"Идиальное государство" Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:19, контрольная работа

Описание работы

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие -государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Учение Платона о государстве…………………………………………………3
1.2Характеристика сословий в «Идеальном» государстве……………………..5
2. Типы государственного устройства…………………………………………..9
3. Роль сословия правителей-философов в «Идеальном» государстве…………………………………………………………………...…..12
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Идеальное государство Платона.docx

— 39.57 Кб (Скачать)
 
 
ГОУ ВПО «Московский государственный  открытый университет»

    Чебоксарский  политехнический институт (филиал)

    Кафедра  права
 
 
 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по  дисциплине История  политических прав и учений

    на  тему «Идеальное государство»  Платона

     
       
 
Выполнила:

Студентка 2 курса заочной формы обучения

2 ВПО

шифр  специальности 030501

Герасимова  Олеся Юрьевна 

Проверила: к.ф.н., доцент

Зарубкина О. В. 
 
 

    
Чебоксары – 2011
 

Содержание 
 
 
 
 

    Введение…………………………………………………………………………..2

1.Учение Платона о государстве…………………………………………………3

1.2Характеристика сословий в «Идеальном» государстве……………………..5

2. Типы государственного устройства…………………………………………..9

3. Роль сословия правителей-философов в «Идеальном» государстве…………………………………………………………………...…..12

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Введение

     Проблема  государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных  и противоречивых проблем, стоящих  перед человечеством. Множество  людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые  люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие -государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным  и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает  в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат  Платона "Государство".

     Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: трактат «Государство», диалоги  «Критий», «Политик», «Законы». Все  они написаны в довольно необычном  жанре - жанре диалога между Сократом и менее известными греческими философами, например, Главконом, Адимантом, Кефалом.     В своих произведениях Платон говорит о модели «идеального», лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию.

     В истории политических учений утопия Платона является одной из самых  знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных  Платону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих  полисов, и рекомендует взамен отвергнутых идеальный тип общежития. 
 
 
 
 

1.  Учение Платона о государстве

      «Государство» — диалог Платона, посвящённый проблеме идеального государства. Написан в 360 г. до н. э. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости.        Справедливость – одно из центральнейших понятий при построении модели идеального государства. Не случайно Платон начинает свое произведение с формальной постановки вопроса о справедливости. Понятие справедливости является в политических взглядах Платона критерием идеальности государства, или его тождественности своей идее (сословное государство), возможно, поэтому во главу своего идеального государства Платон ставит философов, единственных из людей, способных созерцать высшую идею. В диалоге впервые отчётливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея).

    Одной из основных задач идеального государства  Платон видит обеспечение умеренной  и уравновешенной жизни всех граждан. А для этого необходимо поддерживать однородность и единомыслие во всем обществе, с тем, чтобы не допускать  разногласий и столкновений интересов, вызывающих те или иные чувства, утяжеляющие  душу. Но человека нельзя заставить  думать определенным образом, поэтому  государство должно воспитывать  всех граждан по одному образцу, прививая одинаковое, правильное мировоззрение. Для того же чтобы общество было идеальным, необходимо, очевидно, и  идеальное мировоззрение, и идеальные  законы. Для защиты же от проникновения  чуждых идей и инакомыслия, следует  максимально, насколько это возможно, оградиться от влияния других стран.

     Главная задача трактата Платона о государстве - проблема благой и совершенной  жизни общества в целом и его  членов.

    Божественные добродетели  идеального государства:

  1. Мудрость 
  2. Мужество
  3. Рассудительность
  4. Справедливость

     Мудростью не могут обладать все жители государства,  но  правители-философы, избранные  люди, безусловно, мудры и принимают  мудрые  решения. Под мудростью  Платон понимает высшее знание, или  способность дать добрый совет, когда  речь идет о государстве в целом. Мудрость - это доблесть,  и это  не столько даже специальность по руководству государством, сколько  созерцание занебесной области вечных и совершенных идей - доблесть, в  основе своей нравственная.

     Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины.

     В отличие от мудрости и мужества, которые доступны лишь высшим сословиям, третья доблесть свойственна уже  всем членам государства. Она «подобна  некой  гармонии, …  пронизывает  на свой лад решительно все целиком, … заставляет (все струны) звучать  согласно между собой».  Там, где  она налицо, все члены общества признают и соблюдают принятый в  совершенном государстве закон  и существующее в нем правительство, сдерживающее и умеряющее дурные порывы. Рассудительность приводит к  гармоничному согласию лучших и худших сторон.

