Эпоха «просвещенного абсолютизма» Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 15:14, контрольная работа

Описание работы

Вторая половина XVIII столетия в России ознаменована правлением великой княгини Екатерины II. Эпоха ее правления вошла в истории под названием «Эпохи Просвещенного абсолютизма. Приехав в Россию еще юной девочкой, она уже твердо знала, что именно ее предстоит стать русской императрицей, и она упорно стремилась к этой цели. И взойдя на престол в 1762 году, основной ее целью правления было отстаивание прав России на мировой арене. За эти годы Россия стала великой державой, которую боялись многие развитые страны. Екатерине II пришлось исправлять ошибки допущенные ее мужем Павлом, продолжая политику Петра I.

Содержание

Введение …………………………………………………………..3

Принцесса Ангальт-Цербстская………………………………..4

Восшествие на престол…………………………………..……....8

Первые годы правления …………………………….…………10
Новая политика - Просвещенный абсолютизм…………..….12

Создание нового Уложения и «Наказа»……….………..…….14

Внутренняя политика после крестьянской войны ……...….16

Внешняя политика Екатерины II………………………….…..21

Культура России середины — второй половины XVIII в…..26

Заключение…………………………………………………….….27

Список литературы………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Просвещенный абсолютизм Екатерины II.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

     Правительство организовало специальные банки, выдававшие ссуды помещикам и заводчикам для восстановления хозяйства на  крайне выгодных условиях.

     Крестьянская война обнаружила слабость местных органов   власти, неспособность их собственными силами поддерживать  «тишину». Именно поэтому заботы императрицы были направлены на совершенствование областной администрации, реформирование которой намечалось провести еще до крестьянской войны. 

     Проведение  областной реформы преследовало охранительные и фискальные цели. Вместо ранее существовавшего деления территории России на губернии, провинции и уезды вводилось двухчленное деление на губернии и уезды, в основе которого лежал принцип  численности податного населения: в губернии должно было жить 300 - 400 тыс. душ, а в уездах - 20 - 30 тыс.

     В итоге проведения реформы вместо 23 губерний было создано 50. Еще одно следствие областной реформы состояло в том, что она значительно увеличила штат чиновников. А так как все высшие и средние должности в губернской и уездной администрации заполнялись дворянами, то последние получили новый источник дохода: обычно в губернских и уездных учреждениях служили ушедшие в отставку офицеры.       

     Областная реформа почти вдвое увеличила численность в стране городов; город стал самостоятельной административной единицей. Основными  учреждениями  в  городе  были:  городской  магистрат  и совестный суд, в функции которого входили примирение сторон и  контроль  над арестами. Компетенция городового магистрата с  городским  головой  во  главе была аналогична компетенции уездного суда, а  состав  городского  магистрата выбирался местным купечеством и мещанством. Появилось 216 новых  городов.

     Одновременно  с проведением областной реформы  правительство осуществило ряд мер в пользу купечества. Манифестом 1775 г. была объявлена свобода предпринимательства, т. е. они могли вступить в строй без разрешения правительственных инстанций и без регистрации их в учреждениях. Отменялся также сбор рублевого налога с каждого стана. Причина обнародования Манифеста - стремление    устранить помехи в развитии промышленности. Предоставив условия для свободной конкуренции внутри страны и лишив отдельных промышленников их привилегий, правительство Екатерины не отказалось от покровительства русской промышленности в целом.

     Протекционистскую политику правительства продолжали таможенные тарифы 1766, 1782 и особенно 1796 г., устанавливавшие высокие ввозные пошлины на предметы  роскоши и товары, которыми могла обеспечить внутренний рынок  отечественная промышленность. Тариф 1796 г. запрещал  ввоз кожевенных  изделий, чугуна, изделий из железа, полотен и др. 

     Такова  была  система  местных  учреждений   Екатерины   II.   Вводя децентрализацию  управления,  царица  сохранила  вместе  с  тем   мощный   и действенный контроль центральной власти  над  губерниями.  Над  каждыми  2-3 губерниями  Екатерина  поставила  наместника   или   генерал-губернатора   с неограниченными  полномочиями.  В  связи  с  передачей  большей  части   дел текущего управления на места, в губернские учреждения, роль  коллегий  резко снизилась, и в 80-х годах назрела необходимость их ликвидации.  Из  коллегий продолжали сохранять прочное положение лишь три – Иностранных  дел,  Военная и Адмиралтейская. Сохранил своё положение в качестве  одной  из  коллегий  и Синод, но теперь Синод находился в полнейшем подчинении светской власти.

