Экономическая мысль средневековой Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в систематизации экономических воззрений в средневековой Европе.
Задачи работы:
- выяснить особенности хозяйственных отношений в средневековой Европе;
- изучить экономические воззрения в период раннего средневековья;
- выявить особенности экономических взглядов канонистов (Св. Августин);
- исследовать эволюцию экономических мыслей в трудах европейских схоластов (Ф. Аквинский).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономические идеи в Европе в период раннего средневековья 5
1.1 Особенности развития хозяйственных отношений в средние века 5
1.2 Памятники экономической мысли раннего средневековья 8
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Эволюция экономической мысли в Европе в период средневековья 15
2.1 Экономические взгляды католицистов (канонистов) 15
2.2 Учение схоластов и Ф.Аквинского 19
Выводы по главе 2 24
Заключение 26
Список источников 29

Работа содержит 1 файл

Буробина-Эк.мысль средн.Европы-1.docx

— 70.08 Кб (Скачать)

 Если же посторонний человек вступал на выделенный участок общинного луга, это не считалось правонарушением. Более того, если он скосил траву, то терял лишь сено в пользу владельца луга.

 В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего. В титуле «Об аллодах» даже не ставился вопрос, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей.

 О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствуют и другие титулы «Салической правды», в частности «О переселенцах». Переселиться на территорию общины «чужаку» можно было только при согласии всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывал протест, переселенец должен был покинуть общину. Характерно, что граф, исполняющий решения общинного суда о выселении «чужака», должен был явиться не в дом переселенца, а на участок общинной земли, который им был обработан.

 Но «Салическая правда» знала и исключение из этого общего правила. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протест против поселения «чужака», его землевладение начинало охраняться правом.

«Салическая правда», по существу, санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца, если на то была специальная королевская грамота. Протестующий против королевского распоряжения присуждался к штрафу в 200 солидов.

Завершение этого процесса отражено в другом памятнике этого периода «Капитулярии о поместьях»2 (IХ в.). «Капитулярий о поместьях» - инструкция для ведения хозяйства в собственных владениях короля Карла Великого, изданная в 812 году и предусматривающая, как должно быть организовано поместное хозяйство, [8, c. 187].

В этом документе община уже не упоминается как особая форма землевладения. Владелец поместья в этом законе признается монопольным собственником земли. Большая часть бывших общинников к тому времени была закрепощена. За пользование земле и, принадлежавшей владельцу поместья, они обязаны были вносить натуральный оброк.

Данный источник дает возможность  изучить хозяйственную основу вотчины  и рассмотреть экономические  сдвиги, которые произошли на территории Франкского государства со времен «Салической  правды». «Капитулярий» дает возможность нарисовать картину поместной администрации, выяснить, за счет каких слоев она формировалась, каковы были ее функции и какую роль выполняла она в вотчине.

Мы процитируем здесь наиболее интересные и показательные отрывки  «Капитулярия», которые могут создать некоторое представление о действовавших хозяйственно – экономических порядках.

«Желаем, чтобы поместья наши, коим мы определили обслуживать наши собственные нужды, всецело служили нам, а не другим людям»3.

«Чтобы с людьми нашими хорошо обращались и никто не доводил их до разорения».

«Чтобы не смели управляющие (judices) ставить людей наших на свою службу, требуя от них барщины, рубки [лесного] материала и других работ в свою пользу; пусть также не принимают от них каких-либо даров - ни коня, ни быка, ни коровы, ни свиньи, ни барана, ни поросенка, ни ягненка, ни чего-либо другого, за исключением тыкв, продуктов садоводства, яблок, кур и яиц».

«Если люди наши учинят нам какой-либо вред воровством или другими проступками, пусть то полностью возместят; кроме того, по закону пусть получат наказание бичеванием, исключая человекоубийства и поджоги, за что следует штраф. За проступки же по отношению к другим людям пусть удовлетворяют их претензии по закону, за вред же, учиненный нам, как мы сказали, подлежат бичеванию. А свободные люди, проживающие в наших фисках или поместьях, если в чем провинятся, пусть отвечает каждый по их закону; и что уплатят в качестве штрафа, пусть идет нам, будет ли то скот или иное».

«Желаем, чтобы управляющие наши десятину со всего урожая полностью давали церквам, кои находятся в наших фисках; а другим церквам нашей десятины не давать, разве только где установлена исстари. И не иные клирики пусть стоят во главе этих церквей, а только наши - из людей наших или из нашей капеллы».

