Эпоха «просвещенного абсолютизма» Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 15:14, контрольная работа

Описание работы

Вторая половина XVIII столетия в России ознаменована правлением великой княгини Екатерины II. Эпоха ее правления вошла в истории под названием «Эпохи Просвещенного абсолютизма. Приехав в Россию еще юной девочкой, она уже твердо знала, что именно ее предстоит стать русской императрицей, и она упорно стремилась к этой цели. И взойдя на престол в 1762 году, основной ее целью правления было отстаивание прав России на мировой арене. За эти годы Россия стала великой державой, которую боялись многие развитые страны. Екатерине II пришлось исправлять ошибки допущенные ее мужем Павлом, продолжая политику Петра I.

Содержание

Введение …………………………………………………………..3

Принцесса Ангальт-Цербстская………………………………..4

Восшествие на престол…………………………………..……....8

Первые годы правления …………………………….…………10
Новая политика - Просвещенный абсолютизм…………..….12

Создание нового Уложения и «Наказа»……….………..…….14

Внутренняя политика после крестьянской войны ……...….16

Внешняя политика Екатерины II………………………….…..21

Культура России середины — второй половины XVIII в…..26

Заключение…………………………………………………….….27

Список литературы………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Просвещенный абсолютизм Екатерины II.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  и 

профессионального образования  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кафедра истории и гуманитарных наук  
 

Контрольная работа по отечественной истории 

Эпоха «просвещенного абсолютизма» Екатерины II 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Выполнил:  
         

                  Проверил: 

Красноярск 2007г. 
 

      ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение  …………………………………………………………..3

Принцесса Ангальт-Цербстская………………………………..4

Восшествие  на престол…………………………………..……....8

Первые  годы правления …………………………….…………10

Новая политика - Просвещенный абсолютизм…………..….12

Создание  нового Уложения и  «Наказа»……….………..…….14

Внутренняя  политика после крестьянской войны ……...….16

Внешняя политика Екатерины  II………………………….…..21

Культура  России середины —  второй половины XVIII в…..26

Заключение…………………………………………………….….27

Список  литературы………………………………………………28

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Вторая  половина XVIII столетия в России ознаменована правлением великой княгини Екатерины II. Эпоха ее правления вошла в истории под названием «Эпохи Просвещенного абсолютизма. Приехав в Россию еще юной девочкой, она уже твердо знала, что именно ее предстоит стать русской императрицей, и она упорно стремилась к этой цели. И взойдя на престол в 1762 году, основной ее целью правления было отстаивание прав России на мировой арене. За эти годы Россия стала великой державой, которую боялись многие развитые страны. Екатерине II пришлось исправлять ошибки допущенные ее мужем Павлом, продолжая политику Петра I.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принцесса Ангальт-Цербстская

     Принцесса София Августа Фредерика Эмилия Ангальт-Цербстская родилась 21 апреля 1729 г. в немецком городе Штеттине. Ее отец принц Христиан Август Ангальт-Цербстский был беден и состоял на прусской службе. Король Фридрих Великий дал ему место губернатора Померании. Мать – принцесса Иоганна Елизавета – происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогского дома  и гордилась своим родством с русским императорским домом. Её двоюродный брат, принц был женат на родной сестре императрицы Елизаветы Петровны, Анне Петровне. А родной брат её, принц Карл-Август, епископ Любский, был женихом Елизаветы Петровны, но он заболел незадолго до свадьбы и умер, к безграничному отчаянию своей невесты, которая всю жизнь с тоской вспоминала о нём. По всем этим причинам Гольштейн-Готторпский дом был особенно мил сердцу Елизаветы Петровны.

     Родители дали принцессе Софии не плохое образование. Ее учителем был капеллан Перо, преподаватель Лоран учил чистописанию, немец Религ учил музыке и давал уроки на клавесине, учитель немецкого языка Ватер старался внушить ей любовь к немецкой литературе, а благодаря своей гувернантке, француженке Кардель, она познакомилась с Расином, Корнелем, Мольером.

     Отец  командовал Ангальт-Цербстским пехотным полком и постоянно был в разъездах, а мать вместе с дочерью в его отсутствие отправлялась в гости к многочисленной влиятельной родне. В раннем детстве София побывала в городах Брауншвейге, Цербсте, Гамбурге, Киле и Берлине. Уже тогда она своей живостью  и способностями обращала  на себя  внимание наблюдательных лиц: в Брауншвейге один каноник, занимавшийся  предсказаниями, заметил ее  матери: «На лбу вашей дочери я вижу по крайней мере три  короны».

     Другая  важная встреча произошла, когда  Софии было уже десять лет: ее познакомили с мальчиком по имени Петр Ульрих. Мать рассказала ей, что Петр Ульрих претендент на престолы России и Швеции, обладатель наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн, приходится ей троюродным братом.

