Экономическое учение А.Маршала

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:04, реферат

Описание работы

Альфред Маршалл (1842—1924) — одна из наиболее выдающихся личностей в истории экономической мысли. По влиянию на разви¬тие экономической теории XX в. его можно сравнить разве что с Вальрасом, а его «Принципы экономической науки» являются, пожалуй, единственной книгой по экономической теории XIX в., которую мож¬но рекомендовать изучающим микроэкономику даже в конце XX в.
Вопреки желанию отца, который хотел видеть сына студентом Оксфордского университета, а затем священником, Маршалл по¬лучил математическое образование в Кембридже. Биографы неиз¬менно отмечают тот факт, что он стал вторым из всех кембриджских бакалавров на открытом экзамене по математике. Так или иначе, матема-тическая подготовка Маршалла превосходила уровень всех его современников-маржиналистов. Тогда же в Кембридже проявились и чрезвычайно разносторонние интересы Маршалла в области фило¬софии и общественных наук. По его собственным воспоминаниям, он шел от метафизики к этике, от этики к политической экономии. Изучая труды Рикардо и Дж.Ст. Милля, Маршалл перекладывал их для себя на язык диаграмм, что в дальнейшем привело его к графи¬ческому методу анализа, закрепившемуся в современной экономи¬ческой науке именно благодаря его усилиям. С 1877 по 1885 г. Мар¬шалл преподавал политическую экономию сначала в Бристоле, а затем в Оксфорде. С 1885 до 1908 г. был профессором Кембридж¬ского университета, где стал основоположником знаменитой Кем¬бриджской школы. Среди его учеников были А.С. Пигу, Дж.М. Кейнс, Дж. Робинсон и многие другие. Слава Маршалла как ведущего экономиста-теоретика долгое время основывалась имен¬но на его лекциях, поскольку, стремясь к совершенству, он мучи¬тельно долго писал и готовил к печати свой главный труд: «Принципы экономической науки» (1890) . Другие книги Мар¬шалла: «Экономика промышленности» (1879), «Промышленность и торговля» (1919) и «Деньги, кредит и коммерция» (1923) - содержат преимущественно более ранние работы Маршалла. Благодаря активной преподаватель¬ской деятельности и влиянию «Принципов...» Маршалл доминиро¬вал в британской экономической науке с 1890-х до начала 1930-х годов.
Маршалл был завершающей, систематизирующей фигурой маржиналистской революции в том же смысле, в каком Дж.Ст. Милль выполнял ту же функцию для классической школы. Как и труд Мил- ля, «Принципы...» Маршалла являлись наиболее полным сводом су¬ществующей теории и учебником для многих поколений студентов.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………..…...3
2. Место Маршалла в истории экономической мысли…………………………………...4
3. Склонность Маршалла к синтезу проявилась по многим направ-лениям…………….4
4. Метод частичного равновесия…………………………………………………………..5
5. Анализ полезности и спроса……………………………………………………………6
6. Кривая спроса…………………………………………………………………………..6
7. Эластичность спроса……………………………………………………………………8
8. Потребительский излишек……………………………………………………………..9
9. Анализ издержек и предложения……………………………………………………..10
10. Равновесная цена и влияние фактора времени……………………………………….10
11. Влияние спроса и издержек на формирование равновесной цены………………….13
12. Заключение…………………………………………………………………………….14
13. Список литературы……………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

История экономических учений.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Эластичность  спроса

      Хотя идея эластичности спроса  не является в чистом виде  изобретением Маршалла (более ранние варианты ее содержатся у Курно, а также в работе Ф. Дженкина 1870 г.), систематическое описание этого понятия и его превращение в категорию экономического анализа всецело представляет собой заслугу автора «Принципов...». Маршалл также сделал эластичность универсальной категорией, впервые применив это понятие не только к спросу на товары, но и к спросу на  факторы производства, а также к предложению. Количественным выражением эластичности спроса является отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены. По мере изменения цены товара эластичность спроса на него также изменяется. Общее правило для товаров широкого потребления состоит в том, что «эластичность спроса велика при высоких ценах, велика или по крайней мере значительна при средних ценах, но по мере снижения цен сокращается и эластичность спроса, причем она постепенно вовсе исчезает, если падение цен столь сильно, что достигается уровень насыщенности спроса». Однако дополнительные сложности вносят различия в эластичности спроса на одно и то же благо со стороны разных имущественных классов: богатых, среднего класса и бедных, - которым Маршалл уделяет большое внимание. В качестве примера он берет спрос на зеленый горошек. Спрос богатых на это продукт, как правило, неэластичен. Эластичность спроса среднего класса вначале высока, но сокращается по мере снижения цены и исчезает при насыщении спроса. Что же касается бедных, то их спрос остается эластичным и при очень низких ценах.

