"Холодная война" во второй половине XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:25, реферат

Описание работы

Причины начала войны, формирование блоков, политика Советского Союза. Условия достижения стратегического паритета. Решение проблем послевоенного мирного урегулирования после Второй мировой войны.

Содержание

1. Начало «холодной войны». Доктрина Трумэна. План Маршалла……..2
2. Формирование блоков…………………………………………………….5
3. Период эскалации 1953-1962 гг…………………………………………..7
4. Достижение стратегического паритета. Разрядка……………………….9
5. «Вторая холодная война» 1979-1985 гг………………………………....11
6. Окончание «холодной войны»…………………………………………...13
7. Решение проблем послевоенного мирного урегулирования в 1945 г ...15
8. Список литературы…………………………………………………….…

Работа содержит 1 файл

История.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Содержание 

  1. Начало  «холодной войны». Доктрина Трумэна. План Маршалла……..2
  2. Формирование блоков…………………………………………………….5
  3. Период эскалации 1953-1962 гг…………………………………………..7
  4. Достижение стратегического паритета. Разрядка……………………….9
  5. «Вторая холодная война» 1979-1985 гг………………………………....11
  6. Окончание «холодной войны»…………………………………………...13
  7. Решение проблем послевоенного мирного урегулирования в 1945 г ...15
  8. Список литературы…………………………………………………….…20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Начало  «холодной войны». Доктрина Трумэна. План Маршалла. 

    После окончания  Второй Мировой войны руководство  СССР делало всё возможное, чтобы  в странах Центральной и Юго-Восточной  Европы к власти пришли просоветские силы, прежде всего коммунистические партии.

    СССР стремился  использовать систему коллективной безопасности для расширения своего могущества. Это было замечено странами Запада и вызвало тревогу.

    Поиск ответа на советский вызов шел и в  государственном департаменте США. В феврале 1946 года, работая в посольстве США в Москве, Джордж Кеннан в  телеграмме в Вашингтон изложил основные принципы политики «сдерживания». По его мнению, правительству США надлежало жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния.

    Таким образом, американская политика в отношении  СССР приняла новое направление: был взят курс на ограничение распространения коммунистической идеологии в странах Западной Европы и поддержки Советским Союзом коммунистических движений.

    Новая политика выражалась в экономической, финансовой и военной помощи некоммунистическим, в том числе антидемократическим, режимам. Новую внешнеполитическую доктрину США изложил президент Гарри Трумэн в выступлении 12 марта 1947 года в американском конгрессе. Она получила название «доктрины Трумэна». Начинался длительный период «холодной войны». Противники «доктрины Трумэна» опасались, что её осуществление может привести к вооруженному столкновению с СССР. Прения затянулись на два месяца. 22 мая 1947 г. «доктрина Трумэна» вступила в силу. Конгресс, санкционируя вмешательство США во внутренние дела стран Ближнего Востока, одобрил поддержку Вашингтоном реакционных сил и режимов во всем мире, курс, поистине чреватый далеко идущими последствиями. Своей доктриной Трумэн добился того, что конгресс возложил на США односторонние обязательства, не обеспечив себя ни союзниками, ни поддержкой ООН. Основным полем действия в этой войне Вашингтон в то время считал Западную Европу.

    После всестороннего  обсуждения Маршалл изложил публично основные моменты этого плана  в своей речи 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете. Так зародился «план Маршалла». Этот план преследовал далеко идущие экономические, политические и военно-стратегические цели. Принимая во внимание обострившуюся борьбу двух систем в результате развернутой Соединенными Штатами политики «холодной войны», в Вашингтоне считали, что стабилизация и усиление позиций капитализма в Западной Европе выгодны для США экономически и необходимы политически. А главное, в Вашингтоне в это время готовились планы объединения капиталистической Европы против СССР.

    Для этого  необходимо было прежде всего подкрепить экономически и политически позиции  капитализма в Европе. И «план  Маршалла» действительно послужил экономической и политической основой  для агрессивного военного союза.