«Каждый управляющий, когда ему надо поставить что-либо к нашему столу, должен быть ответственным за то, чтобы все поставляемое им было в хорошем и отличном состоянии, а также самым добросовестным образом и чисто приготовлено. И каждый пусть имеет для своей службы, когда служит для нашего стола, ежедневно по две зерном откормленные курицы; также и прочие припасы во всем должны быть хороши, как мука, так и мясо».

«Желаем, чтобы ежегодно в четыредесятницу, на вербное воскресенье, называемое осанною, управляющие, по нашему приказанию, доставляли деньги с нашего хозяйства, после того как мы познакомимся с отчетностью о количестве наших доходов настоящего года».

«Пусть каждый управляющий смотрит за тем, чтобы люди наши хорошо работали и не шатались бы праздно по рынкам».

«Желаем, чтобы управляющие все, что дадут, израсходуют и отделят на наши нужды, распоряжались записывать в одном списке, а все, что сами истратят, - в другом и особым списком нас извещали бы о том, что будет в остатке».

Таким образом, мы видим, что уже в период раннего средневековья сформированы основные представления о системе хозяйствования: отношения собственности, хозяйственный учет, элементы налогообложения (десятина), управление и контроль, качество продукции, производительность труда и прочее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1

Экономические идеи в Европе в период раннего средневековья зарождались и развивались на фоне постепенного перехода от натурального хозяйства и обмена к более производительной аграрной экономике, появления денег, зарождения ремесел и торговых отношений.

В связи с этим, первоначальные экономические принципы хозяйствования устанавливались монархами в  легально-нравственных документах –  «правдах». Классический пример - «Салическая правда» - кодекс обычного права германского племени Франков (V-VI в.в), в котором можно увидеть свидетельства разложения общинного строя франков и постепенного формирования феодальных хозяйственно-экономических отношений.

«Салическая правда» отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной. Вместе с тем общинные принципы экономической жизни совмещались в ней с признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как правомерных явлений.

Основные экономические проблемы, актуализировавшиеся в период раннего средневековья в Европе сводились к следующим основным:

- отношение к собственности (земле);

- зарождение института купли-продажи  земли;

- разделение человеческих ресурсов на сословия, обладающих различными правами;

- появление и вхождение в  обиход денежного эквивалента  товаров и услуг.

 

Глава 2. Эволюция экономической мысли в Европе в период средневековья

2.1 Экономические взгляды католицистов (канонистов)

В предыдущей главе мы уже отмечали исключительно  сильное влияние церкви на общественные, политические и экономические процессы в средневековой Европе. Неудивительно поэтому, что первичные истоки экономической мысли в данный период найдены именно в трудах служителей церкви. Причем взгляды на хозяйственную жизнь общества были тесно переплетены с общефилософскими концепциями о жизни, месте и роли человека на Земле, его отношению с Богом и др.

Так, например, распространение христианства в Римской империи было во многом подготовлено двумя философскими школами поздней античности - гностиками и стоиками.

Виднейшими  представителями стоиков были Сенека (философ, воспитатель императора Нерона), Эпиктет (раб) и Марк Аврелий (император-философ, водивший дружбу с одним из ведущих еврейских мудрецов). Основной мыслью стоиков была идея о естественном состоянии. То и другое соответствуют свойствам самой природы в отличие от произвольного человеческого законодательства и противоестественной жизни в роскоши, удовольствиях и угнетении слабых. Стоики осуждали богатство и праздность как цель жизни. Они же призывали видеть в рабе полноценного человека, достойного справедливости и уважения. "И римский всадник, и вольноотпущенник, и раб - лишь пустые имена, измышленные честолюбием и несправедливостью", - писал Сенека4.

Христианство, в частности, восприняло от иудаизма утверждение достоинства человеческого  труда как основного источника  богатства, идею принципиального равенства всех людей перед Богом, служебное положение материальной деятельности по отношению к духовной жизни человека, обязательную благотворительность и положение, что все имущество есть собственность Бога. Благодаря христианству эти духовные ценности одного маленького народа стали достоянием народов целого континента.

Психологическое противопоставление между свободным  и рабом, между аристократом и  бедняком было сломано окончательно. Уже в III в. н.э. церковь разрешила  браки между патрициями и рабами. Рабовладельцы были обязаны относиться к рабам как к своим братьям  и, умирая, отпускать их на волю. В первые столетия своего существования христианство осуждало имущественное неравенство. В умеренной форме это проявлялось в обязанности богатых к постоянной благотворительности и милостыне. Категорически осуждалось стяжательство. В крайних формах это доходило до отрицания частной собственности.