     Справедливостью автор оправдывает деление людей  на сословия. Справедливость – обязанность  заниматься только своими делами и  не вмешиваться в чужие. Именно в  силу справедливости каждый класс, каждый разряд в государстве и каждый отдельный человек получает для  исполнения и осуществления свое особое дело, к которому его природа  наиболее способна. 1 
 

     1.2 Характеристика сословий в «Идеальном» государстве

   Государство Платона состоит из трех сословий:

  • высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).
  • сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).
  • сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).

    Разделение  людей на классы имеет для Платона  огромное значение,  определяет  существование «идеального» государства. Платон уподобляет общество индивидуальному  человеческому организму. Подобно  тому, как в душе человека есть три  начала, так и в государстве  должно быть три сословия. Разумному  началу души в идеальном государстве  соответствуют правители – философы.

    Сословие  трудящихся – объединяет людей, которые  производят необходимые для государства  вещи или способствуют этому; внутри него люди различаются по виду занятий. Это могут быть кузнецы, пекари, земледельцы. Каждый должен выполнять строго только один вид деятельности, например, пекарь не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может  стать земледельцем.

    Сословие  трудящихся лишено добродетели в  собственном смысле этого слова, поскольку “мудрость” и “мужество” соотносятся с двумя высшим “классами”, в то время как низшему достается  лишь система общих предписаний, требующих от него безоговорочного  повиновения.

    Воины и правители –  определяются уже  не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса.

Отношения между сословиями

    Перечисленные сословия не должны смешиваться друг с другом. Полная обособленность классов  платоновского утопического государства  сказывается даже во внешних условиях их существования. Так, воины не должны проживать в местах, где живут  работники производительного труда. Постоянное местопребывание воинов - лагерь, расположенный так, чтобы, наблюдая и действуя из него, воинам было удобно возвращать к повиновению  всех восставших против установленного порядка, а также легко отражать нападение неприятеля, откуда бы он ни явился.

    Однако  существующие различия между сословиями не ведут к возникновению конфликтов и борьбы за господство определенной группы (или личности). Все жители государства рассматриваются как  взаимодействующие части единого  социального целого, общая цель которых  процветание государства. Государство  существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, а что касается гражданина, то его назначение только в том, чтобы способствовать красоте  его построения в роли служебного винтика. Все признаются лишь как  всеобщие люди.

    В идеальном государстве женщины  могут занимать те же должностные  позиции, что и мужчины. Таким  образом подтверждается тезис о  равных возможностях граждан в достижении высокого положения в обществе. «Не  может быть, чтобы у устроителей  государства было в обычае поручать какое-то дело женщине только потому, что она женщина». Платон также  сравнивает различия между мужчинами  и женщинами по аналогии волосатого и плешивого: «если плешивые сапожничают, то позволено ли делать это и волосатым…». В заключение философ выводит, что и муж, и жена должны заниматься одним делом.

Отношение к частной собственности

    Возможно, Платон стал одним из самых первых критиков частной собственности. Собственность  и добродетель несовместимы, поэтому  высшие сословия по Платону не должны ею обладать. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п. За рабочими Платон оставляет принадлежащее им имущество и лишь обусловливает пользование этим имуществом. Он ограничивает его условиями, которые продиктованы вовсе не заботой о жизни и благополучии рабочих, а только соображениями о том, что требуется для того, чтобы они хорошо и в достаточном количестве производили все необходимое для двух высших классов - правителей и воинов.

    Отношения собственности распространяются также  и на семью для высших сословий. Платон утверждает, что и жены, и дети должны быть общими. В высказывании: «Это моя вещь», или «Это  моя жена» автор видит проявление эгоизма.  Браком тайно управляют философы,  совокупляя лучших с лучшими, а худших - с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины - общими  женами  всех  мужчин. Однако все эти ограничения не распространяются на низшее сословие производителей. Но регулирование предполагается и там. Платон, не вдаваясь в подробности, поручает его правителям.

    Разделение  труда

    В идеальном государстве нужен плотник и земледелец, солдат и правитель, каждый должен заниматься своим делом. Основной закон  существования  государства состоит в том,  что  каждый  член  общества  обязан  выполнять только то дело, к которому он пригоден. Принадлежность к тому или иному сословию определяется правителями в зависимости от склонностей.

    Во  главе идеального государства Платон видел философов, которые созерцают  чистые и вечных идеи. Далее следуют  воины, которые защищают правителей. Свободные земледельцы и ремесленники обеспечивают всеми необходимыми жизненными ресурсами правителей и воинов - одни только мыслят и воюют, другие только кормят.

Информация о работе "Идиальное государство" Платона