"Идиальное государство" Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:19, контрольная работа

Описание работы

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие -государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Учение Платона о государстве…………………………………………………3
1.2Характеристика сословий в «Идеальном» государстве……………………..5
2. Типы государственного устройства…………………………………………..9
3. Роль сословия правителей-философов в «Идеальном» государстве…………………………………………………………………...…..12
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Идеальное государство Платона.docx

— 39.57 Кб (Скачать)

    Очень подробно рассматривая деятельность правителей и воинов, Платон остается равнодушен к труду низшего сословия. Неизбежность производительного труда для  существования и благосостояния общества в целом не делает в глазах Платона этот труд привлекательным  или достойным почитания. На душу труд действует принижающим образом. В конце концов это удел тех, у  кого способности скудны и для  кого нет лучшего выбора.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Типы государственного устройства

 

     Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет  четыре других. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная  причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена "золотого века" имели "совершенный" строй) заключена в "господстве корыстных "интересов", обуславливающих  поступки и поведение людей. В  соответствии с этим основным недостатком  Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности  в порядке ухудшения государственности, "извращения" совершенного типа, нарастания "корыстных интересов" в их строе.

  1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. Она появляется, когда появляется частная собственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов. Это ведет к вырождению идеальной аристократии и возникновении тимократии. "Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей…, там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще – скорее рожденных для войны, чем для мира, там будут в чести военные уловки и ухищрения, ведь это государство будет вечно воевать". В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям.

     Люди  этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием. Удовольствиям, пишет Платон, они предаются втайне, "убегая от закона, как дети от старого  отца, ведь воспитало их насилие, а  не убеждение". Платону ненавистны войны, особенно между эллинами.

     У людей уже заметно стремление к обогащению, и "при участии  жен" спартанский образ жизни  переходит в роскошный, что обуславливает  переход к олигархии.

  1. Олигархия – "строй, основывающийся на имущественном цензе". В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых ( немногочисленный правящий класс) и бедных, которые не участвуют в управлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. В этом государстве как бы два государства: одно - бедняков, другое – богачей. У бедных появляется ненависть против бездельников- богатых, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии
  2. Демократия. "Демократия, на мой взгляд, - пишет Платон, - осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию". В этом государстве будет "полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь". В таком обществе к власти может придти человек, который не имеет способности к управлению и не добродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе.

     Однако, демократия "опьяняется свободой в  неразбавленном виде", она еще  более усиливает разобщенность  бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной  системы - тирании.

  1. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. "Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство". Тирания – наихудший тип государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, "очищения" государства от всех тех, кто мужественен, великодушен, богат.

     С позиции своего идеального государства  Платон классифицирует существующие государственные  формы на две большие группы:

     1. Приемлемые государственные формы

     2. Регрессивные – упадочные.

     Первое  место в группе приемлемых государственных  форм - это его "идеальное" государство. К упадочным, нисходящим государственным формам он относил тимократию. В античной Греции к этому типу больше всего относилась Спарта V и VI вв. Существенно ниже тимократии стояла олигархия власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество. Главным предметом раздражения. Платона является демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. До н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии. 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Роль сословия  правителей-философов  в идеальном государстве

    Огромное  внимание автор уделяет определению  в государстве места правящего  класса. Как и в олигархическом государстве, при идеальном правлении  философов руководят немногие. Но в отличие от олигархии, где правителями  отнюдь не бывают ни самые одаренные, ни наилучшим образом подготовленные, в государстве Платона правителями  могут стать только лица, способные  хорошо управлять государством, во-первых, в силу природных задатков, во-вторых, вследствие долголетней предварительной  подготовки.