      В  итоге  всех  этих  преобразований  окрепла   самодержавная   власть абсолютного монарха, окрепла и диктатура дворянства на местах, создана  была прочная  полицейско-бюрократическая  система  учреждений,  просуществовавшая вплоть до эпохи падения крепостного права.

Пик политики просвещенного абсолютизма пришелся  на  80-е  годы  XVIII столетия, когда были обнародованы  и  воплощены в жизнь многие  важнейшие законодательные акты.

      Первым в ряду важнейших законодательных   актов  этого  времени   явился Устав благочиния или полицейский, обнародованный в апреле 1782  г.  Этот документ предполагал вторжение  в  частную жизнь граждан, но без  упоминания штрафов, физических истязаний и ссылки на каторгу.

      Наиболее рельефно просветительские  устремления императрицы  отразились в специальном  разделе  «Правила  добронравия».  Она  полагала,  что  всякий подданный  может  достичь совершенства,  беспрекословно  исполняя  заповеди следующего содержания: «не чинить ближнему, чего  сам  терпеть  не  можешь»; «на зло отвечать добром; если сотворил обиду, то по возможности  удовлетвори обиженного; помогай в беде;  «веди  слепого,  дай  кровлю  неимущему,  напои жаждущего... с пути сошедшему указывай путь». Устанавливая  нормы  поведения в храме, Устав не упоминал о жестоком наказании, но  предписывал  входить  в церковь «с благоговением и вести себя в церкви и во время  хода  с  крестами благочинно».

      Основой семейной жизни подданных  Екатерина провозглашала  главенство мужского начала. Муж обязан жить с супругой «в согласии и  любви»,  извинять ее недостатки, «облегчать ее немощи, обеспечивать  ее  пропитанием».  Как  и Домострой XVI в., Устав ставил жену в подчиненное положение: она  «пребывает в любви, почтении и послушании к своему  мужу»  и  оказывает  ему  всяческое «угождение».  Положение  потомства  в  семье  тоже  сродни  домостроевскому: «родители суть властелины над своими детьми».

      Устав благочиния был рассчитан  на  подданных  из  числа   горожан.  Для

выполнения  предписанных им норм создавались специальные  учреждения,  главным из которых была Управа  благочиния  под  председательством  городничего.  На попечении управы находились благоустройство города  и  спокойствие горожан. Не предусмотренные указами новации  преследовались.  Управа  рассматривала мелкие уголовные преступления и иски на  сумму  не  свыше  двадцати  рублей.

     Если  дело  не  решалось  полюбовно,  оно  передавалось   в   обычный   суд. Исполнителями  решений  управы  выступали  квартальные  надзиратели,  а  в городах, разделенных на две и более частей, — частные приставы.

     В 1785 г. Екатерина обнародовала Жалованную грамоту дворянству и в ней  подтвердила все его права, полученные от прежних государей, наделив новыми. Отныне дворянин мог лишиться своего звания только по решению суда. Он освобождался от податей и телесных наказаний, владел как неотъемлемой собственностью всем, что находилось в его имении, окончательно избавляясь от обязательной прежде государственной службы.

     Данные  дворянству привилегии способствовали дальнейшему закрепощению крестьян, ограничению их прав и усилению над ними господства помещиков.

     Какие бы свободолюбивые идеи ни исповедовала Екатерина, как бы ни было велико ее желание искоренить в России «крепостное рабство», пойти на радикальные меры она не решилась. Императрица понимала, сто тем самым противопоставит себя опоре трона – дворянству, не готовому поступиться собственными привилегиями. Она пыталась действовать окольными путями и предложила членам российского Вольного экономического общества публично осудить положение крестьян, надеясь заставить своих подданных хотя бы  осознать политическую опасность и аморальность крепостного права. Ею предпринимались и более решительные меры. Екатерина запретила свободным людям и отпущенным на волю крестьянам вновь вступать в крепостную зависимость. По ее распоряжению для вновь учрежденных городов правительство выкупало крепостных крестьян и обращало их в горожан. Дети крепостных, принятые на государственное попечение в воспитательные дома, становились свободными. Екатерина готовила указ, согласно которому дети крепостных, родившихся после 1785 г., считались вольными. Мечтала она осуществить и другой проект – он привел бы к постепенному освобождению крестьян при переходе имений из одних рук в другие.

     Императрица не раз повторяла: «Что бы я ни делала для России, это будет только капля  в море... но после меня будут следовать  моим началам и докончат недоделанное». Ей самой также пришлось «доделывать» многое из того, что не смогли исполнить ее предшественники, в частности во внешней политике.

