Экономическая мысль средневековой Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в систематизации экономических воззрений в средневековой Европе.
Задачи работы:
- выяснить особенности хозяйственных отношений в средневековой Европе;
- изучить экономические воззрения в период раннего средневековья;
- выявить особенности экономических взглядов канонистов (Св. Августин);
- исследовать эволюцию экономических мыслей в трудах европейских схоластов (Ф. Аквинский).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономические идеи в Европе в период раннего средневековья 5
1.1 Особенности развития хозяйственных отношений в средние века 5
1.2 Памятники экономической мысли раннего средневековья 8
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Эволюция экономической мысли в Европе в период средневековья 15
2.1 Экономические взгляды католицистов (канонистов) 15
2.2 Учение схоластов и Ф.Аквинского 19
Выводы по главе 2 24
Заключение 26
Список источников 29

Работа содержит 1 файл

Буробина-Эк.мысль средн.Европы-1.docx

— 70.08 Кб (Скачать)

Однако  не нужно думать, будто из-за неизменности религиозных принципов экономическая  мысль не могла развиваться. Она  не только развивалась, но в ней даже стали появляться элементы анализа, т.е. науки в современном смысле.

В качестве вывода можно сказать следующее. Для средневековых богословов принципы христианства были «правилами», а экономическая мысль – «задачами». Когда они вырабатывали нормы экономического поведения христианина в каких-то случаях, они как бы применяли правила математики для решения задач. Менялись «условия задач» - требовалось отыскивать новые решения на основе тех же «правил». Примерно так развивалась экономическая мысль в средние века.

2.2 Учение схоластов и Ф.Аквинского

Фома  Аквинский (1225-1274) – один из самых ярких мыслителей средневековой Европы. Поэтому, мы считаем необходимым осветить кратко основные моменты его биографии [1, c. 132].

Фома Аквинский - знаменитый итальянский схоластик (дословно «схоласты» - «люди школы»), сын графа Ландольфа Аквинского. Родился в 1225 или 1227 близ Аквино. Первоначальное воспитание получил у бенедиктинских монахов в монте Кассино; с 11 до 17 лет был послушником в Неаполе в ордене доминиканцев. Доминиканцы послали его в Париж, но по дороге он был перехвачен своими братьями и привезен в родовое имение: семья хотела заставить его выйти из ордена. Ему удалось бежать в Неаполь, где он и принял пострижение.

Орден послал его в Кельн к Альберту Великому, с которым Фома был в Париже в 1245. Уже в школе Альберта Аквинский обратил на себя внимание своими выдающимися способностями. В 1252 орден вновь послал философа в Париж для приобретения докторской степени, ради чего он написал сочинение "De ente et essentia" и "De principio naturae". Степень доктора Аквинский получил лишь в 1257, ибо Парижский университет в то время был в ссоре с доминиканцами. Докторат был приобретен им одновременно со знаменитым Бонавентурой.

Долгое  время Аквинский учил с большим успехом в Париже и начал там свое главное произведение "Summa philosophiae, de veritate fidei catholicae contra gentiles" ("Сумма философии, об истине католической веры против язычников"), оконченное в Италии (в 1264), куда его вызвал папа Урбан IV, назначив профессором в Болонье. Умер Фома на пути в Париж в 1274. Папа Иоанн XXII канонизировал его в 1323 году. Полное собрание его сочинений издано в Риме в 1570 - 1571 в 17 томах.

Основная  заслуга Ф.Аквинского состояла в  систематизации и попытке научного истолкования огромного многообразия фактических данных, что дало ощутимую пользу для многих областей знаний, в том числе, для экономики.

Например, вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский развивает мысль о естественности натурального хозяйства и в связи с этим производит деление богатства на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по мысли Ф.Аквинского, не делает человека счастливым и приобретение такого богатства не может быть целью, так как последняя должна состоять в «нравственном усовершенствовании». Это убеждение вытекает из идеологии христианства, где даже экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни - спасению души. В средневековой теории нет места такой экономической деятельности, которая не связана с моральной целью. И потому на каждом шагу существуют ограничения, запреты, предупреждения не позволять экономическим интересам вмешиваться в серьезные дела.