    Кандидатов  в правители отбирают в возрасте двадцати лет на основе своего рода тестирования. Будущих правителей проверяют  на способность к диалектике и  знание наук (арифметики, геометрии  и астрономии). Претенденты должны научиться находить общее в частном, поднимаясь от разрозненных чувственных  фактов к умопостигаемым истинам. Из этих кандидатов, через десять лет, выбирают наиболее отличившихся, которые  упражняются в философии еще  пять лет. После чего до пятидесяти лет они трудятся на благо государства, занимая различные должности  и посты.

    Требования  Платона к человеческим добродетелям при выборе личных качеств философа-правителя  чрезвычайно высоки. Выбирая лучшие черты человеческого характера, Платон отмечает, что для философа главным является  «правдивость, решительное неприятие какой  бы то ни было лжи, ненависть к ней  и любовь к истине». Сам Платон признает, что сочетание высших качеств  в человеке встречается крайне редко. А при рождении подобной личности, различные факторы («красота, богатство, телесная сила, влиятельное родство  и все, что с этим связано») могут  помешать сохранить ей эти достоинства.

    Воспитание  правителей

    Платон  жестко прописывает каждую сторону  рождения и воспитания будущих правителей. Мужчины-правители должны соединяться  с женщинами-правителями, но семьи, как одного из проявлений частой собственности, у них быть не может. Рождение детей - государственное дело. Как только рождается младенец, его отбирают у матери и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных направляют  к кормилицам, а худших обрекают на гибель в скрытом месте. Впоследствии матери допускаются к кормлению младенцев, но в это время они уже не знают, какие дети рождены ими, а какие - другими женщинами. Для Платона осуществление этого постулата означает достижение высшей формы единства в государстве.

    Образ жизни правителей

    Помимо  образования и воспитания, совершенствованию  человека способствует образ жизни, предписанный создателем проекта государства. Платон уделяет особое внимание каждой отдельной стороне быта правителей, он подробно описывает необходимость  отсутствия собственности («чуть только заведется у них собственная  земля, дома, деньги, как сейчас же из стражей станут они хозяевами, земледельцами; из союзников остальным граждан  сделаются они враждебными им владыками…»), избегание роскоши, «им  не дозволено пользоваться золотом  и серебром, даже прикасаться к  ним». Отсутствие собственности у  правителей Платон объясняет тем, что  они должны всю жизнь посвятить  служению общему благу. Поэтому их нужно  избавить от соблазнов личного обогащения и частных интересов. Вся жизнь  правителей организовывается на началах  общности имуществ и коллективизма. Средства к существованию должно поставляет третье сословие. Жить и  питаться правители должны сообща, как в походе.  
 
 
 

Заключение

     В истории политических учений утопия Платона является одной из самых  знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных  Платону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих  полисов, и рекомендует взамен отвергнутых  идеальный тип общежития.

      Государство, по Платону, представляет собой жанр утопии, т.е. несбыточных проектов. Платон чувствует, что греческая цивилизация клонится к упадку. Смириться с этим он не мог, а выход ему представлялся только в форме возврата к прошлому. Его представления об аристократическом правлении философов и стражей - воспоминание о родовой аристократии, о героических временах. Оттуда идеи единства и общности имущества.

    Но  в этой утопии есть и положительная  черта. Платон с редким реализмом понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.

    Учение  Платона оказало громадное влияние  на последующее развитие политико-правовой идеологии. Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты многими мыслителями  эпохи Просвещения. 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы

  1. Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. Издание 3-е стереотипное. – М. Академический Проект, 2000. – 762 с.
  2. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В. С. Нерсесянца. — М.: ИНФРА-М, 2003.
  3. Марченко М.Н., Мачин И.Ф.История политических и правовых учений. Учебник/.- Из-во: Проспект, 2010. – 480 с.
  4. О. В. Мартышина ,История Политических и правовых учений: Учебник для вузов/ Под общ. ред. проф.. М.: Норма, 2004.-912 с.
  5. О. Э. Лейста. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора. — М.: Издательство "Зерцало", 2000. — 688 с.
 
  1. Платон. Государство. Законы. Политик. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1998. – 798 с.

Информация о работе "Идиальное государство" Платона