Эпоха Екатерины II – время просвещенного абсолютизма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

Екатерина II была довольно сложной и, безусловно, незаурядной личностью. С одной стороны она – приятная и любвеобильная женщина, а с другой – крупнейший государственный деятель. С раннего детства ею был усвоен житейский урок – хитрить и притворяться.

Содержание

Введение
1.Начало царствования………………………………………….4
2.Забота о благе страны и народа………………………………7
3. « Просвещенный абсолютизм» Екатерины II………………9
3.1.Дела законодательства. Комиссия об Уложении. « Наказ»…………....10
3.2.Предотвращение «оскудения» дворянства. Вольное экономическое общество……………………………………………………………………………...11
3.3.» Приватизация» земель: Генеральное межевание……………………....12
3.4.Административно-территориальное деление и местное управление…..13
3.5.Жалованные грамоты……………………………………………………….13
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Екатерина.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

1.Имелось достаточное количество подготовленных людей, сведущих в разных делах военного и гражданского управления;

2.Сами дворяне сознавали необходимость службы государство и считали за честь проливать кровь за отечество;

3.Когда дворяне были всю жизнь оторваны от земель хозяйства приходили в упадок, что пагубно сказывалось на экономике страны. Теперь многие из них сами могли управлять своими крестьянами.

Жалованной  грамотой дворянство признавалось первенствующим сословием в государстве и  освобождалось от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному  наказанию, судить мог только дворянский суд. Лишь дворяне имели право  владеть землей и крепостными крестьянами, недрами в своих имениях, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома их были свободны от постоя войск, имения не подлежали конфискации.

      Кроме того. Екатерина разрешила  дворянам создавать дворянские  собрания, на которых избирались уездные и губернские предводители дворянства. На заседании собраний могли присутствовать все дворяне, но право голоса имели только собственники, которые были не моложе 25 лет. Жалованная грамота дворянству свидетельствовала о стремлении российского абсолютизма укрепить свою социальную опору в обстановке обострения классовых противоречий. Дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве.

    Тогда же была издана и «Жалованная  грамота городам». Она подтверждала  ранее данные права и привилегии городского населения (главным образом высших его слоев). С точки зрения гражданских прав, эта Грамота была скупа. Горожане, обыватели, купцы, именитые граждане, иностранные и иногородние гости освобождались от телесного наказания.

      Но для развития городов там  содержалось много новшеств. Горожане  были поделены на шесть разрядов  по имущественным и социальным  признакам: « настоящие городские  обыватели» - владельцы недвижимости  из дворян, чиновников, духовенства;  купцы трех гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; « именитые граждане»; «посадские», т.е. все прочие граждане. Эти разряды по Жалованной грамоте получили основы самоуправления. Раз в три года созывалось собрание «градского общества», в которое входили лишь наиболее состоятельные граждане. Постоянным городским учреждением была «общая градская дума», состоящая из городского головы и шести гласных. К выборным городским органам перешли вопросы городского благоустройства, продовольственное дело, развитие торговли, промыслов. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты.

    Однако привилегии горожан на  фоне дворянской вседозволенности  оказались неощутимыми. Органы  городского самоуправления жестко контролировались царской администрацией.

     Одновременно была разработана  и « Жалованная грамоту крестьянству».  Но адресована она была лишь  государственным  крестьянам. Они  получили возможность выбирать  волостного голову. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Заключение 

         Сложно однозначно оценить итоги царствования Екатерины II.Многие ее начинания внешне эффектные, задумывавшиеся с широким размахом, приводили к скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный результат. Можно также сказать, что Екатерина II просто воплощала в жизнь изменения, диктуемые временем, продолжала политику, намеченную в предыдущие царствования. Или признать в ней первостепенного исторического деятеля, сделавшего второй, после Петра I , шаг по пути европеизации страны, и первый – по пути реформирования ее в либерально-просветительском духе. 

            Можно отметить, что Екатерина II больше хотела, чем смогла. Но все же она оставила государство в значительно более благоприятном состоянии, чем получила:

            -численность населения увеличилась с 19 млн. в середине XVIII века до 36 млн. к концу XVIII века (это произошло не только за счет присоединения новых территорий, наблюдался естественный прирост);

              -сумма государственных доходов  увеличилась с 16 млн. руб.- до 69 млн. руб., т.е. возросла более чем вчетверо (хотя сохранялся дефицит бюджета);

              -промышленность: число фабрик и  мануфактур выросло с 500 до 2000;

              -создана банковская система;

              -увеличилось число собственников,  в том числе из крестьян. Вместе с тем сохранилась многоукладность и усилилась цивилизационная  неоднородность общества: западный уклад получил более благоприятные условия для развития.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                   Список литературы. 

    1.Антонов  В.Ф. Книга для чтения по истории России VI – XVIII вв.-М.:                                                                              ВЛАДОС, 1999.

    2.Борзаковский  П. Императрица Екатерина Вторая  Великая, - М.: Панорама, 1991.

    3.Брикнер  А.  История Екатерины Второй, М.:Современник,1991.

    4.Буганов  В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII-XIX век.- М.: Просвещение , 1995.

    5.Данилов  А. Косулина Л. История России. Конец XVI-XVIII. Учебник для школьников, 7 класс.- М.: Просвещение, 2004.

    6.Заичкин  И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II.-М.:Мысль, 1994.

    7.Ключевский. В.О.Курс русой истории. Ч.I.- М.:Мысль,1987.

    8.Павленко  Н. «Екатерина Великая»//Родина.-1995.-№10-11,1996.-№1,6. 

                                                   

                                   
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эпоха Екатерины II – время просвещенного абсолютизма в России