Характеристика современной налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:42, доклад

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических1 отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Успешное проведение налоговой политики государства зависит от разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля за его выполнением. В условиях несовершенства и нестабильности налоговых законов, порождающих неприятие налоговой системы, правовой нигилизм налогоплательщиков и, как следствие, уклонение от налогов, проявляется зависимость эффективности налогового контроля от качества правовой базы, как важнейшего условия его осуществления. Законодательство по налогообложению должно разрабатываться и совершенствоваться с учетом того, что налоговая система и механизм ее реализации должны быть самым тесным образом увязаны со стратегией экономических реформ, способствовать достижению целей и задач государственной социально-экономической и финансово-бюджетной политики.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 64.67 Кб (Скачать)

По степени  обложения выделяют три группы налогов:

•прогрессивные, когда тяжесть  налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта  обложения (транспортный налог, налог  на имущество, переходящее в порядке  наследования и дарения); «пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество  организаций); •регрессивные, когда  тяжесть обложения снижается  с ростом дохода или иного объекта  обложения (государственная пошлина  по делам, рассматриваемым в судах, налог на игорный бизнес). В зависимости от направления использования собранных платежей:

•общие налоги-могут быть использованы для финансирования любых  нужд государства(Налог на прибыль, НДС); •специальные имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие-либо иные нужды, кроме указанных в законе (ЕСН) Принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней: в Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации - налог на прибыль, налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет - налог на рекламу, земельный налог. По времени уплаты налоги бывают:

•текущие (взимаются с  определенной периодичностью в течение  всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления  какой-либо деятельности, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а  транспортный налог - ежегодно); •единовременные (уплата единовременных налогов связана  с совершением каких-либо нерегулярных событий, налогу на имущество, переходящее  в порядке наследования и дарения); «чрезвычайные (могут вводиться  государством в особых случаях, начало военных действий).

3. Налогоплательщики  и плательщики сборов, их права  и обязанности.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ).

Налогоплательщики имеют право ст.21 НК РФ:

  1. получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в т.ч. в письм. форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соотв. с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
  2. получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

  1. получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;
  2. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  3. представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  4. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  5. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  6. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
  7. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  8. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК или иным ФЗ;

 

Первичное распределение: каковы его социальные плюсы и  минусы

Социалъные отношения непосредственно связаны с образом и уровнем жизни людей, их благосостоянием и потреблением. Эти отношения наиболее полно проявляются в социальной сфере общества. К данной сфере, прежде всего, относятся: образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь.

Социальные отношения  получают в обществе оценку с точки  зрения их справедливости. Справедливостъ означает представление людей о должном, о сущности человека и его неотъемлемых правах. Понимание справедливости содержит требование соответствия между:

- практической ролью различных  людей (социальных групп) в  жизни общества и их социальным  положением;

- их правами и обязанностями: 

- деянием и воздаянием;

- трудом и вознаграждением; 

- преступлением и наказанием;

- заслугами людей и  их общественным признанием.

В условиях свободного рынка  сложилось особое понимание справедливости социальных отношений, которое соответствует  условиям микроэкономики. В свете  этого отметим черты первичного распределения, которые положительно влияют на социально-экономическое  развитие:

- материальная заинтересованность  всех участников производства  в создании и увеличении новой  стоимости; 

- установление величины  оплаты труда в зависимости  от его количества и качества;

- стимулирование трудовой  деятельности и ее производительности  посредством форм и систем  вознаграждения за труд;

- вовлечение трудящихся  в системы участия в прибылях;

- соответствие величины оплаты труда стоимости нормальных условий воспроизводства рабочей силы;

- установление размера  минимальной заработной платы  на уровне не ниже прожиточного  минимума трудоспособного человека;

- учет в тарифной системе  оплаты труда уровня квалификации работников и характера их трудовой деятельности.

Но распределение доходов  в свободной от государственного регулирования рыночной экономике  таит в себе серьезные недостатки и глубокие противоречия. Сторонники такого распределения – частные  собственники – придерживаются следующих  взглядов.

1. В обществе вообще не должно быть имущественного равенства. Ведь люди различаются по размерам частной собственности и по стоимости полученного наследства, по своим способностям.

2. Члены общества с рыночной экономикой не должны ничего получать бесплатно. В ходу поговорка: «Бесплатный сыр только в мышеловке».

3. Доходы получают только  собственники факторов производства. Государство не вмешивается в  распределение этих доходов. 

Свободный рынок, где действуют  частные собственники, рассматривается  как экономический механизм, который не имеет никакого отношения к нормам нравственности и общечеловеческой справедливости.

Неравенство в распределении  доходов в масштабе национальной экономики графически изображается с помощью кривой Лоренца (рис. 9.1).

Кривая Лоренца характеризует  степень реально достигнутого неравенства  в распределении национального  дохода среди семей (40 % семей получает 20 % дохода, 60 % семей– 40 % всего дохода и т. д.) Пунктиром строго по диагонали  изображено абсолютное (полное) равенство  в распределении доходов: 20 % семей  получают 20 % дохода, 40 % семей – 40 % дохода и т. д. Но такое распределение  сторонники свободного рынка оценивают  как совершенно недостижимое.