     Так как средние и бедные слои общества более многочисленны, чем богатые, то совокупный спрос на товары широкого потребления обычно бывает эластичным.

     Маршалл сформулировал некоторые закономерности, которым подчиняется эластичность спроса. Более эластичным является спрос на товары, обладающие следующими свойствами:

  1)они  не являются жизненно необходимыми;

  2)доля  расходов на них в потребительском  бюджете велика;

  3)изменение  цен на них длительно;

  4)они  имеют большое количество товаров-заменителей;

  5)они  имеют большое количество способов  употребления (при повышении цены  от некоторых из них можно  отказаться).

Потребительский излишек

     Пожалуй, наиболее ориентированной на практическое применение категорией в экономической теории Маршалла является потребительский излишек. По словам Дж. Хикса, теория потребительского излишка была признана самой значительной новинкой в «Принципах экономической науки» в год их опубликования. Опять-таки соответствующая идея впервые была высказана до Маршалла Жюлем Дюпюи. Но имя и широкое употребление понятие потребительского излишка получило от Маршалла. Потребительским излишком Маршалл называет «разницу между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит». Эта разница представляет собой «экономическое мерило его добавочного удовлетворения». В качестве примера Маршалл приводит случай с покупателем чая, для которого функция спроса описывается следующим образом:

                 Цена (в шиллингах)                                       Величина

                 спроса (в фунтах)

                                  20                                                            1

                                 14                                                             2

                                 10                                                             3

                                  6                                                              4

                                  4                                                              5

                                  3                                                              6

                                  2                                                              7 
 

     Это означает, что полезность первого фунта оценивается в 20 шиллингов, второго — в 14, третьего — в 10 и т.д.

     Предположим, что рыночная цена чая — 2 шиллинга за фунт и наш покупатель приобретает 7 фунтов любимого напитка, истратив 14 шиллингов. Тогда общая полезность или «подлинная ценность», которую он при этом получает, измеряется суммой 20 + 14 +...+ 2  = 59 шиллингов, а потребительский излишек равен 59 — 14 = 45 шиллингам. Его можно трактовать как дополнительное удовольствие, которое потребитель получает, покупая за свои 14 шиллингов именно чай, а не какой-нибудь другой товар, ценность которого не превышала бы заплаченные за него 14 шиллингов. Соответственно, общую полезность, которую покупатель получает, приобретая некоторое количество единиц блага, можно описать суммой его стоимости и потребительского излишка.

     Если предположить, что вкусы людей приблизительно равны, а денежная единица представляет для них одинаковую ценность, то понятие потребительского излишка можно распространить на совокупное потребление данного товара, что позволило Маршаллу заложить основы современной экономической теории благосостояния .

     Потребительский излишек получают, естественно, и потребители общественных благ, предоставляемых бесплатно. Если при расчете общественного благосостояния ограничиться только стоимостью платных благ и услуг, мы получим сильно заниженную оценку.

Анализ  издержек и предложения

     В области анализа предложения и издержек Маршалл уделял особое внимание тенденциям к возрастающей или убывающей отдаче при росте объемов производства.

     Этот круг проблем анализируется в книге IV. Здесь Маршалл приходит к выводу, что тенденция к убывающей отдаче связана с использованием природных факторов производства, тогда как идущее от человека усовершенствование организации ведет к возрастанию отдачи от масштабов производства. Причиной этой последней тенденции является экономия: «внутренняя» и «внешняя». Поэтому в сырьевых отраслях, включая сельское хозяйство, господствует закон убывающей отдачи (возрастания издержек при увеличении масштаба производства), в отраслях, где стоимость сырья играет небольшую роль, действует, согласно Маршаллу, закон возрастающей отдачи или снижения издержек. 

