Экономическая мысль России в XVIII веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 07:47, контрольная работа

Описание работы

Во второй половине XVIII века в России сложилась следующая экономическая ситуация: начинается развитие капиталистических отношений, которому упорно сопротивлялась сложившаяся крепостническая система. Самодержавие исходило из интересов помещичье-дворянского сословия, редко вставая на сторону зарождавшейся буржуазии. Развитие промышленности происходило в борьбе крупного производства с мелким. Дворянство защищало развитие вотчинной промышленности, купечество защищало развитие купеческих мануфактур. Основная масса мелких промышленных производителей находилась в деревне. Промысел составлял для них чаще всего побочное, дополнительное к земледелию занятие. Мелкое товарное производство предполагает функционирование торгового капитала, деятельность скупщика. В качестве такового выступали предприниматели из кустарей и зажиточной деревенской верхушки. Мелкие производители, находившиеся в личной зависимости от помещика, экономически закабалялись и торговым капиталом. Они постепенно превращались в наемных рабочих на дому либо в мастерской хозяина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ В XVIII ВЕКЕ…………….4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...……13

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

   Радищев твердо верил, что после революционного уничтожения крепостничества из крестьянской среды скоро бы «исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены». Радищев наполнил понятие «патриотизм» революционным содержанием. Настоящим патриотом, по Радищеву, может считаться лишь тот, кто всю свою жизнь и деятельность подчиняет интересам народа, кто борется за его освобождение, за установление «предписанных законов естества и народоправления».

   По  Радищеву, «самодержавство есть наипротивнейшее  человеческому естеству состояние». Он утверждал, что истина и справедливость не живут в «чертогах царских», что одежды царя и его приближенных «замараны кровью и омочены слезами» народа, поэтому тщетны надежды просветителей на «мудреца на троне». Мысль Радищева шла дальше: «Нет и до окончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своей власти».

   Своими  произведениями «Письмо другу», «Беседа  о том, что есть сын отечества», «Житие Федора Васильевича Ушакова» и «Путешествие из Петербурга в Москву»  Радищев готовил читателей к восприятию идеи о необходимости революции. В оде «Вольность», наиболее важные строфы, которой он включил в «Путешествие», Радищев выступил с подлинным гимном в честь будущей победоносной революции. Как величайший праздник человечества он рисует день, когда «возникнет рать повсюду брана», будут «ликовать склепаны народы» и торопиться «в крови мучителя венчана омыть свой стыд». Праздником будет день, когда победит восставший народ.

   После революции и казни царя, по мысли  Радищева, на престол «воссядет народ» и воцарится вольность - «вольность дар бесценный источник всех великих дел». Он высоко ценил Кромвеля за то, что тот научил, «как могут мстить себя народы», и «Карла на суде казнил».

   Издавая «Путешествие из Петербурга в Москву», запрещенное в России, Герцен писал о его авторе: «...Он едет по большой дороге, он сочувствует страданиям масс, он говорит с ямщиками, дворовыми, с рекрутами, и во всяком слове его мы находим с ненавистью к насилью - громкий протест против крепостного состояния».

   Требуя  полного освобождения крестьян, указывая на революционный путь к нему, Радищев не исключал при этом и путь реформ сверху. В этом не было ни отступления от своих основных взглядов, ни проявления либеральных иллюзий и колебаний. Он имел в виду реформы, которые не укрепляли бы существующий строй, а ослабляли бы его, ускоряли его гибель. Он разработал план постепенного осуществления мероприятий, которые должны завершиться «совершенным уничтожением рабства».

   Однако  Радищев мало верил в то, что  помещики, эти «звери алчные, пиявицы  ненасытные», согласятся на проведение реформ или что их осуществит монарх. Он грозил помещикам что «рабы, тяжкими узами отягченные, ярятся в отчаянии своем разобьют железом главы» своих ненавистных господ.

   Радищев считал, что революция  не пустая мечта: «Взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую. Я зрю сквозь целое столетие»,— писал он.

   Основоположник  русской статистики Чупров Александр  Александрович (1874-1926), член-корреспондент  Петербургской Академии наук, известен как автор работ по проблемам  политической экономии, экономической статистики, сельского хозяйства, денежного обращения и цен. Методологическое содержание его работ основано на идеалистической философии. Формирование научных интересов и на направление работ А. А. Чупрова большое влияние оказало развитие нашей земской статистики, отличавшейся глубокой идейностью, демократичностью и социальной направленностью. В своих исследованиях крестьянского хозяйства она ставила для решения проблемы, связанные с ростом капитализма в России, с борьбой классов в деревне, с борьбой марксизма и народничества. Это вызвало необычайный подъем творчества в области статистической методологии: размах и сила его не имели прецедента в истории статистической науки. Статистика предстала перед ним в виде мощного орудия исследования общественных явлений и управления ими, а проблемы ее методологии - тесно связанными с актуальными проблемами практической жизни. Наибольшую известность и влияние приобрели его "Очерки по теории статистики". В этой книге Чупров преследовал цель дать синтез двух, раздельно до того времени развивавшихся буржуазных статистических школ: одной, связанной с именами Лексиса и Борткевича, и другой — К. Пирсона. Чупров оставил много работ, значительная часть которых опубликована после 1917.

   Марксистские  идеи научного социализма были глубоко восприняты в России, анализировались и обсуждались народником Михаилом Александровичем Бакуниным (1814—1876), теоретиком Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918), экономистом Петром Бернгардовичем Струве (1870-1944) и, конечно же, крупнейшим последователем и воплотителем марксистских идей Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924).