     Прошло  несколько лет, и мать Софии вновь  заговорила с ней о мальчике по имени Петр Ульрих. За это время Елизавета Петровна вступив на престол вызвала племянника принца Карла-Ульриха в Россию, окрестила его в православную веру, нарекла Петром Федоровичом и назначила наследником престола. Цесаревич вырос, и императрица пожелала женить его.

     Выбор был велик, но Фридрих Великий не хотел союза русского царского дома с Саксонией и Польшей, и приглашение прибыть в Россию на смотрины получила одна Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Отчасти – благодаря воспоминаниям Елизаветы Петровны о своем умершем женихе Карле Августе Голштинском.

     9 февраля 1739 года принцесса София с матерью прибыла в Москву.  Для  нее не была секретом цель поездки, и в свои 15 лет она сумела с большим тактом сделать свои  первые шаги при русском дворе. Она обворожила Елизавету, завоевала симпатии двора,  а затем и народа, она вела себя  лучше и умнее, чем  ее руководительница  мать, проявлявшая  свой  неуживчивый характер  по  отношению ко  всем. Однако цесаревич, любивший фрейлину Лопухину, мать которой была глубоко ненавистна Елизавете, сразу испытал к Софии отвращение, но ей было безразлично любит её Петр или нет. Она хотела быть русской царицей.

     К Софии приставили двух учителей: Симеона  Полоцкого, для обучения её Закону Божию и Ададурова, преподавателя русского языка. У Софии оказались блестящие способности. Она жадно училась по русски, по латыни, читала Тацита, Вольтера, Дидро, наблюдая, в то же время придворную жизнь. Приняв православие, принцесса София была названа Екатериной  Алексеевной.

     25  августа 1745  г.  состоялась  свадьба 17-летнего Петра с  16-летней  Екатериной.

     Мать  Екатерины была выслана из России Елизаветой за то, что она через свою дочь хотела управлять Россией по указке Фридриха Великого. Екатерине запретили переписку с родными. Все иностранцы, окружавшие Екатерину и Петра, были отправлены в Германию. Она осталась как бы одинокой в большом дворце,  будучи  оторвана  от  немецкой  среды,  от обстановки своего детства.

     В первые годы жизни в Санкт-Петербурге юная Екатерина, казалась не более чем игрушкой в чужих руках. Таковой она, впрочем, какое-то время и была, существуя между молотом и наковальней — себялюбивой и деспотичной императрицей Елизаветой Петровной, с одной стороны, и не скрывавшим  неприязни к супруге мужем-недорослем — с другой. Но в суете и склоках придворной жизни Екатерина ни на минуту не теряла из виду своей главной цели, ради которой она приехала в Россию, ради которой терпеливо сносила обиды, насмешки, а иногда и оскорбления. Целью этой была корона Российской империи.   

     Петр  Федорович  был человеком  слабоодаренным  и физическими силами,  и умственными. Его воспитание было запушено, как и его  образование. Женитьба  не образумила  его, он  не чувствовал  своих странностей и был очень хорошего  мнения о самом себе. Оставаясь  голштинцем, как и его наставник гофмаршал Брюмер, он презирал русских. Екатерина наоборот стремилась перестать быть немкой и даже отказалась после смерти родителей от всяких  прав на Ангальт-Цербст. К  Елизавете  она  относилась почтительно и как  бы искала ее одобрения. В  придворной  среде  искала популярности,  находя  для  каждого ласковое слово,  стараясь примениться  к нравам двора, стараясь казаться чисто русской набожной женщиной. При этом будущая императрица еще и много занималась самообразованием, она перечитала много исторических сочинений, путешествий, классиков и, наконец, замечательных писателей французской философии и публицистической литературы  XVIII в. и упорно осваивала русский язык.

     Во  второй половине царствования Елизаветы Екатерина уже была  вполне  сложившимся  и  очень  заметным человеком  при  дворе. Она быстро установила отношения с дипломатами и русскими государственными  людьми, следила за ходом дел  и даже пыталась на них влиять.

     В 1754 г. у Екатерины родился сын  Павел, воспитанием которого занялась сама Елизавета. Екатерина перестала играть важную роль - она дала России наследника престола и была предоставлена сама себе. Однако она не хотела быть в стороне от дел и продолжала заниматься политикой.

