Эпоха Екатерины

Автор: Андрей Шинин, 21 Августа 2010 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Среди тех, кто опасался Екатерины, был и её муж, Пётр Фёдорович. После смерти императрицы Елизаветы он стал русским царём Петром III. Венценосных супругов к этому времени почти ничего не связывало, но многое разделяло. До Екатерины доходили слухи, что Пётр хочет избавиться от неё, заточив в монастырь или лишив жизни, а их сына Павла объявить незаконнорождённым. Екатерина знала, сколь круто обходились с постылыми женами российские самодержцы. Но она много лет готовилась взойти на престол и не собиралась уступать его человеку, которого все не любили и «в голос без трепета злословили». Летом 1762г. в России был совершен переворот в пользу Екатерины. По словам современника тех событий, Пётр III «позволил свергнуть себя с престола, как ребенок, которого отсылают спать». Его гибель вскоре окончательно освободила Екатерине дорогу к власти.

Содержание

восшествие на престол 3
«первое наше желание — видеть наш народ счастливым...» 5
законодательная деятельность 7
реформа органов местного управления при екатерине ii 10
административная деятельность 11
"приватизация" земель: генеральное межевание 13
внешняя политика 15
екатерина II: культура и просвещение 17
жизнь дворянства 18
заключение 20
литература 22

Работа содержит 1 файл

Контрольная Эпоха екатерины.DOC

— 123.50 Кб (Скачать)

      Усиление  крепостнического гнета и продолжительные войны легли тяжелым бременем на народные массы, и нараставшее крестьянское движение переросло в Крестьянскую войну под предводительством Е.И. Пугачева 1773-75 гг. Подавление восстания определило переход Екатерина II к политике открытой реакции. Если в первые годы царствования Екатерина II проводила либеральную политику, то после Крестьянской войны был взят курс на усиление диктатуры дворянства. На смену периоду политической романтики пришел период политического реализма. Русско-турецкая война (1768-76 гг.) стала удобным поводом приостановки внутренних преобразований, а Пугачевщина подействовала отрезвляюще, что дало возможность выработать новую тактику. Начинается золотой век русского дворянства. Удовлетворение именно дворянских интересов выходит для Екатерины на первый план.

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 

      Правительство Екатерины II продолжило борьбу за выход  России к Чёрному морю. Утверждение  на Черноморском побережье предоставило бы наконец стране возможность активно включиться в торговлю со странами Востока.

      Однако  устремления России не устраивали Францию  и Турцию. Первая желала сосредоточить в своих руках всю восточную торговлю. Вторая усматривала для себя серьезную опасность в продвижении России на юг.

      Не  осталась в стороне и Англия, которой  усиление России в Причерноморье помешало бы в достижении собственных интересов на Балканах. Всё это, в конце концов, привело к двум продолжительным и кровопролитным войнам России и Турции (1768—1774 гг., 1787—1791 гг.), из которых Россия вышла победительницей.

      Первая  война окончилась подписанием мира летом 1774 г. в деревушке Кючук-Кайнарджи  на Дунае, а вторая завершилась зимой 1791 г. заключением Ясского договора. Благодаря победам, одержанным сухопутными войсками и военным флотом, Российская империя присоединила к собственным территориям всё Северное Причерноморье.

      Крымское  ханство, получившее в 1774 г. политическую независимость от Турции, в 1783 г. вошло  в состав России. В странах, подвластных  Османской империи, были открыты  русские консульства, турецкое правительство гарантировало свободу исповедания христианской религии в своих владениях.

      Но  главное — Россия получила выход  к Чёрному морю и избавилась от постоянной угрозы нападения крымцев, за спиной которых стояла Турция. Теперь можно было осваивать плодородные степные чернозёмы, что в экономическом отношении представляло для России огромную выгоду.

      В этих войнах российская армия одержала решительные и блестящие победы, и Екатерина стала мечтать о завоевании всех турецких владений на Балканах. На их месте была бы восстановлена Византийская империя под главенством русского монарха.