Равновесная цена и влияние фактора времени

     Как уже отмечалось, равновесие спроса и предложения — это центральная тема «Принципов...». Она разрабатывается Маршаллом в книге V.

     В отличие от австрийцев Маршалл считает изолированные бартерные сделки более сложными для анализа, чем систему купли-продажи. Дело в том, что при изолированном обмене «каноэ на ружье» подлинное равновесие может быть достигнуто только случайно: при наличии конкуренции каждый участник обмена, вероятно, был бы готов отдать больше, чем фактически отдал. Не склонен Маршалл рассматривать и куплю-продажу неоднородных, уникальных благ: картин старых мастеров, редких монет и т.д. Таким образом, в центре внимания Маршалла находятся «торговые сделки, повседневно встречающиеся в современной жизни».

     Маршалл настаивал на том, что равновесная цена имеет смысл только применительно к определенному периоду. Использованный Маршаллом способ учета фактора времени в экономическом анализе является одним из важнейших его вкладов в современную экономическую теорию. Излагая в книге V свою теорию равновесия спроса и предложения, Маршалл подчеркивает, что она всякий раз имеет смысл только для определенного периода времени. В качестве примера он приводит рынок свежей рыбы, на котором не может существовать никаких запасов.

Рыночный день. Каждый день на рыбном рынке складывается специфическая ситуация, главным образом из-за случайных колебаний улова, связанных с погодными условиями и т.д. Улов, т.е. величина предложения рыбы, не поддается изменению и является фиксированным . Этим и определяется временное равновесие спроса и предложения в данный рыночный день. Соответственно, будут наблюдаться случайные ежедневные колебания цен на рыбу. Издержки производства не играют в этих колебаниях никакой роли, цена на рыбу определяется соотношением ее наличия и спроса на нее. Но, согласно Маршаллу, эти колебания происходят вокруг некоего центра, который он называет нормальной ценой. Эта нормальная цена складывается в течение «нормального периода». Этот период должен быть «короче периода существования рассматриваемого рынка», т.е. за этот период мода и вкусы должны быть постоянными, никакой новый заменитель не должен влиять на спрос и никакое новое изобретение не должно воздействовать на предложение.

Нормальный  период может быть кратко- и долгосрочным. Факторы, влияющие на формирование равновесной цены, в каждом из этих двух случаев будут различны.

Краткосрочный период. В этот период возможны изменения как спроса, так и реагирующего на него предложения. Загрузка мощностей может возрасти, но их величина остается неизменной — инвестиции не допускаются. В качестве примера Маршалл приводит случай, когда спрос на рыбу увеличился вследствие падежа крупного рогатого скота и соответствующего повышения цен на мясо. Краткосрочный период (в данном случае он, по оценкам Маршалла, составит 1 — 2 года) характеризуется тем, что предложение рыбы может быть увеличено, но в ограниченном размере. Количество рыбаков и величина их производственных мощностей остаются фиксированными, но загрузка их увеличивается. Рыбаки будут чаше выходить в море или начнут использовать старые лодки или суда, не построенные специально для рыбной ловли. Естественно, это приведет к увеличению удельных издержек, но вызванное ростом спроса увеличение цены должно его компенсировать (иначе такая ситуация не будет равновесной). В итоге мы имеем, говоря словами Маршалла, ситуацию, когда «увеличение объема спроса повышает нормальную цену предложения», а если говорить более привычным современным языком, ситуацию, когда кривая спроса сдвинулась вверх и пересекла кривую предложения в более высокой точке. Это значит, что здесь в определении равновесной цены играют роль изменения как спроса, так и издержек.