    2 декабря 1946г.  в Вашингтоне было заключено соглашение о слиянии американской и английской зон оккупации в Германии, образовавших так называемую Бизонию. Летом 1948г. к ним присоединилась и французская оккупационная зона, таким образом, создалась Тризония. 18 июня 1948г. США, Англия и Франция объявили о проведении в западных зонах Германии сепаратной денежной реформы. Через пять дней, 23 июня, самовольно, без санкций советских властей, они распространили эту реформу на Западный Берлин, находившийся в советской зоне и имевший свободное общение с Восточным Берлином и всей Восточной Германией, что спровоцировало первый Берлинский кризис.

    Итак, составной  частью нового внешнеполитического  курса США была программа экономического возрождения разрушенной войной Европы. Её разработал новый государственный секретарь США Маршалл. Названный его именем план был одобрен на международной конференции в Париже (12.07-22.09.1947). СССР в конференции не участвовал, так как расценил этот план как нацеленный на экономическое закабаление Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в реализации «плана Маршалла». Всего же «план Маршалла» подписали 16 западных стран.

    «План Маршалла»  начал осуществляться с апреля 1948 г., когда конгресс США принял «закон об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

    Противостояние  коммунизму отразилось и во внутренней политике США. С 20 марта 1947 года в стране шла проверка взглядов американских государственных чиновников. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности приступила к допросам первых подозреваемых. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Формирование  блоков. 

    На фоне обострявшихся  противоречий между двумя сверхдержавами – США и СССР – началось всё  более тесное сплочение западноевропейских государств. 17 марта 1948г. в Брюсселе Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, Австрия, Дания, Швейцария и Швеция заключили на 50 лет пакт, предусматривающий сотрудничество в экономической, социальной, культурной и военных областях. Создание Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС, 16.04.1948г.) усилило экономическую интеграцию западноевропейских стран и подключило к этому процессу западные оккупационные зоны Германии. СССР с настороженностью следил за экономическим, политическим и военным сближением западных стран. В 1948 году он отреагировал на это заключением договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Румынией (4 февраля), Венгрией (18 февраля) и Болгарией (18 марта). Кроме того, 6 апреля СССР заключил Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Финляндией, который предусматривал нейтралитет Финляндии в случае конфликта между Востоком и Западом.

    Кроме того, блокада  Берлина сделала очевидной необходимостью укрепление военной мощи стран Запада. 4 апреля 1949 года 10 европейских стран (Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Франция), США и Канада подписали Североатлантический договор. В нем стороны заявили о своей решимости, действуя в рамках Устава ООН, совместно обороняться от нападения противнкиа и создали для реализации этих целей Организацию Североатлантического договора (НАТО). На основе этого договора были созданы объединенные вооруженные силы, которые возглавил Дуайт Эйзенхауэр.

    Советский Союз же, стремясь обезопасить себя, создал вокруг своей границы своего рода буфер, окружив себя странами, в которых по окончании военных действий сформировались просоветские правительства и укрепил эту сплоченность созданием Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) для совместного решения экономических проблем в связи с расколом Европы; в эту организацию входили СССР, Венгрия, Болгария, Польша, Румыния, Чехословакия. 1949г. – Албания, 1950г. – ГДР, 1962г. – Монголия. А в 1955 году был создан военно-политический союз – Организация Варшавского Договора (ОВД), куда входили (на момент подписания) Албания (позже в 1968г. она денонсировала Договор), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

    Таким образом  поляризация мира завершилась, и  созданные коалиции во главе со своими лидерами принялись бороться за влияние в странах третьего мира. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Период  эскалации 1953-1962 гг.. 
     

    Период 1953-1962 годов был временем, когда структурно оформленное противостояние сверхдержав  в «холодной войне» достигло почти  непримиримого противоборства. США наращивали военный потенциал и укрепляли уже имеющиеся структуры – НАТО, американо-японский договор. СССР крепил дисциплину в Организации Варшавского Договора (в т.ч. и с помощью силового воздействия, как в Венгрии в 1956г.), укрепляя при этом стратегические силы страны.

    Президент Эйзенхауэр имел в руках оружие, отличное от того, на которое мог рассчитывать президент Трумэн. Ядерный арсенал  США за несколько лет был увеличен многократно. К 1955г. число бомбардировщиков, способных нанести цдар по СССР, достигло 1350 единиц, причем боевой груз каждого стратегического бомбардировщика, несущего ядерное оружие, был эквивалентен по разрушительной силе совокупному объему всех боеприпасов, сброшенному союзной авиацией на Германию за всю Вторую мировую войну. В это время администрацией Эйзенхауэра на полном серьезе обсуждаются планы превентивного ядерного удара по Советскому Союзу и его союзникам. Одновременно разворачивается интенсивное строительство американских военных баз во всех уголках Земного шара.

