Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 01:29, контрольная работа

Описание работы

Перенапряжение сил России в годы петровских преобразований, разрушение традиций, насильственные методы реформирования вызывали неоднозначное отношение различных кругов русского общества к петровскому наследию и создавали условия для политической нестабильности.

С 1725 года после смерти Петра I и до прихода к власти в 1762 году Екатерины II на престоле сменилось шесть правителей и множество политических сил, стоящих за ними.

Работа содержит 1 файл

История.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Началось  царствование Екатерины II, которую  современники провозгласили Великой. Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений.

     В первые годы своего правления Екатерина II осуществила реформу Сената (1763), которая сделала работу этого учреждения более эффективной. Императрица провела секуляризацию церковных земель (передачу земли в собственность государства) (1764), которая значительно пополнила государственную казну и облегчила положение миллиона крестьян. Было ликвидировано гетманство на Украине, что соответствовало ее представлениям о необходимости унификации управления на всей территории империи. Екатерина Алексеевна пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья. В эти же годы был открыт ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище). 

     Новый свод законов должен был заменить Уложение 1649 года, учесть новые указы  и манифесты, отразить изменившуюся жизнь страны. Екатерина II написала для Комиссии «Наказ». В этом документе она показала, что недаром изучала сочинения французских просветителей. Понятия добра и честности, которыми, по мысли императрицы, следует руководствоваться депутатам в разработке нового законодательства, вынесены в «Наказе» на первый план. Екатерина хотела бы видеть граждан России охраняемыми законом, провозглашала равенство всех перед законом. Она рекомендовала помещикам так облагать податями и повинностями крестьян, чтобы это не наносило ущерба их хозяйствам и государству в целом.

     В ходе работы Комиссии сразу же выявились  непримиримые противоречия между сословиями. Дворянство требовало ужесточить сыск беглых крестьян и жаловалось на торговую конкуренцию со стороны купцов и  предпринимателей. Депутаты городов рассматривали сферу торговли как исключительное право городских слоев, в первую очередь купечества. Крестьяне, депутаты от народов России жаловались на переход в частные руки государственных земель, на нехватку земель для собственного пользования. [6]

     Во  время работы Комиссии и обсуждения наказов прозвучало требование ликвидации крепостного права, что вызвало  резкую отповедь дворянства. Страсти  накалялись. Особенно это стало очевидным, когда Комиссия перешла к обсуждению самих статей будущего свода законов. Работа затягивалась. В связи с начавшейся войной с Турцией, в конце 1768 года деятельность Уложенной комиссии была приостановлена, в дальнейшем она так и не возобновилась. Сама Екатерина оценила опыт Комиссии как важный урок, познакомивший ее с настроениями разных слоев населения страны.

     После окончания русско-турецкой войны 1768-1774 годов и подавления восстания  под предводительством Е.И. Пугачева (1773-1774) начался новый этап екатерининских реформ, когда императрица уже  сама разрабатывала важнейшие законодательные акты.

     В 1775 году был издан манифест, который  дозволял свободное заведение любых  промышленных предприятий. В этом же году Екатерина II провела реформу  местного управления. Ее смысл заключался в том, чтобы взять под строгий контроль все районы страны и использовать для этого ресурсы государства и местного дворянства. Реформа втягивала дворянство в систему управления Россией, пробуждая его инициативу.

     Вместо  прежних 23 губерний страна была поделена на 50 губерний, в каждой из которых насчитывалось примерно 300 тысяч человек. Обитатели национальных районов страны входили в состав губернии наравне с остальными жителями. Губернии делились на уезды с численностью населения в 30 тысяч человек. Губернатор был главой губернского правления. Несколько крупных губерний объединялись в наместничества или генерал-губернаторства во главе с генерал-губернаторами.

     Губернское  правление сосредоточило функции  исполнительной власти. В руках губернатора  находились полиция и войска. Хозяйственными делами в губернии ведала Казенная палата. Приказ общественного призрения помогал полиции поддерживать порядок и одновременно ведал народным образованием, здравоохранением, благотворительностью, богадельнями, сиротскими домами. Высшей судебной инстанцией в губернии являлись две палаты – по гражданским и уголовным делам. Им подчинялись суды для дворян и купцов и мещан. Свой суд был у государственных крестьян.