      Эта мечта, «в действе нссбытошная, а  в теории ласкательная», долго занимала ум Екатерины. Она пожелала назвать  своего второго внука Константином, одним из любимых имён византийских императоров. А пока заселялись подступы к турецким владениям — пустынные пространства Крыма и Новороссийского края (так стали называть Северное Причерноморье).

      Мечты Екатерины II разделял и поддерживал  видный политический и военный деятель Потемкин Г.А. Он был уверен, что ему удастся в малые сроки превратить эти горы, болота, малярийные топи и солончаки в цветущий, плодородный край.

      Потёмкин  основал города Екатеринослав и  Херсон. На месте татарского селения  Ахтиар и турецкой крепости Гаджибей выросли российские города Севастополь и Одесса. В выжженных солнцем степях он сажал леса, разводил виноградники, тутовые рощи, а рядом сооружал ткацкие фабрики, винодельни, сыроварни и другие предприятия.

      Екатерина поддерживала все его начинания, из-за чего подверглась критике со стороны многих своих современников. Один из них писал: «В этой стране учреждают слишком многое за раз, и беспорядок, связанный с поспешностью выполнения, убивает большую часть гениальных начинаний. В одно и то же время хотят образовать третье сословие, развить иностранную торговлю, открыть всевозможные фабрики, расширить земледелие, выпустить новые ассигнации, поднять цену бумаг, основать города, засеять пустыни, покрыть Чёрное море новым флотом, завоевать соседнюю страну, поработить другую и распространить своё влияние по всей Европе. Без сомнения это значит предпринимать слишком много».

      На  это Екатерина отвечала:

      «Одно потомство в праве судить меня. Только перед ним я отвечаю. Я  смело могу сказать ему, что я  нашла и что после себя оставила».

      Вместе  с тем она хорошо знала, какую  силу представляет общественное мнение, и умела его должным образом  подготовить. С этой целью императрица  отправилась путешествовать в Крым и Новороссию, окружённая свитой из высокородных придворных и дипломатов.

      Во время поездки она писала своим зарубежным корреспондентам, которые в свою очередь оповещали Европу о чудесно расцветших землях, о народах, обретших счастье под мудрым правлением Екатерины Великой.

      Ей  было небезразлично, что думают о  России за границей. Но, любя Россию, желая её прославить, Екатерина порой теряла чувство меры. Так, угощая своих иностранных гостей стерлядью и квасом, императрица уверяла их, что русская пища - самая здоровая и вкусная.

      Известно, что, занимаясь сравнительным языкознанием, этнографией и другими историческими исследованиями, она находила следы славян по всему миру, даже в Перу, Мексике и Чили. Тем не менее, её научные изыскания оценили европейские учёные мужи.

      Она была доктором свободных искусств Виттенбергского  университета, почётным членом Берлинской академии.

 

ЕКАТЕРИНА II: КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ 

      Вторая  половина 18 в. явилась важным периодом в развитии русской культуры, и  абсолютистскому государству принадлежала в этом процессе значительная, а порой и инициативная роль. Так, Екатерина II утверждала, что только "заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие, исправятся нравы". В 60-70 гг. ею была сделана попытка создать в стране систему воспитательно-образовательных учреждений. В губернских городах возникают главные, а в уездных — малые народные училища. В Екатеринославе, Пензе, Чернигове и Пскове при содействии государыни и попечении общественности предполагалось учредить университеты.

      По  поручению императрицы И. И. Бецкой - один из представителей педагогической мысли в России, взгляды которого формировались под влиянием идей Я. А. Каменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо - разработал "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества". В соответствии с этим учреждением были отрыты училище при Академии художеств (1764) , Общество двухсот благородных девиц (1764) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772) . среди созданных Бецким учебно-воспитательных учреждений одно имело особое значение в истории русской школы и просвещения - это Общество благородных девиц (Смольный монастырь, или Смольный институт) Оно положило начало женскому среднему образованию в России.

      Учрежденная в 1763 г. Медицинская коллегия должна была готовить медицинских работников. В 1774 г. при Берг-коллегии открылось Горное училище, впоследствии реорганизованное в горный институт. Появились и другие специальные учебные заведения, частные школы. Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями. Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома.