В соответствии с догмами Аристотеля и традициями католической церкви, Ф.Аквинский осуждал ростовщичество, называя его «постыдным ремеслом». Он писал, что, давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют процент как плату за время, предоставляемое им заемщику. Однако время - это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения. Среди средневековых философов общим было убеждение, что ростовщики недостойны честного имени и излишни для общества, так как не доставляют ему необходимых для жизни предметов. Интересно, тем не менее, что впоследствии теория процента и временной стоимости денег все-таки легла в основу классической экономики.

В отношении торговли средневековые схоласты, в том числе и Аквинский, были убеждены, что она представляет собой занятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Провидением. Торговая прибыль сама по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь и может быть использована для честной цели. К тому же прибыль может являться платой за труд, если произошла продажа вещи, «измененной к лучшему». Но в то же время торговля - это опасное дело (в плане искушения) и человек должен быть уверен в том, что занимается ею ради всеобщей пользы и что прибыль, которую он извлекает, не превышает справедливой оплаты его труда.

Интересен у Ф. Аквинского и взгляд на частную  собственность и проблему справедливости. Как известно, в раннем христианстве идея равенства воплотилась в идее отказа от частной собственности, обобществления имущества и в утверждении всеобщей обязанности трудиться.

В соответствии с давними традициями христианства труд у Аквинского получил позитивную оценку как необходимый для жизни, избавления от праздности, укрепления нравственности. В то же время, вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский отвергает идею о равнозначности всех видов труда, рассматривая физический труд как рабское занятие.

Значительные  трудности возникают с проблемой  оправдания частной собственности. Отходя от идей раннего христианства, мыслители средневековья утверждают, что частная собственность необходима, по крайней мере, в этом несовершенном  мире. Когда добро принадлежит  отдельным людям - люди больше работают и меньше спорят. Поэтому необходимо терпеть существование частной  собственности как уступку человеческой слабости, но в тоже время сама по себе она отнюдь не желательна. Господствовало мнение, по крайней мере, в области  нормативной этики, что имущество, даже в наилучшем случае, представляет собой некоторое бремя. При этом оно должно быть добыто законным путем, принадлежать как можно большему числу людей и давать средства для помощи бедным. Пользоваться им нужно по возможности сообща. Его обладатели должны быть готовы делиться с теми, кто в нужде, даже если нужда их не достигает нищеты. Философским обоснованием этих положений являются: идея справедливого Бога и идея ограниченности количества материальных благ. Последняя своими корнями уходит в язычество, к господствующим в период распада родовой жизни представлениям, что чрезмерно удачливый земледелец или охотник - колдун и вор. Если кто-то получил лучший урожай, значит, он украл его у соседа и этот урожай – «духов урожай». Здесь мы видим идею замкнутой вселенной с постоянной, не изменяющейся суммой благ. Отсюда и желание поровну разделить, вследствие чего у всех будет все необходимое и ни у кого не будет излишка.

Неприятие чрезмерного богатства связывает  средневековых схоластов, в том числе, Ф.Аквинского не только с Аристотелем, но и с Платоном. У последнего целью идеального государства является «изгнание неблагородной страсти к наживе», поскольку именно излишек порождает такие отвратительные качества, как лень и жадность. И именно от древнегреческих мыслителей в средневековую схоластику вошло убеждение, что стать очень богатым, оставаясь добродетельным - невозможно.

Однако, несмотря на негативное отношение в  целом к частной собственности, торговле, и тем более к проценту, они в реальной экономической  жизни существовали и не считаться с этим было невозможно. И возникает вопрос - а каковы в этих условиях критерии справедливости, в том числе справедливого обмена и справедливой цены? 
Еще Аристотель, в противоположность тем, кто требовал установления имущественного равенства общины свободных, выдвигал тезис, что распределение благ должно строиться на принципах справедливости, то есть «по достоинству». Это означало, в свою очередь, справедливость существования имущественного неравенства. Идею Аристотеля воспринял и развил Ф.Аквинский. В его представлении общество мыслилось как иерархическое и сословное, где подняться выше своего сословия грешно, ибо деление на сословия установлено Богом. В свою очередь, принадлежность к сословию определяет уровень богатства, к которому должен стремиться человек. Другими словами, человеку дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его социальному положению. Но стремление к большему - это уже не предприимчивость, а жадность, которая есть смертный грех. 
Эти положения легли в основу рассуждений Ф.Аквинского о справедливой цене. В период средневековья дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:

- первая - справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;

- вторая - справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличествующее их сословию благосостояние.

