Эпоха Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:39, реферат

Описание работы

Эпоха Петра I сыграла огромную роль в истории русской культуры. В начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры.

Содержание

Введение
3
стр.
Литература петровского времени
4
стр.
Развитие театрального искусства
8
стр.
Живопись
10
стр.
Новые веяния в архитектуре
12
стр.
Санкт-Петербург
13
стр.
Заключение
15
стр.
Список используемой литературы
18
стр.

Работа содержит 1 файл

история реферат.docx

— 40.97 Кб (Скачать)

Министерство общего и  профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»

 

 

 

Контрольная работа по___истории ____________________

___________________________________________________________

Тема___ Петровская эпоха в литературе и искусстве.___________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

 

Выполнила_Лесняк Юлия________

______________Владимировна____

Студентка группы________________

Специальность_Дошкольное ______

______________образование_______

Проверил__

__

 

Дата поступления «___»_________________20___г.

Дата проверки       «___»_________________20___г.

Отметка____________________________________

Подпись преподователя_______________________

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

стр.

Литература петровского  времени

4

стр.

Развитие театрального искусства

8

стр.

Живопись

10

стр.

Новые веяния в архитектуре

12

стр.

Санкт-Петербург

13

стр.

Заключение

15

стр.

Список используемой литературы

18

стр.


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха Петра I сыграла огромную роль в истории русской культуры. В начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Появляется авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства. Но наряду с появлением этих тенденций, художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный характер.

Петр, по праву получивший от потомков торжественное прозвание Великий, живейшим образом откликался на все  новое, что происходило в мире. Существуй в его времена такие  явления, как «инновации» и «нанотехнологии», государь непременно бы отдал соответствующие распоряжения о повсеместном насаждении в стране упомянутых диковин. Кажется, не было такого уголка России, которого Петр не желал бы до неузнаваемости изменить. К концу его правления мало осталось мест, избежавших Петровских преобразований.

В своей работе я попытаюсь  показать, что реформы проведённые Петром для конкретных преобразований в литературе и искусстве пошли на пользу в развитие России.

 

ЛИТЕРАТУРА ПЕТРОВСКОГО  ВРЕМЕНИ.

Литература петровского  времени очень разнородна. Это  обусловлено тем, что иноземная  культура массированно внедрялась и в дворянскую культуру и в народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия российская культура еще толком не усвоила византийское православное культурное наследие.

В литературе петровской эпохи  народное творчество мало соприкасалось  с творчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, что  крестьянство освободилось от преследований  церкви архаическо-славянского язычества. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественно солдатских) в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва, взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского солдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной форме личность Петра I.

Читали крестьяне и  традиционную для них литературу — учительные произведения, "жития", сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари.

В этот период заметно увеличилось  количество печатных книг нерелигиозного содержания. Это были и научные  книги и словари, и художественная литература, и книги житейского назначения. Так в 1708 году вышли "Приклады, како пишутся комплименты". Это был новейший образец писем различного содержания с употреблением новейшей лексики.

В литературе сохранялись  старые формы, но содержание произведений менялось, подвергаясь влиянию гуманистической  мысли и идей Просвещения.

В начале XVIII в. популярны  были повести ("гистории"), особенно "Гистория о российском матросе Василии Кориотском", отразившая появление нового героя, деятеля, патриота и гражданина. "Гистории" показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению. Влияния стиля барокко проявлялось, прежде всего, в поэзии, драматургии (представленной, в основном, переводными пьесами), любовной лирики.

Начало XVIII в. было важным периодом в становлении русского литературного  языка. Литература петровской эпохи  отличалась большой языковой пестротой, в ней наряду с церковнославянским языком активно применялись иностранные  слова, многие их которых сохранились  в современном русском языке. В середине XVIII в. лексические нормы  литературного языка упорядочил М.В. Ломоносов. В трактате "О пользе книг церковных в российском языке" (1757) он использовал известную еще со времен античности схему деления литературного языка на три стиля: высокий, средний и низкий. Но его реформа сохраняла условность книжного языка, отличавшегося от разговорной речи.

В становлении нового литературного  языка важную роль сыграли писатели-сентименталисты, в частности, Н.М. Карамзин. Однако, провозглашая сближение литературного языка с разговорным, они ориентировались на "язык салонов". Поэтому их нововведения не могли стать главным направлением формирования литературного языка. Другим направлением стала ориентация на книжный славянский язык, которую отстаивал А.С. Шишков, способствовавшая сохранению в языке национальных корней. К началу XIX в. споры о развитии русского языка стали частью культурной жизни общества, что являлось показателем роста национального самосознания.

Основы теории русской  литературы нового времени были заложены в трудах писателя и публициста Ф. Прокоповича ("О поэтическом искусстве", "Риторика"), обосновывавшего принципы раннего классицизма. Начало классической традиции в русской литературе связано  с именем А.Д. Кантемира, поэта, который первым ввел в России выработанный классицизмом жанр стихотворной сатиры.

Начиная с 30-х гг. в литературе проявилось влияние классицизма. Русский  классицизм подчинялся общеевропейским  закономерностям, ему были присущи  и жесткая жанровая регламентация  и выраженный интерес к античности. Большой популярностью пользовались переводы античных авторов (особенно Анакреона  и Горация). В поэзии и драматургии  были распространены античные сюжеты. Национальной особенностью русского классицизма  была его более тесная (по сравнению  с Западной Европой) связь с идеологией Просвещения, определявшая высокий  гражданский пафос искусства.