     Впервые в России появилась единообразная  для всей империи судебная система, выстроенная по образцу западных стран, но сословная. В уездах был введен земский суд во главе с выборным капитан-исправником. Он, как и заседатели, выбирался из дворян. Этот орган соединял распорядительную и судебную власть. Непосредственно судебными делами, как и в губерниях, занимались сословные суды, где заседали выборные люди из сословий.

     Выборы  кандидатов на уездные и губернские должности, которые занимали лишь дворяне, проводились на уездных и губернских дворянских собраниях. Ими руководили уездный и губернский предводители дворянства.

     В том же году (1775) Екатерина II осуществила  городскую реформу, упорядочившую  городское правление. В городах  власть опиралась на дворян, купечество и зажиточных горожан. Отныне городами должны были руководить городские магистраты во главе с городничими. Магистрат избирался местным купечеством и мещанством, а городничего назначал Сенат из числа дворян. Из числа городских жителей избирался совестный суд, который подчинялся губернатору. Таким образом, и в городах была введена система, соединившая зачатки местного самоуправления с сильным государственным контролем.

     В 1780-е годы вышел законодательный  акт, по которому в городах вводились  полицейские управы. Города оказались  поделены на части и кварталы с  частными и квартальными приставами.

     Среди новшеств, введенных Екатериной II, следует назвать либерализацию в области издания книг и журналов, ослабление цензуры. В конце 1760-х – начале 1770-х годов появилось немало новых изданий. Некоторые их них, вполне благонамеренные, организовала сама императрица. Другие журнальные издания принадлежали первым российским просветителям. В них остро критиковалось крепостничество, ставился вопрос об отсталости самодержавного строя.

     В 1785 году Екатерина издала свои важнейшие  законодательные акты – жалованные грамоты дворянству и городам. Жалованная грамота дворянству содержала все права и привилегии, которые дворянство получило от власти за годы последних царствований. Дворяне были освобождены от обязательной государственной службы, от уплаты податей и выполнения каких-либо повинностей. К ним запрещалось применять телесные наказания. В случае совершения дворянином тяжкого преступления его имение не конфисковывалось, а оставлялось семье. Подтверждалось монопольное право дворян на владение землей, населенной крестьянами. (Екатерина II уклонилась от четкого определения права дворян на обладание крепостными душами.) Грамота подтверждала право дворян заниматься торговлей, строить заводы, владеть городской собственностью.

     Дворянство  обрело право на самоуправление (под  контролем губернаторов или генерал-губернаторов). Губернские и уездные дворянские собрания во главе с предводителями, собиравшиеся раз в три года, занимались устройством жизни дворян, выбирали чиновников и своих предводителей. Украинское шляхетство получило права и привилегии российского дворянства.

     Жалованные  грамоты дворянству и городам  предоставили им огромные привилегии, сыграли большую роль в цивилизационном  развитии страны. Впервые в России был сделан шаг вперед в развитии местного самоуправления. В отношениях людей на первый план был вынесен закон, которому подчинялось все население страны без исключения.

     Жалованная  грамота городам создавала стройную корпорацию городских жителей. Им было дано право городского самоуправления (под контролем генерал-губернаторов, губернаторов, городничих и приставов). Власти стремились создать в городах средний слой людей – благонамеренных, лояльных к власти.

     В обеих грамотах объявлялось, что  дворянское и городское сословие получают защиту закона: без следствия  и суда нельзя было наказать человека, лишить его собственности.

     Была  подготовлена также третья грамота  – государственным крестьянам, но политические обстоятельства не позволили  ввести ее в действие. Основное значение грамот было связано с реализацией  важнейшей из целей екатерининских реформ – созданием в России полноценных сословий западноевропейского типа. Для русского дворянства грамота означала юридическое закрепление почти всех имевшихся у него прав и привилегий. В 1780-х годах была продолжена и реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе. В последние годы жизни Екатерина продолжала разрабатывать планы серьезных преобразований.