Ф.Аквинский  в своей теории справедливой цены вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене. Один вид справедливости гарантирует  цену «сообразно вещи», то есть сообразно затрат труда и расходов (здесь эквивалентность трактуется в терминах издержек). Второй вид справедливости обеспечивал больше благ тому, кто «больше значит для общественной жизни». Здесь эквивалентность трактуется как присвоение в обмене той доли благ, которая соответствует достоинству обменивающегося. Это означало, что процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена [4, c. 221].

Защита  привилегий правящих классов обнаруживается в трудах Ф.Аквинского и в оправдании правомерности получения земельной  ренты, которую он рассматривает  как продукт, созданный силами природы  и потому присваемого земельным собственником. Именно получение ренты, по мнению Ф.Аквинского, дает возможность избранным заниматься духовным трудом «во имя спасения остальных».

Выводы по главе 2

Наиболее  значимые представители экономической  мысли Европы в среднем и позднем средневековье - представители школы канонистов: ранней школы святой Августин Блаженный (353-430г.г.) и поздней школы Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274 г.г.).

Следует признать Фому Аквинского наиболее крупной фигурой экономической мысли на позднем этапе ее развития. Его воззрения в работе «Сумма теологии» существенно разнятся от положений основателя раннего канонизма Августина. Это связано с его учетом реалий своего времени. Он выискивает новые объяснения социального неравенства и сословного деления общества. Не оспаривая святого Августина, Фома Аквинский двойственными характеристиками, схоластическими суждениями в целях компромисса и примирения с ранней школой, сумел диаметрально изменить суть первоначальных трактовок хозяйственных явлений и экономических категорий Августина.

Фома  Аквинский оправдывал социальное неравенство  людей, защищал частную собственность, идеализировал натуральное хозяйство. Но одновременно он порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывал обмен. В его  работах нашли отражение специфические вопросы товарного производства.

Наиболее  важным из них является проблема "справедливой цены". Основанием обмена Аквинат считал равенство пользы обмениваемых вещей. Выражением этого принципа у него выступает "справедливая цена", которую он объяснял в виде необходимых для изготовления товара "количеств труда и издержек". Здесь имеется внешнее сходство с трудовой теорией стоимости, но оно обманчиво. Постановка проблемы "справедливой цены" у Аквината носила этически-нормативный характер, была основана на сословном понятии справедливости. При такой трактовке трудовой момент играл условную роль.

В своем  трактате Фома Аквинский рассматривал и другие атрибуты товарного хозяйства. В трактовке денег он придерживался  номиналистической теории их происхождения, признавал необходимость их как  меры стоимости и средства обращения. Его отношение к ростовщичеству и торговле страдало противоречивостью. С одной стороны, он осуждал ростовщичество, а с другой – обосновывал благопристойность  ссудных операций осуществляемых церковью. Он осуждал торговлю с целью получение  барыша, но в целом – оправдывал ее.

 

 

 

 

Заключение

Сформулируем  основные выводы по задачам, поставленным в работе.

Экономическая мысль в Европе в период раннего средневековья развивались на фоне постепенного перехода от натурального хозяйства и обмена к более производительной аграрной экономике, эпохе возникновения денег, зарождения ремесел и торговых отношений.

Первоначальные экономические принципы хозяйствования устанавливались монархами в легально-нравственных документах - «правдах». Такова, например, «Салическая правда» («Салический закон») - сборник экономико-юридического права салических франков, которая отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной.

Отличительные особенности видятся  в том, что основные экономические проблемы, актуализировавшиеся в период раннего средневековья в Европе, сводились к проблемам отношений к земле, зарождению института купли-продажи, разделению населения на сословия, появлению и вхождению в обиход металлических денег как средства обмена.

Следует признать, что первичные истоки экономической мысли в период средневековья представлены церковнослужителями (Св. Августин). Это обусловлено тем, что в Европе существовала единая религия – христианство, которая стала единой философской базой как в области установления правопорядка, так и в сфере хозяйственной деятельности.

Основные идеи канонического учения применительно к экономике провозглашали единые ценности:

- вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

- нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

- «справедливая цена» - есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Тем не менее, систематическое истолкование и развитие идей канонизма, следует приписать итальянскому монаху Фоме Аквинскому (1225-1274).

Эволюцию  экономических взглядов от Августина  до Аквинского можно выразить следующими тезисами:

Информация о работе Экономическая мысль средневековой Европы