    В Советском  Союзе убежденность в решимости  США начать ядерную войну и  устроить в СССР гигантскую Хиросиму была такова, что армия, с целью  обретения опыта ведения боевых действий в условиях ядерной бомбардировки, под руководством маршала Г.К.Жукова провела под Семипалатинском учения с применением атомного оружия.

    Огромные средства выделялись ученым, которые под руководством академиков Курчатова и Королева создавали оружие ракетно-ядерного типа. В ноябре 1957г. межконтинентальная баллистическая ракета советского производства вывела на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли. Теперь уязвимой для ядерного удара стала любая точнка планеты, в т.ч. и вся территория США. СССР вышел на рубеж стратегического паритера. Джон Кеннеди, сменивший Эйзенхауэра на посту президента США в 1961г., начал с инициативы активизации внутренних и внешних сил для обеспечегия решительного лидерства США в «холодной войне». Главными эелементами ведения «холодной войны» при президенте Кеннеди стало ускоренное военное строительство, консолидация союзников, стремление расширить влияние и закрепиться в развивающихся странах, освобождающихся или освободившихся от колониализма, ведение дипломатии, предполагавшей диалог с любым потенциальным противником. Концепция Кеннеди предусматривала ускоренное наращивание ракетно-ядерных вооружений, с тем, чтобы оставить далеко позади СССР.

    Венцом этого  этапа «холодной войны» стал Карибский  кризис октябдя 1962г. Столкнувшись с  реальной угрозой ядерной войны, Д.Кеннеди пришел к выводу, что абсолютное отстаивание своего превосходства повсюду может вовлечь США в самоубийственный ядерный конфликт, который приведет к национальной катастрофе. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Достижение  стратегического паритета. Разрядка. 

    Два явления  отличают 1960-70е годы от предшествующего периода: в это время и в СССР и в США произошел огромный прирост стратегического потенциала, причем динамика была не в пользу США: в первой половине 60-х годов Соединенные Штаты превосходили Советский Союз по числу ядерных средств доставки приблизительно в 10 раз, а к концу десятилетия это превосходство растаяло. В «холодной войне» отчетливо проявил себя новый элемент – стратегическое равенство.

    Чудом избежав  ядерной войны во время Карибского кризиса, руководства США и СССР постарались учесть все ошибки, приведшие к нему, чтобы данная ситуация больше не повторилась. В 1963г. была установлена прямая линия связи между Белым домом и Кремлем. В том же году страны пошли на важный шаг – подписание договора по органичению испытаний ядерного оружия, а также выдвинули в ООН резолюцию, запрещающую размещение в космосе ядерного оружия. Также было подписано соглашение о поставках в Советский Союз зерна. Особенно существенное значение имел заключенный в Москве в августе 1963г. Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой, ставивший реальную преграду на пути совершенствования ядерного оружия, оберегающий экологическую среду и в целом служивший интересам подписавших его сторон – СССР, США и Великобритании. В это же время в НАТО зародилась т.н. «Доктрина гибкого реагирования» или «Доктрина Макнамары». Суть ее была в том, что ядерный потенциал СССР и США настолько велик, что уничтожить его посредством первого удара невозможно – сторона, подвергшаяся первому удару, все равно сохранит часть своего потенциала, которой окажется достаточно, чтобы ответным ударом нанести неприемлемый ущерб стране, которая напала первой. В любом случае, главной задачей продолжало оставаться недопущение дальнейшего увеличения сферы влияние Советского Союза и его союзников и отстаивании своих «жизненно важных» интересов.

    Первой войной, где новое мышление Западного  мира прошло проверку на жизнеспособность, стала война во Вьетнаме. В ней  Соединенные Штаты сконцентрировали на узкой полоске Тихоокеанского побережья практически все, что могли, но победы одержать так и не сумели.

Информация о работе "Холодная война" во второй половине XX века