Долгосрочный период. Теперь предположим вслед за Маршаллом, что рост спроса на рыбу вызван более долгосрочным фактором: изменением вкусов. В этом случае, очевидно, «силы, которыми регулируется предложение, развернутся в полной мере», т.е. в отрасль будут притекать дополнительный труд и дополнительный капитал. Что произойдет при этом с удельными издержками производства, заранее сказать трудно. С одной стороны, истощение природных ресурсов заставит в поисках рыбы совершать более далекие плавания, т.е. скажется действие закона убывающей отдачи. С другой стороны, отрасль кораблестроения, достигнув больших масштабов производства, будет обладать «лучшей организацией и большей экономичностью», т.е. будет достигнута экономия на масштабах или возрастающая отдача. Все зависит от соотношения этих противоположных тенденций. Если сильнее окажется тенденция к убывающей отдаче, долгосрочная кривая предложения будет возрастающей и «нормальная» цена в долгосрочном периоде повысится. Если верх возьмет тенденция к возрастающей отдаче, кривая предложения будет убывающей и нормальная цена в итоге понизится. Наконец, если тенденции окажутся равносильными (постоянная отдача), кривая предложения будет горизонтальной и цена не изменится. Таким образом, в долгосрочном периоде определяющую роль в формировании равновесной цены начинают играть издержки, которые в долгосрочном периоде все становятся переменными.

Очень долгие периоды. О них Маршалл упоминает мельком, говоря об «очень постепенных или вековых движениях нормальной цены, порождаемых постепенным ростом знаний населения и капитала, изменениями условий спроса и предложения от поколения к поколению» . В течение этих периодов приспособиться к изменению спроса должны уже «факторы производства факторов производства», т.е. в нашем случае речь может идти о принципиально новой технологии производства рыбачьих судов.

     Следует обратить внимание, что, рассматривая один тип периода, к примеру краткосрочный, мы, следуя Маршаллу, имеем право принять ежедневные колебания, долгосрочные и вековые изменения за прочие равные.

Влияние спроса и издержек на формирование равновесной цены

     Введение в анализ фактора времени позволило Маршаллу интегрировать в своем анализе условий равновесия факторы спроса с факторами издержек. Представители австрийской школы и Джевонс в полемике с классической теорией, определяющей меновую ценность товара издержками его производства, вообще отрицали их роль и ограничивались объяснением ценности со стороны спроса. Маршалл преодолел эту односторонность, указав, что факторы, действующие со стороны предложения, играют столь же важную роль, но эта роль зависит от длительности рассматриваемого периода: чем он короче, тем больше влияние спроса, чем он длиннее, тем больше влияние издержек производства. Это объясняется тем, что «влияние изменений в издержках производства требует для своего проявления, как правило, больше времени, чем влияние изменений в спросе» . Влияние обеих групп факторов на определение ценности Маршалл сравнивает с ролью двух лезвий ножниц в разрезании бумаги: когда одно из лезвий неподвижно (фиксировано), то может сложиться обманчивое впечатление, что бумагу режет только второе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Данная работа представляет собой  попытку охарактеризовать тот  вклад, который внес в развитие  экономической науки английский  экономист Альфред Маршалл. Будучи представителем второй волны «маржиналистской революции», ученый, тем не менее, внес в учение австрийской школы весомые изменения, тем самым выработав новую концепцию, которая получила название «неоклассической политэкономии». В его основном научном труде, известном как «Принципы экономической науки», изложены основы его теории. 
     Сегодня основной труд А.Маршалла остается таким же востребованным, как и век назад. Он рекомендован для ознакомления и изучения студентам-экономистам всех специальностей и является столь же актуальным, как и бессмертный «Капитал» К.Маркса. До А.Маршалла экономика считалась исключительно наукой о богатстве, о том, как достичь оптимального уровня благосостояния. Об этом писали все его предшественники: А.Смит, Д.Рикардо, Н.Сениор. Именно благодаря Маршаллу человек впервые становится не только средством производства - но и главным объектом производства, ученый разрабатывает социальную концепцию и изучает человека как рационального субъекта, действующего в условиях рынка. У А.Маршалла человек является носителем множества характеристик, особенно пристально исследуется поведение человека как социального существа - в той части, в которой действия человека приводят к последствиям, измеряемым в денежном выражении. А.Маршалл очень много и обстоятельно писал о категории человеческого капитала как создающего стоимость, ученый предвидел переход от общества постиндустриального к экономике знаний, где именно знания, умения, навыки человека становятся производительной силой, силой, которая движет развитием прогресса во всем мире.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономическое учение А.Маршала