     На 1797 год была намечена радикальная  реформа центрального управления, введение законодательства о порядке наследования престола, создание высшей судебной инстанции, основанной на выборном представительстве от трех сословий. Однако завершить свою программу реформ Екатерина не успела. В целом екатерининские реформы явились прямым продолжением преобразований Петра I. 
 
 
 
 
 
 

     3 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 

     Основные  направления внешней политики России этого периода - северо-западное и  южное - определялись борьбой за выход  к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической  и культурной изоляции, а следовательно, преодолеть общую отсталость страны, а также стремлением приобрести новые земли, укрепить безопасность границ и улучшить стратегическое положение России.

     Успехи  внешней политики России первой четверти XVIII в. и превращение ее в великую державу вызывали враждебное отношение большинства европейских государств, которое не замедлило проявиться уже при ближайших преемниках Петра I.

     Откровенно  неприязненную позицию занимала Англия: она была ярой противницей  политического и военно-морского могущества России, опасаясь потерять свою посредническую роль в русской внешней торговле и оказаться в экономической зависимости от русских кораблестроительных материалов. Возросшее международное значение России вызывало тревогу и Франции, которая в целях противодействия России оказывала всяческую поддержку Швеции, вплоть до финансирования враждебных России акций на Балтике. Франция и Англия распространяли слухи об агрессивных намерениях России в отношении германских государств в расчете на то, чтобы восстановить западные и северные державы против России.

     Недоброжелательность  европейских правительств проявлялась  и во всяческом затягивании признания  за российскими государями императорского титула (Англия, Австрия, Франция, Испания  признали его только в 40-е годы, а Речь Посполитая - в 1764 г.).

     В то же время европейской дипломатии приходилось считаться с усилившейся  ролью России как с непреложным  фактом и в соответствии с изменениями  в расстановке сил на европейском  континенте привлекать ее к определенным политическим комбинациям. Так, после длительного периода противостояния в 30-е годы произошло некоторое улучшение русско-английских отношений, выразившееся в подписании в 1734 г. договора "О дружбе, взаимной коммерции и навигации" сроком на 15 лет.

     Русско-английское сближение вызвало негативную реакцию французского правительства, которое в ответ перешло к политике "восточного барьера". Для осуществления своих замыслов Франция приступила к организации направленного против России союза Швеции, Польши и Турции. Первым крупным столкновением второй четверти XVIII в., в которое оказалась втянута Россия, стала так называемая война за "польское наследство" 1733-1735 гг. В конечном счете именно русская военная и дипломатическая поддержка обеспечила приход к власти сына Августа II, саксонского курфюрста Фридриха-Августа. Однако победа России еще более обострила русско-французские отношения. Франция пыталась взять реванш, подстрекая к выступлению против России Швецию и Османскую империю.

     В 1735 г. началась русско-турецкая война. В этой войне Россия стремилась обезопасить свои южные границы, постоянно подвергавшиеся агрессии со стороны Турции и ее вассала Крымского ханства, обеспечить себе удобные торговые пути в Азию по главным русским рекам, впадающим в Черное и Каспийское моря, а также вернуть земли, утраченные по Прутскому договору 1711 г. С большими потерями русская армия в 1736 г. овладела Азовом, в 1737 г. - Очаковом. В 1739 г. произошло крупное сражение под Ставучанами, в результате которого разбитые турецкие войска отступили и открыли русским путь к крепости Хотин и Яссам. Но в целом итоги войны, стоившей жизни 100 тыс. русских воинов, были незначительными. По Белградскому договору 1739 г. Россия получила Азов, но так и не добилась права иметь флот на Азовском море и укрепления в Азове. К России отошла небольшая территория на Правобережной Украине. В конечном счете главные стратегические цели не были достигнуты, России удалось лишь частично пересмотреть условия Прутского договора. Неблагоприятный фон для последующей внешней политики России создавал заключенный в том же 1739 г. с помощью французской дипломатии антирусский военный союз Турции и Швеции.

Информация о работе Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762)