В эпоху классицизма в  России сложилась новая художественная литература с развитой системой жанров. Существенным элементом новой словесности  стала новая, силлабо-тоническая система  стихосложения, введенная поэтом и  переводчиком В.К. Тредиаковским. Она основана на чередовании ударных и безударных слогов в строке и до сих пор является основой русской поэзии.

Основоположником русской  драматургии был А.П. Сумароков, автор первых русских трагедий и комедий, родоначальник стихотворного басенного жанра. Литература последней четверти XVIII в. под влиянием идей Просвещения обратилась к вопросу о совместимости неограниченной монархии и общественного блага, к острым социальным и политическим темам ("Недоросль" Д.И. Фонвизина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.П. Радищева).

Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г.Р. Державин. Его заслугой была демократизации поэтического слова, соединение "высокого" и "низкого" стиля, внесение элементов разговорного языка в поэзию.

На рубеже XVIII – XIX вв. в  русской литературе формируется  сентиментализм, отмеченный эмоциональным  восприятием окружающего мира, интересом  к чувствам конкретного человека. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина ("Бедная Лиза") и А.П. Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву"), создавшими жанры путешествий и чувствительной повести, поэзией И.И. Дмитриева. Сентиментализм порождал обращение к пасторальным мотивам, идею бегства в природу, воспевание простых человеческих чувств.

Литературное творчество петровского времени подготовило  вступление России в эпоху классицизма.

 

РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУСТВА.

XVIII в. стал временем  рождения русского театра. В 1702 г. в Москве открылся первый  публичный театр ("Комедийная  хоромина"). Позднее в Ярославле  под покровительством воеводы  Мусина-Пушкина был создан Театр Ф.Г. Волкова.

В 1756 г. в Петербурге был  создан первый государственный театр. Основу его составила труппа ярославских  актеров во главе с Волковым. В  то же время действовал Школьный театр  при Сухопутном Шляхетском корпусе, в 1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), впервые поставивший "Недоросля" и другие пьесы Фонвизина. В Москве представления разыгрывались итальянской труппой Д. Локателли. В 1780 г. был открыт Петровский театр, ставивший, как это было принято, драматические, оперные и балетные спектакли. Широко известны были крепостные театры князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, графа Н.П. Шереметева в Останкино, на сцене которого блистала П. И. Ковалева-Жемчугова.

Большая часть театрального репертуара представляла собой переводы и переделки переводных пьес, но во второй половине XVIII в. появляется национальная драматургия (Сумароков, Фонвизин, Херасков).

Светская музыка начала XVIII в. была представлена несложными формами  бытовой песни, а также кантами (вид многоголосой песни, заимствованный из Литвы и Польши). Канты носили торжественный характер и исполнялись, как правило, на празднествах в честь  военных побед России.

В середине XVIII в. популярными  в России стали итальянская и  французская опера. В последней  четверти столетия формируется отечественная  композиторская школа. Ведущим жанром была комическая опера. Успехом пользовались оперы А.О. Аблесимова, В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина, Д.С. Бортнянского. На рубеже XVIII – XIX вв. появился жанр камерной лирической песни, развитие которого способствовало творчество О.А. Козловского.

 

ЖИВОПИСЬ.

Петровское время стало  переломным и в развитии живописи. Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.

В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Царским указом большую группу "мастеровых людей разных художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для обучения. Среди них можно назвать живописцев А.Матвеева, И.Никитина, Р.Никитина, гравера С.Коровина других.

Ведущим жанром в российской живописи был портрет. Развитие портретного  жанра в петровскую эпоху определялось воздействием западной живописи, но одновременно опиралось на традицию предшествовавшего  столетия (парсуна). Становление портретной живописи было связано с творчеством И.И. Никитина и А.М. Матвеева.

Новым явлением в искусстве  стала гравюра. Наиболее известным  мастером был А.Ф. Зубов. Это был жанр близкий к повседневности и имевший широкий круг ценителей. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга.

В Россию приглашали и иностранных  художников, оставивших заметный след в истории нашего искусства. И.-Г. Таннауэр и Л. Каравакк.

Во второй половине XVIII в. развиваются и другие жанры живописи. Складывается система жанров (портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись). Наиболее значимыми авторами исторического  жанра были А.П. Лосенкои Г.И. Угрюмов. В развитии портрета проявились две тенденции: повышение художественного уровня и реалистичности изображения и расцвет парадного портрета. В творчестве А.П. Антропова были особенно сильны традиционные черты парсуны. Он стал одним из создателей жанра камерного портрета (портрет Измайловой). Портреты Ф.С. Рокотова отличаются интимностью, тонкостью и психологизмом (портрет А.П. Струйской). Д.Г. Левицкий много работал в жанре парадного портрета. Творчество В.Л. Боровиковского (рубеж XVIII - XIX вв.) связано с идеями сентиментализма. Он впервые ввел пейзажный фон в портретах.

В конце XVIII в. появляются полотна  со сценами из крестьянской жизни (М. Шибанов, И.П. Аргунов, И.А. Ерменев), возник интерес к ландшафтному пейзажу (С.Ф. Щедрин), зародился городской архитектурный пейзаж (Ф.Я. Алексеев).

Ф.И. Шубин создал скульптурные портреты М.В. Ломоносова, полководца П.А. Румянцева Задунайского. Появляются памятники в честь выдающихся деятелей – Петру I ("Медный всадник" Э. Фальконе, 1782).

 

ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ИЗМЕНЕНИЕ  СТАРЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ.

В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер. Петровские преобразования кардинально  повлияли на характер архитектурных  проектов и застройку городов  и барских усадьб.

Информация о работе Эпоха Петра I