись из Москвы. Они на стругах пошли по Москве-реке, Оке и Волге до Царицына, где перешли на Дон. В начале июля вся армия была сосредоточена у Азова и блокировала его с суши.

Начались осадные  работы и бомбардировка крепости, Русским войскам два передовых вражеских укрепления (каланчи) выше Азова. Это позволило обеспечить доставку грузов по реке непосредственно к лагерю русской армии. К началу августа передовые траншеи были подведены примерно на 50 м к крепостному валу. Русское командование рассчитывало, что силы неприятеля в достаточной степени ослаблены и решительный штурм крепости должен быть делом ближайшего времени. Однако Петр I недооценил значение флота для осады и обороны Азова. 

Из Константинополя к Азову постоянно направлялись корабли для поддержки гарнизона. Плавание их не было сопряжено ни с какими опасностями, так как Черное море в то время было «внутренним озером» Османской империи. Из лагеря русской армии видели, как со стороны моря к Азову прибывают неприятельские корабли. Препятствовать же этому осаждающие войска не могли. Поэтому вражеский гарнизон постоянно снабжался всем необходимым и имел возможность пополнять потери полученные от бомбардировок.

Тем не менее  на военном совете, состоявшемся в русском лагере в первых числах августа, было принято решение штурмовать Азов.

Ранним утром 5 августа 1695 г. начался штурм крепости. Более четырех тысяч русских  солдат ринулись на подступы неприятельской твердыни. В течение нескольких часов  у стен Азова шел кровопролитный бой. Противник бился с большим упорством и стойкостью. Все попытки русских войск взять приступом крепость окончились безрезультатно. К вечеру все штурмовавшие войска отошли в русский лагерь. Спустя полтора месяца было принято решение вторично штурмовать Азов. 25 сентября русские войска вновь пошли на штурм. Этот приступ был более организованным, но тем не менее стойкость врага вынудила их опять таки отступить. Петр решил прекратить осаду крепости и отвести войска на зимние квартиры.

Данный результат  был следствием разобщенности действий генералов, стоявших во главе войска, недостаточной подготовки русской  армии  к походу и защищенности Азова. А главной неудачей стало  то, что русские не моли блокировать  Азов со стороны моря.  Кроме того, под Азовом погибло много русских солдат. Одни были изрублены турками, другие погибли от ран. Было решено отступить от крепости.  

Заключение

Таким образом  я проанализировал причины азовских походов и реконструировал основные события азовского похода 1695 года.

Глава II. Азовские походы 1696 года

Введение

В данной главе  я поставил несколько целей: изучить  строительство кораблей зимой-весной 1695/96 года, проанализировать подготовку сухопутных войск ко второму азовскому  походу, реконструировать основные события азовского похода 1696 года, выявить роль Петра I в азовской победе и выявить дату основания российского регулярного военно-морского флота.

2.1 Строительство кораблей  зимой - весной 1695/96 года

Неудача первого  Азовского похода усилила решимость Петра во что бы то ни стало добиться намеченной цели. Не успели войска возвратиться в Москву, как стал разрабатываться план нового похода.

Главной задачей  при подготовке второго Азовского  похода было признано строительство  военных и транспортных судов. В ноябре Петр I принимает решение о немедленной и быстрой постройке военных кораблей для захвата Азова в следующем 1696 г. адмиралом будущего «морского каравана» был назначен Ф.Я. Лефорт.

В ноябре 1695 г. Петр объявил о предстоящем походе.

Район Воронежа был избран не случайно для кораблестроительных работ. Для проживавшего здесь населения сооружение кораблей было делом знакомым: многие поколения занимались постройкой речных судов для плавания по Дону. Зимой 1696 г. к Воронежу, Козлову, Доброму, Сокольску непрерывным потоком стекались крестьяне и мастеровые – более 25 тысяч человек было назначено для «стругового дела». Сюда же со всех концов страны стали прибывать кораблестроительные материалы – лес, пенька, смола, железо. Работы шли быстро; сруги были построены не то, что к назначенному сроку, но и в большем количестве, чем предполагалось.

Второй главной  задачей стало строительство  военных кораблей. Строительство  военных судов развернулось в  селе Преображенском под Москвой (на реке Яузе).

Основным типом боевого корабля, который решено было строить для похода на Азов, была галера – гребное судно с 30 – 38 веслами, имевшее на вооружении 4-6 орудий, 2 мачты, 130-200 человек экипажа. Этот тип корабля наиболее отвечал условиям предстоявших боевых действий: галеры имели небольшую осадку, хорошую маневренность и могли быть успешно использованы в узкостях и мелководье низовьев Дона и прибрежных вод Азовского моря.

В течение зимы мастера трудились над заготовкой всех составных частей и деталей, необходимых для создания кораблей. Кроме сборки гребных кораблей, в Воронеже выполнялась еще более сложная работа: на верфях были заложены боевые трехмачтовые парусные корабли с сильным для того времени артиллерийским вооружением. Правда, их было всего два, но они требовали более широкого комплекса кораблестроительных работ: на каждом из них нужно было установить по 36 орудий и оснастить сложным парусным вооружением, которое включало сотни различных частей рангоута и такелажа. Постройку одного корабля удалось закончить к началу мая.

Таким образом, в центре России за тысячу верст  от моря в исключительно короткий срок был создан «морской воинский караван» - первое боевое соединение русского флота.

2.2 Подготовка сухопутной  армии ко второму  Азовскому походу

Пока происходила постройка, шла планомерная подготовка и сухопутных войск. Для второго Азовского похода армия была значительно увеличена; во главе ее поставлен единый главнокомандующий генералиссимус (боярин) А. С. Шеин. Русская армия увеличилась до 75 тысячи человек. Структурно она состояла из 37 конных рот (3817 человек), 30 полков солдатского строя (38 тысяч человек), 13 стрелецких полков и 6 полков украинских (15 тысяч человек), а также из 5 тысяч донских казаков, 500 конных стрельцов и яицких казаков. Войскам было велено собраться в трех сборных пунктах: Воронеже, Тамбове и Валуйках. К 1 мая сухопутные силы планировалось объединить в Черкасске и отсюда плыть к Азову.

2.3 Основные события  Азовского похода 1696 года

23 апреля первый  эшелон из 110  транспортных судов с войсками и артиллерией, снарядами,  продовольствием и другими грузами отправился вниз по течению Дона. Вскоре стали выходить и боевые корабли.

1000 – километровый  поход по Дону был тяжелым  и напряженным для экипажей. Многие  корабли были еще не окончательно достроены, поэтому в пути на них продолжались отделочные работы. Петр требовал скорейшего прибытия к Азову; команды кораблей почти не отдыхали; суда шли и под веслами, и под парусами не только днем, но и ночью. 15 мая первый отряд галер подошел к Черкасску, куда накануне прибыл и авангард сухопутных войск. Разведка установила, что возле Азова находятся несколько неприятельских кораблей. Для наблюдения за ними у взморья были скрытно оставлены казацкие лодки.

Информация о работе Азовские походы 1696 года