Вот как  писал, например, Василий Великий (IV в. н.э.):

«Захватив все общее, обращают в свою собственность... Если бы каждый, взяв потребное для своей нужды, излишнее предоставлял бы нуждающимся, никто не был бы богат, никто не был бы скуден. Не наг ли ты вышел из материнского чрева? Откуда же у тебя, что имеешь теперь? Если скажешь, что это от случая, то ты безбожник, не признаешь Творца, не имеешь благодарности к Даровавшему. А если признаешь, что это от Бога, то скажи причину, ради которой получил ты. Ужели несправедлив Бог, неравно разделивший нам потребное для жизни? Для чего же ты богатеешь, а тот пребывает в бедности?.. Как же ты не любостяжателен, как же ты не хищник, когда обращаешь в собственность, что получил только в распоряжение?5"

Августин, в свою очередь, объявил частную собственность причиной ссор, вражды и раздоров. Климент Александрийский, Киприан Медиоланский, Иероним, Григорий Богослов (их называют отцами церкви, а их книги - святоотеческой литературой или патристикой), Василий Великий, Иоанн Златоуст и их последователи осуждали праздность, восхваляли труд и заработок от собственного труда. Только на этой основе допускалось владение имуществом, да еще при непременной благотворительности.

Но идеалом  было монашество с его общинным владением  и непременным физическим трудом Монахи-бенедиктинцы всегда носили за поясом серп. Это было не просто орудие труда, это была уже эмблема. Множилось  число монастырей, притом каждый новый  основывался в диком месте. Монахи расчищали землю от лесов и  болот, окультуривали ее и возделывали. Напоминание о том, что Иисус  из Назарета был плотником, а апостолы - рыбаками, возвышало и ремесленный труд.

Деньги  рассматривались как зло, хотя и  неизбежное. Только благотворительность  могла оправдать их наличие.

Торговля, хотя и не осуждалась безусловно, но отношение к ней было подозрительное. Торговец ничего не прибавляет к ценности товаров, рассуждал Иероним, и если он получает за них больше, чем заплатил, то его прибыль есть чей-то убыток. По словам Иоанна Златоуста, раз Иисус изгнал торговцев из Храма, то ни один христианин не может быть купцом. Что такое купец? Это тот, кто покупает, чтобы продать. Если же купленные вещи продаются после какой-то обработки, то это с христианством совместимо.

Раннехристианские авторы (в том числе и названные выше) допускали торговлю только в пределах удовлетворения своих потребностей (в смысле, не для наживы). Брать можно было только «справедливую цену».

Здесь мы встречаемся с иным подходом к  цене, чем у Аристотеля (которого все авторы хорошо знали). Античный философ пытался понять, как формируется  цена в свободном торге двух партнеров. В данном же случае перед нами попытка  предписать партнерам по торгу некое  правило.

Однако, в учениях католицистов мы не видим пока еще указаний о том, как определять цену. Дело ограничивается общим правилом: справедливая цена - это такая, какую можно взимать, не приняв греха на душу.

Отношение к ростовщичеству было резко отрицательным. Тут сходились вместе Библия и Аристотель. Василий Великий называл процент «чудовищным зверем» и «порождением ехидны». Церковные соборы с IV в. и далее - Арльский, Никейский и другие - запрещали духовным лицам заниматься ростовщичеством под угрозой немедленного отлучения от церкви. Мирянам делалось послабление: на первый раз прощалось при условии покаяния, но при повторе - отлучение. Официально отношение к взиманию процентов оставалось таким до XV - XVI вв, [1, c. 116].

Говоря  в целом, отцы церкви не пытались объяснить реальность такой, как она есть (этот метод в науке называется позитивным, и таков метод Аристотеля), а предписывали, какой ей следует быть (такой метод называется нормативным). Насколько экономическое поведение реальных людей той эпохи следовало указаниям христианских авторитетов - это вопрос, которого мы здесь не касаемся. В общем, можно, пожалуй, сказать так: для всей эпохи средних веков характерным было то, что хозяйственная жизнь развивалась сама по себе, а экономическая мысль - сама по себе. Оно и понятно. Пока все науки развивались в рамках религиозной мысли, должен был неизбежно господствовать нормативный подход. Ведь религиозные критерии не меняются. Поэтому экономическая мысль могла развиваться только под девизом «как должен поступать истинный христианин».

Информация о работе Экономическая мысль средневековой Европы