Экономическая реформа 1965г

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:47, реферат

Описание работы

Суть ее заключалась в том, чтобы отказаться от показателя валовой продукции, критерием оценки работы предприятия установить показатели прибыли и рентабельности производства при обязательном выполнении плановых договорных поставок в натуральном выражении; дать предприятиям самостоятельность при определении численности работников, величины заработной платы, производительности труда, финансирования производственной деятельности, а также созданием и распределением фонда материального поощрения.

Содержание

1)Введение……………………………………Стр.2
2)От кооператора - до главы правительства………………………………Стр. 3
3)Основные положения реформы..Стр. 4
4)Обострение кризиса советской экономики…………………………………….Стр.8
5)Либеральная концепция Либермана……………………………………Стр.9
6)Хозяйственная реформа в действии……………………………………….Стр.10
7)Скрытая сущность реформы……..Стр.10
8)Обывательская психология……….Стр.12
9)Причины просчетов Косыгина….Стр.14
10)Крах реформы – конец карьеры….......................................................Стр.15
11)Заключение………………………………Стр.16
12)Список литературы…………………..Стр. 17

Работа содержит 1 файл

СибГУТИ.docx

— 50.54 Кб (Скачать)

СибГУТИ

Кафедра философии  и истории 
 
 

Экономические реформы 1965г. 

Выполнил  студент Чепурной А.А.

Проверил  Боровой Е.М. 
 
 

Новосибирск

2011

СОДЕРЖАНИЕ:

1)Введение……………………………………Стр.2

2)От кооператора - до главы правительства………………………………Стр. 3

3)Основные положения реформы..Стр. 4

4)Обострение кризиса советской экономики…………………………………….Стр.8

5)Либеральная концепция Либермана……………………………………Стр.9

6)Хозяйственная реформа в действии……………………………………….Стр.10

7)Скрытая сущность реформы……..Стр.10

8)Обывательская психология……….Стр.12

9)Причины просчетов Косыгина….Стр.14

10)Крах реформы – конец карьеры….......................................................Стр.15

11)Заключение………………………………Стр.16

12)Список  литературы…………………..Стр. 17 
 

Введение

     Выбрал эту тему, так как считаю ее интересной и достаточно увлекательной для раскрытия. Она не очень популярна в обсуждении, но имеет большое значение.

     Целью моей работы является узнать о причинах проведения, эффективности и результатах реформы.

    Экономическая реформа 1965г. в СССР [1] - реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществленная в 1965-1970 гг. Она характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием материального стимулирования. Данная реформа связывается с именем председателя Совета Министров СССР - Косыгина А.Н.

 

      Алексея Николаевича Косыгина называют самым умным и интеллигентным главой Правительства за всю послевоенную историю Советского Союза. При этом не обходится и без восхваления «косыгинской» реформы 1965 года, этой первой после войны попытки перевода советской экономики на рыночные рельсы, хотя она тогда и провалилась. Не только либералы, но даже искренние приверженцы социализма и плановой экономики разделяют уважительное отношение к Косыгину и его реформе, хотя именно она нанесла самый сильный удар по основам советского строя. 
     Возможно, это происходит потому, что не все знают: истинным «отцом» реформы был не Косыгин, а ученый-экономист Евсей Григорьевич Либерман[2]. Еще в 1962 году в газете «Правда» появилась его нашумевшая тогда статья «План, прибыль, премия», в которой предлагалось сделать главными критериями эффективности работы предприятия прибыль и рентабельность. В 1962 году Хрущев дал добро на проведение хозяйственного эксперимента в духе концепции Либермана на нескольких предприятиях. 
     

[1]- также известна как Косыгинская реформа, а на Западе как реформа Либермана.

[2]- Евсей Григорьевич Либерман – ученый-экономист, впоследствии, если не ошибаюсь, эмигрировавший в США.

От  кооператора – до главы правительства

 
     Не стану излагать биографию Косыгина, а лишь отмечу, что он поступил учиться  в кооперативный техникум, потому что тогда лозунг Ленина «Кооперация - путь к социализму» воспринимался  как откровение, указывающее путь спасения разоренной Гражданской войной страны. Работа в Сибири в потребительской  кооперации сформировала его как  рыночника, который, видимо, хорошо бы вписался в мир НЭПа. 
     Но работать ему в дальнейшем пришлось совсем в другой обстановке. Началось свертывание кооперации [3], и в 1930 году Алексей Николаевич возвратился в Ленинград. По окончании текстильного института началась его стремительная карьера: за четыре года он прошел путь от мастера до заместителя председателя Совнаркома СССР и члена ЦК ВКП(б), а после Великой Отечественной войны стал членом Политбюро. 
     Сталин ценил Косыгина как специалиста, но не считал его крупным государственным деятелем. Как передавал мне бывший министр путей сообщения      И.В. Ковалев, одно время близкий к Сталину, вождь говорил о Косыгине: «Легковик!», имея в виду, очевидно, не только то, что тот возглавлял Министерство легкой промышленности, но и то, что он «легковат» для серьезной государственной работы.                                                         

     При Хрущеве Косыгин стал первым  заместителем председателя Совета  Министров СССР и председателем  Госплана СССР. Когда в 1964 году  Хрущева отправили на пенсию, Первым секретарем ЦК партии  стал Брежнев, а Косыгин возглавил  Правительство СССР. 
     Вообще Косыгин, сам «интеллигент ленинградской закалки» и повседневно общавшийся с видными представителями интеллигенции, был неким чужаком в правящей советской элите. Недолюбливая Косыгина, коллеги по Политбюро и правительству в глубине души признавали его превосходство над ними и завидовали ему. 
     Из всех высших руководителей СССР Косыгин был наиболее склонен к идее конвергенции социализма и капитализма, к предложениям «рыночников», считал образцовым уровень жизни на Западе, выступал за продолжение линии ХХ и ХХII съездов партии на либерализацию жизни в стране. 

 

[3]-о чем он очень сожалел

   

     Любопытная деталь: многие отмечали, что Косыгин внешне всегда был строг и серьезен, почти  никогда не улыбался, хотя, говорят, на самом деле он был доброжелательным к людям, а дома вообще становился чуть ли не душой компании. Один мой знакомый так объяснил это противоречие. Косыгин в душе был убежден в том, что советская хозяйственная система, какой она сложилась при Сталине, была монстром, не поддающимся усовершенствованию, и он, много работая над ее поддержанием в рабочем состоянии, ощущал бесполезность своих усилий. А при таком настрое уже не до улыбок.

 

Основные  положения реформы

 

     Реализуемая после отстранения от власти Хрущёва реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х — начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР Косыгина А.Н.

     Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:

«Об улучшении  управления промышленностью, совершенствовании  планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС)  
     «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.) 
     «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г. 
    «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчётов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.) 
     «О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967 г.)  
     «О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июня 1967 г.)  
«О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 23 июня 1967 г.)

     «О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967 г.)  
     «О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (7 июля 1967 г.)  
     «О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968 г.)  
     «О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969 г.)

     Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

 

   1)Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

   2)Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.

   3)Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.

   4)Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).

   5)Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

     В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

     Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в ст. 16 Конституции СССР 1977 г.:

     Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчёт, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей.

     Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

     Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.

     Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.

     Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).

<

Информация о работе Экономическая реформа 1965г