   Бакунин Михаил Александрович (1814—1876). Самое значительное из его сочинений было издано в 1874 году отдельной книгой, которая называлась «Государственность и анархия. Борьба двух партий в интернациональном обществе рабочих» В этой книге Бакунин утверждал, что в современном мире есть два главных, борющихся между собою течения: государственное, реакционное и социал-революционное. К первому он причисляет всех защитников государственности, все равно, будь то приверженцы самодержавия, конституционной монархии, буржуазно-демократической республики или даже социал-демократы-марксисты. Самым сильным и грозным организатором современного государства он считает Бисмарка, а в число его пособников зачисляет и Маркса, с его последователями. Бакунин утверждал в своей работе, что самая способная к развитию государственности раса — немцы, которых он считает почти поголовно пангерманистами. Он пытался доказать, что борьба с пангерманизмом является главной задачей для всех народностей славянского и романского племени, но успешно бороться с пангерманизмом невозможно путем создания политических противовесов ему в виде какого-нибудь великого всеславянского государства и т. п., так как на этом пути немцы, благодаря их государственным талантам и их природной способности к политической дисциплине, всегда возьмут верх. Для доказательства и иллюстрации этого положения он делает обзор всех событий новейшей европейской истории и подвергает довольно тонкому, хотя и одностороннему анализу все политические отношения современной ему Европы. Единственной силой, способной бороться с поработительными тенденциями пангерманизма, Бакунин считал социальную революцию, главной задачей которой он признает разрушение исторических централизованных государств, с заменой их свободной, не признающей писаного закона, федерацией общин, организованных по коммунистическому принципу.

   Плеханов  Георгий Валентинович (1856-1918) - русский  экономист, марксист. В своих работах: «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «Обоснование народничества в трудах г-на Воронцова (В.В.)» (1896) и других развивал и углублял критику экономической концепции либерального народничества. Также Плеханов выступал с резкой критикой бернштейнианства. В своих работах Плеханов последовательно проводил основное положение марксистской теории стоимости о том, что стоимость определяется не естественными свойствами вещи, а трудом, затрачиваемым на производство товара. Раскрывая значение и особенности общественного разделения труда в условиях товарного хозяйства, обусловливающего взаимозависимость товаропроизводителей друг от друга и единственно возможную форму их связи посредством рынка, Плеханов показывает, что стоимость представляет собой воплощение общественных отношений товарного производства.

   Петр  Бернгардович Струве (1870-1944). "Для  успехов научного исследования огромную возможность имеет принципиальное разделение между теоретическими построениями и практическими идеями, устанавливающие взаимную независимость и тех и других. Это принципиальное разделение должно быть признано за руководящее начало отыскания теоретической истины". "Социализм реален лишь постольку, поскольку он в отрицательных терминах воспроизводит капитализм".

   "Капитализму  же принадлежит та историческая  заслуга, что он на фундаменте  неравномерного распределения создал  производство, не мирящееся с  этой неравномерностью и во  имя своего существования ее  отрицающее".

   "Социальные  реформы составляют звенья, связывающие капитализм с тем строем, который его сменит, и - каков бы ни был политический характер того заключительного звена, которое явится гранью между двумя общественно - экономическими формами,- одна форма исторически вырастает из другой". Главные сочинения: "Интеллигенция и революция", "Размышления о русской революции", "Пророк русского духовного возрождения". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   До  настоящего момента история русской  экономической мысли рассматривалась  в ограниченных пределах западноевропейской экономической мысли. История развития русской экономической мысли, отличающаяся определенным своеобразием. Специфические же особенности: 
Во-первых, большинству работ русских экономистов в высокой мере присущ дух социал-экономического реформаторства.  
Во-вторых, для большинства экономистов России особое значение имеет крестьянский вопрос и весь комплекс связанных с этим социально-экономических проблем. 
В-третьих, в российской экономической мысли всегда большое значение придавалось общественному сознанию, этике, активной роли политики, другими словами, внеэкономическим факторам. 
   Можно назвать ряд российских традиций и особенностей, которые лучше помогут понять специфику русской экономической мысли. Хорошо известно, что в России, в отличие от Центральной и Западной Европы, не получило юридического закрепления римское право собственности, опирающееся на хорошо организованную базу юридических уложений. Именно там многовековая культура частной собственности развила такое качество экономической личности, как хозяйственный индивидуализм и экономический рационализм. В России же на протяжении многих веков хозяйство было основано не на частной собственности, а на своеобразном сочетании общинного пользования землей и власти государства, выступающего в роли высшего собственника. Это оказало существенное влияние на отношение к институту частной собственности, наложив на него соответствующий нравственно-этический отпечаток. Еще одна российская традиция - склонность к утопическому мышлению, стремление мыслить не реалиями, а образами желаемого будущего. С этим же связана традиция полагаться на "авось", неприязнь к точным расчетам, строгой деловой организации. 
Характерной чертой русского менталитета является также стремление к соборности (добровольному объединению людей для общих действий независимо от имущественного и сословного неравенства) и солидарности, которые реализуются в коллективных формах труда и владения собственностью. 
Что касается хозяйственных российских традиций, то несмотря на их многообразие, они на протяжении веков складывались вокруг двух осевых линий: традиции огосударствления и традиции общинности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Войтов А.Г. История экономических учений. Краткий курс. Учебное пособие –2-е изд. М., Издательский дом «Дашков и К», 2001.
  2. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2001
  3. История экономических учений: Учебно-практическое пособие // Под ред. И.П. Гуровой, С.Л. Сазановой. - Ульяновск, 2001. - 100 с.
  4. Ядгаров Я.С. История экономических учений:Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. И доп. - М.: ИНФРА - М, 2001.- 480 с.

Информация о работе Экономическая мысль России в XVIII веке