Для свободной рыночной экономики  характерна тенденция к усилению неравенства в распределении  национального дохода между гражданами. Это приводит в конечном счете к тому, что значительная часть людей живет ниже официально признанной черты бедности.

Рис. 9.1.

Кривая Лоренца 

На основе данных кривой Лоренца  определяется так называемый децильный (десятичный) коэффициент неравенства доходов семей. Он показывает, во сколько раз 10 % самых богатых семей превосходят по уровню дохода 10 % самых бедных семей.

Децильный коэффициент имеет пороговое (предельно допустимое) значение =10: 1. Если доходы 1/10 богатых семей превысят в 10 раз доходы 1/10 самых бедных семей, то это является сигналом социальной опасности. В этом случае противоречия между богатыми и бедными ведут к открытому выражению недовольства значительной части общества.

На начальном этапе развития капитализма бизнесмены совершенно произвольно устанавливали для  работников условия труда и его  оплаты. Они стремились свести заработки  трудящихся к самому низкому уровню. Английский писатель Чарлз Диккенс (1812–1870) в романах «Приключения Оливера  Tвиста», «Домби и сын» и других произведениях описал очень тяжелые условия труда и жизни английских бедняков. Однако П. Самуэльсон и В. Нордхаус не вполне согласились с писателем: «Даже романы Диккенса едва ли полностью отражают чудовищные условия детского труда, опасность вредного производства и ужасные санитарные условия на фабриках в начале XIX века. Преобладала 84-часовая рабочая неделя с перерывом на завтрак и иногда на ужин. Из 6-летнего ребенка можно было «выжать» большой объем работы, а если женщина теряла пару пальцев за ткацким станком, у нее оставалось еще восемь, поэтому она вполне пригодна для дальнейшей работы».

Самый главный недостаток распределительных  отношений в свободной рыночной экономике состоит в том, что  из этих отношений исключаются те люди, которые не участвуют в производстве новой стоимости.

К этой части населения относятся  учащиеся дневных учебных заведений, пенсионеры (по старости и другим основаниям); лица, ведущие домашнее хозяйство, и  т. п.

Между тем значительная часть населения как правило, не имеет источников существования (факторов производства, имущества, приносящего доход). Без чьей-либо материальной помощи этим людям просто не на что жить.

Давайте подведем итог анализа «плюсов» и «минусов» первичного распределения  доходов. Прежде всего выделяются два качественно разных направления воздействия этого распределения на социальные отношения.

1. Положительные последствия. 

Распределение доходов в микроэкономике играет важную роль в увеличении общественного  богатства и в подъеме жизненного уровня людей. Этому способствуют:

- материальная заинтересованность  собственников факторов и условий  производства в расширении масштабов  экономического роста и увеличении  новой стоимости; 

развитие материальных стимулов к труду и повышению квалификации работников;

- подъем производительности  труда и эффективности производства.

2. Отрицательные  последствия. 

Распределение материального  богатства только среди частных  собственников порождает социальную неустойчивость общества при выполнении следующих установок:

Все денежные доходы населения  России распределялись по 20-процентным группам населения следующим образом: первая группа (с наименьшими доходами) в 1990 г. имела 9,8 % и в 2003 г. – 5,6 %, а пятая (с наибольшими доходами) в 1990 г. получила 32,7 % и в 2003 г. – 46,1 % всех доходов.

В 2002 г. в России общая  численность населения составила 143,1 млн человек, а среднегодовая численность занятых в экономике достигла 65,4 млн чел. В то же время, например, такие же показатели в США составили 191 млн и 135 млн человек; в Германии – 82,5 млн и 37 млн; во Франции – 59,5 млн и 24,1 млн; в Китае – 1295 млн и 712 млн; в Японии – 127 и 64,1 млн человек.

- признание нормальным получение доходов только частными собственниками средств производства;

- усиление социально-экономического  неравенства членов общества;

- получение людьми товаров  и услуг только на рынке  за плату. 

Наконец, приходится признать социально опасными:

- превышение предельно  допустимого уровня (децильного коэффициента) распределения дохода между семьями с разным достатком;

- необеспеченность значительной  части населения (не занятых  в экономике людей) самыми необходимыми  средствами существования. 

Кто и каким способом может  гарантированно помочь большей части  общества осуществить первое и неотъемлемое право человека на жизнь?

Что такое социальное регулирование

В течение очень длительного  времени государство почти не занималось регулированием не только экономики, но и социальных отношений. И только примерно со второй половины XX в. в развитых странах Запада его  деятельность приобрела социальную направленность.

Социальное регулирование 

– такое упорядочение социальных отношений, которое улучшает жизнь  населения за счет средств государственного сектора национального хозяйства.

Качественно новая роль социального  регулирования характеризуется  следующими основными чертами.

Информация о работе Характеристика современной налоговой системы России