      Примечательно и то, что при Екатерине организация  врачебной помощи населению возлагалась  на власти. Каждый город обязан был  иметь больницу и аптеку, где больным  предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач.

      Страшным  бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина  собственным примером положила начало проведению вакцинации. Когда императрица  привила себе оспу, то в ответ на восхищение придворных возразила, что «она только исполнила свой долг, потому что пастырь обязан полагать жизнь свою за своё стадо».

      Большой шаг вперед делает русская наука. В 1783 г. была основана особая Российская академия для изучения языка и  литературы. Существовавшая с петровских времен Академия наук за 1768-1774 гг. провела пять экспедиций, которые внесли ценный вклад в изучение географии страны. В 1765 г. возникает Вольное экономическое общество, в "трудах" которого печатались многочисленные статьи по организации и ведению сельского хозяйства. В Академии наук значительно возросло число русских ученых.

      В увлечении науками и изящными искусствами проявилась ещё одна сторона многогранной, богато одарённой натуры императрицы.

      Екатерина занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания (кабинеты), коллекции живописи и скульптуры; приглашала европейских художников украшать её дворцы и города.

      Среди известных приобретений Екатерины  — библиотеки Дидро и Вольтера. За сравнительно короткий срок, не жалея средств, она купила уникальные живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Пуссена, Ван Дейка, Рубенса, Рембрандта и других знаменитостей.

      Екатериной II был основан Эрмитаж — богатейшее собрание художественных коллекций при дворце.

      Примеру императрицы следовали её приближённые. Они устраивали в своих городских дворцах и загородных имениях большие и малые «Эрмитажи», приобретая вкус к прекрасному, тягу к знаниям и просвещению.

      Издательская  продукция увеличивается чрезвычайно. За весь 18 век в России было издано 9500 книг, из них около 85 % приходилось на царствование Екатерины II. 15 января 1783 г. императрица подписала указ о позволении заводить "вольные" типографии. 

Жизнь дворянства. 

      В результате реформ Екатерины II активизировалась общественная жизнь дворян. Дворянские съезды, выборы сопровождались различными торжествами балами, маскарадами. Появился дополнительный повод для частой перемены платья, возникновения новых его видов. Одеваться стремились богато и модно. Путешествовавший по России в 70-х гг. академик Георги отмечал, что дворянки "всех классов" не только в столице, но и в губернии ходят в европейском платье. С 1779 г. журнал "Модное ежемесячное сочинение, или Библиотека для дамского туалета" стал публиковать моды. Усилилось значение униформы. В 1782 г. был издан указ, который регламентировал цвета дворянской одежды по губерниям, в соответствии с цветами губернского герба.     

      При Екатерине первенство дворянства и его свободы были закреплены в ряде положений и манифестов. Дворяне стали реально свободными от рекрутской повинности, телесных наказаний, получили право через дворянские собрания ходатайствовать о сословных нуждах. Земля и недра были связаны воедино, и все права по собственности на  недра были переданы землевладельцам. Можно сказать, что дворянство не только стало опорой государства, но и получило полную свободу в своих действиях. Это был «золотой век» дворянства, но он более измерялся не в денежном, а в морально-правовом смысле. Дворянская жизнь теперь была наполнена не только служением отчизне, но и личной свободой в выборе служить или не служить. Служба отчизне в то время была настолько престижной, что эти вольности, им предоставленные, были приняты большей частью дворян с пониманием и еще большим желанием приносить пользу русскому государству в деле строительства империи.  

      С первых дней своего царствования Екатерина II не отделяла себя от государства и  подчеркивала свою миссию в единой связи с государственными задачами. Такая императрица и такая элита общества в лице дворянства, объединенные общими глобальными интересами, дали возможность России в целом достичь неоспоримых успехов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Никогда еще за всю историю Россия не достигала  такого могущества и воздействия  на международные отношения. А. А. Безбородко говорил, что ни одна пушка в Европе не смела выстрелить без позволения России. Если Петр Великий утвердился на берегах Балтики, то Екатерина Великая - на берегах Черного моря, раздвинув границы на юг и включив в состав империи Крымский полуостров.

Информация о работе Эпоха Екатерины