     В то время на Россию во Франции смотрели как на варварскую страну, которой можно управлять и понукать и Елизавета всегда уступала всем  требованиям Западной Европы. Желание русского правительства  иметь решающий голос в Европе, казался странным. Екатерина в данной ситуации заявила канцлеру Бестужеву, что Россия теряет свое влияние, уступая всем требованиям Запада. По её мнению, великая и сильная держава должна предъявлять требования, а не рабски исполнять все, чего требует западная указка. Елизавета согласилась с доводами Екатерины. В первый раз Франция получила сильный отпор и увидела, что шутить с Россией  не стоит. Во Франции были очень недовольны переменой. Уже в это время  Екатерина проявила себя государственным деятелем, укрепив авторитеты безопасности Российского государства.

     Елизавета оценила её твердый ум и гордость и часто прибегала к советам Екатерины в Европейской политике. Все министры начали считаться с великой княгиней, больше чем с наследником престола.

     Между тем на западе происходили важные события. Россия была вовлечена в  войну с Пруссией по указанию Франции. Прусский король одержал победу. Екатерина во время войны вела переписку с Фридрихом, и её обвинили в том, что она  приказала генералу Апраксину не наступать на прусские войска, а дать Фридриху оправиться от поражения при Мемеле. Екатерине грозил развод и высылка в Германию. Но все же ей удалось вымолить прощение Елизаветы.  

Восшествие  на престол

В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета и Петр взошел на русский престол под именем Петра III и процарствовал менее года (1761-1762 гг.). В его правлении были проведены некоторые изменения во внутренней политике:

  1. 25 января  1762 года в Сенате был подписан Указ «О возвращении опальных людей».
  2. Была упразднена тайная канцелярия, наводившая ужас на Россию.
  3. Произведено изъятие владений у православного духовенства. (Закрытие домовых церквей, уничтожение икон в церквях). Однако были ослаблены гонения на старообрядчество.
  4. Был отменен Указ Петра Великого «Об обязательной службы дворянства».
  5. Петр усилил строгости в армии. За малейшие провинности, солдата били палками, давали по 2000-3000 ударов. Петр подражал Фридриху и его прусской дисциплине.

Во внешней  политике:

    1. Прекращена  война с Пруссией и заключен сепаратный мир.

  Петр приобрел сильнейших врагов в лице королей Австрии, Испании, Франции и их посланников, так как союз с Пруссией перечеркивал все политические выгоды и нарушал добрые отношения с прежними союзниками России. Еще большее недовольство вызвало привлечение Петром III на российскую службу многочисленных иностранцев. При российском дворе не было влиятельных сил, поддержка которых обеспечила бы новому императору устойчивость правления. Екатерина быстро поняла, что ее супруг дает ей много шансов к тому, чтобы предстать в глазах окружающих едва ли не единственной надеждой на спасение от его диких выходок и сумасбродства. Во всяком случае, она настойчиво и сознательно стремилась к тому, чтобы быть  в хороших, если не в приятельских, отношениях как с влиятельнейшими вельможами  елизаветинского двора, так и с иерархами православной церкви, как с иностранными дипломатами, так и с объектами многочисленных амурных увлечений собственного мужа.

     Деятельность  и личность Петра вызывали народное негодование. Все хотели перемены на престоле и говорили об этом открыто. Петр ко всему относился легко. Это и помогло развитию заговора, который созрел по обычаю восемнадцатого века, при дворе и в гвардии.

     О существовании заговора знали самые  высокопоставленные лица при Петре (генерал-прокурор Глебов, начальник полиции Корф, Кирилл Разумовский, дипломат Н.И. Панин и др.) но они не предали заговорщиков, хотя и не пристали  к ним прямо. Однако в минуту переворота, начатого молодежью, вельможи прямо стали на сторону Екатерины и подготовили ей быстрый и решительный успех.

     В день переворота Петр находился в Ориенбауме. Офицер Перфильев выдал ему заговор, ярый сторонник Екатерины поручик Пассек был арестован. Главой заговора по оценке самой Екатерины были трое братьев Орловых – Григорий, Алексей, и Федор.

     Екатерину привезли в казармы Измайловского  полка, а оттуда в Казанский собор, где началась присяга новой государыне. Вечером 30 июня гвардия и армейские полки выступили в поход на Петергоф.

     Петр  пытался оказать сопротивление, собрал в Петергофе голштинцев, затем  попробовал укрыться в Кронштадте, но наконец подписал отречение и его под сильным конвоем отправили в Ропщу. Екатерина не желала, чтобы Петр оставался в живых. Она умела предвидеть и знала, что народ никогда не бывает доволен своими правителями. А недовольные всегда могли воспользоваться Петром III для своих целей. Здесь в Ропще Алексей Орлов затеял с императором ссору, но Пётр не отвечал. Орлов ударил императора, заговорщики набросились на Петра. Князь Барятинский пронзил императора сзади кинжалом, раненого его продолжали бить и душить.(1) По официальной версии 6 июля император внезапно умер от геморроидальных колик.

Информация о работе Эпоха «просвещенного абсолютизма» Екатерины II