     Последней значительной мерой политики просвещенного  абсолютизма  стал  обнародованный в августе 1786 года «Устав о народных  училищах».  От  первой до   последней   строки   этот  документ   был   подчинен   основе    основ просветительской идеологии - вере в то, что за внедрением  просвещения последуют все прочие  благотворные  результаты:  исчезнут  нравственные и социальные пороки, будет положен конец рабству,  невежеству,  суевериям.

     Народные  училища торжественно открылись  22  сентября  1786  г.  в  25 российских губерниях. Через несколько лет первая же проверка выявила  убогое состояние новооткрытых учебных заведений. Родители неохотно  отдавали  своих чад в школьные  классы.  По  распоряжению  тамбовского  губернатора  Гаврилы Романовича  Державина,  например,  полиция  в  городах  отлавливала  детей школьного возраста на улицах и  принудительно  волокла  в  училища.  Тем  не менее, результат оказался впечатляющим (если  учесть,  что  дело  начиналось фактически с нуля): к концу XVIII в.  в  45  губерниях  России  работало  49 главных и 239 малых училищ с 22220 учениками и 760 учителями. 

Внешняя политика Екатерины  II

     Вслед за Петром I Екатерина считала, что  Россия должна занимать активную позицию на мировой арене, вести наступательную (и в определенной мере агрессивную) политику.

     Перед российским внешнеполитическим ведомством стояло два  важнейших вопроса: турецкий и польский.  У истоков   внешней   политики    правительства  стоял   граф  Н.И.Панин, стремясь противодействовать враждебной политике  Франции,  он решил  сконструировать так называемый «Северный аккорд» - союз государств, находившихся  на  севере Европы - Дании, Пруссии, Польши и Швеции,  при участии Англии.  Это превило к агрессивному настрою Турции и началу  русско-турецкой войны, начавшейся в 1768 г.

     В этой войне поочередно, полководец П.А.Румянцев нанес серьезное поражение туркам при Ларге и Кагуле в 1770  г., А.В. Суворов при Козлужджу, а 5 июля 1770 г. русский флот под командованием адмирала И.А.Спиридова разгромил турецкий флот недалеко от острова Хиоса,  в бухте Чесме.

     Однако  политика некоторых европейских  государств,  испугавшихся усиления  России,  заставила  ее  пойти  на  заключение  мира,  который  был подписан в болгарском селении Кучук-Кайнарджи  10  июля  1774  г.  По  этому договору Россия получила от Турции огромную территорию от  Буга  и  крепости Кинбурн при устье Днепра, до Азова,  с  частью  прикубанских  и  приазовских земель. Кабарда была  включена  в государственные границы России.  Россия получила также выход из Азовского моря — крепость Керчь, Еникале.  Крым  был объявлен самостоятельным, а с самой Турции Россия  получила  4,5  млн.  руб. контрибуции.

      В 1763 г. умер польский король Август III, посаженный на  престол  еще Анной Иоанновной.  Страна  раздиралась  внутренними  противоречиями.  Власть осуществлял сейм. Очень острыми были в стране и национальные противоречия.  Входившие  в  ее  состав народы Украины и Белоруссии находились под жестоким  социально-экономическим и национальным гнетом польской шляхты.

             На престол был посажен давний знакомый Екатерины Станислав Понятовский. Его правительство  постаралось  провести  в   разваливавшейся

стране ряд реформ, однако эти попытки вызвали ожесточенное сопротивление  со стороны других группировок шляхетства. Россия всячески старалась усилить свое влияние в Польше. На этом  пути она оказалась в весьма сложных отношениях с Пруссией. Большие успехи  России в борьбе с Турцией  заставили  Пруссию  выступить  совместно с Австрией  в польском вопросе, с тем, чтобы умерить требования России на юге.

     России  был невыгоден раздел Польши и усиление за ее счет таких государств, как  Пруссия и Австрия.  Но  в  сложившейся  ситуации  Россия вынуждена была пойти на раздел  Польши.  Один  договор  был  заключен  между Россией и Пруссией,  другой  —  между  Россией  и  Австрией.  Оба  они  были подписаны в июле 1772 г.

     Под  давлением  двух  держав  в  сентябре  1773  г. польский сейм санкционировал соглашение  о  первом  разделе  Польши.  Россия получила все Подвинье и часть Верхнего  Приднепровья,  воеводства  Полоцкое, Витебское, Мстиславское, часть Минского и часть  польской  Ливонии.  Австрия захватила Западную Украину — Галицию.

     В 70-80-х годах XVIII в. вопрос о Правобережной Украине все теснее связывался с вопросом о дальнейшем продвижении России к Черному морю, а  это в свою очередь с новой силой порождало русско-турецкий  конфликт. 

Информация о работе Эпоха «просвещенного абсолютизма» Екатерины II