Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:42, доклад
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических1 отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Успешное проведение налоговой политики государства зависит от разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля за его выполнением. В условиях несовершенства и нестабильности налоговых законов, порождающих неприятие налоговой системы, правовой нигилизм налогоплательщиков и, как следствие, уклонение от налогов, проявляется зависимость эффективности налогового контроля от качества правовой базы, как важнейшего условия его осуществления. Законодательство по налогообложению должно разрабатываться и совершенствоваться с учетом того, что налоговая система и механизм ее реализации должны быть самым тесным образом увязаны со стратегией экономических реформ, способствовать достижению целей и задач государственной социально-экономической и финансово-бюджетной политики.
Характеристика современной налоговой системы России
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических1 отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Успешное проведение налоговой политики государства зависит от разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля за его выполнением. В условиях несовершенства и нестабильности налоговых законов, порождающих неприятие налоговой системы, правовой нигилизм налогоплательщиков и, как следствие, уклонение от налогов, проявляется зависимость эффективности налогового контроля от качества правовой базы, как важнейшего условия его осуществления. Законодательство по налогообложению должно разрабатываться и совершенствоваться с учетом того, что налоговая система и механизм ее реализации должны быть самым тесным образом увязаны со стратегией экономических реформ, способствовать достижению целей и задач государственной социально-экономической и финансово-бюджетной политики.
Построение справедливой
и эффективной налоговой
Существует несколько групп основных причин кардинальных изменений в налоговом законодательстве: политические - развитие демократических преобразований, принятие новой Конституции, увеличение самостоятельности региональных и местных властей и, как следствие, перераспределение средств между бюджетами различных уровней, изменения во взаимоотношениях между налогоплательщиком и государством; экономические - развитие рыночных отношений, появление новых экономических и финансовых структур, таких, как финансовый и фондовый рынки, рынок страховых услуг, взаимопроникновение российской и мировой экономики; правовые - появление новых правовых институтов, несогласованность налогового и гражданского законодательства, наличие большого числа подзаконных актов, позволяющих найти возможность ухода от налогообложения, отсутствие единой нормативной базы налогообложения и многое другое.
С организационно-правовой
стороны налог - это обязательный
платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им денежных средств,
в целях финансового
Совокупность налогов, сборов
и пошлин, взимаемых на территории
государства в соответствии с
НК, а также совокупность норм и
правил, определяющих правомочия и
систему ответственности
Национальные налоговые
системы формируются в
Налоговая система базируется
на соответствующих
Система налогообложения и сборов: необходима для нормального функционирования как государства, так и гражданского общества; находящаяся на стыке между государством и гражданским обществом, подвергает определенным ограничениям одну из основ гражданского общества - принцип неприкосновенности частной собственности; общественные отношения в системе налогообложения и
сборов изначально конфликтны и в процессе регулирования требуют учета интересов как государства, так и гражданского общества.
Общие принципы построения налоговой системы в России определяет ч.1 НК РФ, принятая ФЗ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч.2 НК РФ.
Целям внешней и внутренней
сопоставимости налогообложения при
проведении исследований и отработке
стратегии налоговых
Состав налогов налоговой системы РФ можно классифицировать по следующим признакам: 1.По субъекту уплаты: юридические и физические лица;2.По источнику уплаты налоговых платежей и сборов: индивидуальный доход, выручка от продаж, финансовый результат^.По полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениям: собственные, регулирующие; 4.По назначению: общие, без привязки к конкретному расходу и специальные, которые имеют целевое назначение;5.По принадлежности к уровню власти и управления.
Налоговая система РФ включает в себя налоги и сборы трех уровней: федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги и порядок зачисления их в бюджет устанавливаются законодательными актами РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие законами субъектов РФ.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих образований.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств: 1 фискальная функция является основной функцией налогообложения, реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. 2)Распределительная функция состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. 3)Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Имеет три подфункции: стимулирующую (направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов, они реализуются через систему льгот и освобождений от налогов), дестимулирующую (направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов) и воспроизводственную (предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов). 4)Контрольная функция, через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. 5)Поощрительная функция - признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза)
Цель налоговой системы: создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах, создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности ит д.
Налоговая система должна
чутко реагировать на любые изменения
в экономической, социальной и политической
обстановке в стране. Она должна:
быть инструментом оптимизации
достойный уровень жизни населения России, устранить двойное налогообложение доходов, учитывать мировой опыт налогообложения.
Можно выделить 2 основных направления совершенствования нормативной базы для налоговой системы в РФ. 1) желательно пересмотреть ряд основополагающих принципов налогообложения в направлении их большей демократизации и расширения коллегиальности при выработке и принятии решений. 2) предстоит провести значительную нормотворческую деятельность по уточнению, пополнению и изменению ряда статей всех законодательных актов в соответствии со складывающимися рыночными отношениями в России и становлением цивилизованного гражданского общества в стране.
2. Виды налогов и сборов, их классификация
В соответствии с НК РФ все налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России и могут быть установлены только НК. Региональные налоги устанавливаются НК и 3 S РФ о налогах и обязательны к уплате лишь в пределах конкретных субъектов. Местные же налоги устанавливаются НК и нормативными правовыми актами о налогах органов представительной власти муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). В ст. 13-15 НК приведены виды налогов и их классификация.
К федеральным налогам и сборам в 2009 году относились: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (с 1.01.2010г. данный налог отменен); налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
Региональные налоги в 2009 году включали в себя: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Местные налоги в 2009 году включали в себя: земельный налог; налог на имущество физических лиц. Этот перечень является закрытым, иные виды налогов в РФ, не предусмотренные Кодексом, не могут быть установлены.
В то же время в рамках
так специальных налоговых
В настоящий момент статьей 18 НК установлены следующие специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения (УСН); система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Специальные налоговые режимы
могут предусматривать
Для того, чтобы налог можно было считать установленным, должны быть выполнены следующие основные условия: определен круг налогоплательщиков; обозначены объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки его уплаты;
По форме взимания различают налоги:
1)прямые (устанавливаются
непосредственно на доход или
имущество налогоплателыцика-
1)налоги, плательщиками которых
являются физические лица (налог
на доходы физических лиц,
1)налоги, включаемые в
стоимость продукции и
2)налОги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, налог на рекламу, земельный налог); 3)налоги, уплачиваемые из прибыли - налог на прибыль и организаций; 4)налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.
Информация о работе Характеристика современной налоговой системы России